Дорогие читатели!
Рад познакомить вас с новым автором Ильей Гладштейном, который продолжит вести рубрику «Недельные главы Торы».
— Илья, расскажите немного о себе.
— Родился в Одессе, в семье так называемой технической интеллигенции. Всегда было четкое осознание того, что наша принадлежность к еврейскому народу — это очень важно. Только что это означало на практике, мы не знали. С тех пор прошло много лет, и Тора заняла полагающееся ей центральное место в моей жизни. Живу в Торонто, работаю психологом, готовлюсь к получению смихи, женат, у нас двое детей.
— Как началось Ваше еврейское образование?
— В 18 лет я переехал из Одессы в Торонто. Продолжил учебу в университете. Там был еврейский клуб, где начал изучать иврит. Еще подростком я сильно увлекался восточным мистицизмом: йогой, даоизмом, таи чи… В нескольких книгах были ссылки на Каббалу, мне стало интересно. До этого в моем представлении Тора была чем-то архаичным, в основном связанным с ношением шляпы и отращиванием бороды. Более того, те редкие классы по Торе, которые я посещал, представлялись мне тогда очень сухими. Но когда я попал на курс о еврейском мистицизме в университете, то понял, что Тора — это, как минимум, так же интересно, как восточный мистицизм. А после более близкого знакомства понял, что Тора — вне конкуренции. В дальнейшем раввин при университете предложил мне поехать в иешиву в Израиле. С этого, собственного говоря, все и началось.
— Когда Вы начали писать на еврейские темы?
— Год назад я начал преподавать в программе «Эш-аТора» в Торонто. Решил, что одних классов недостаточно, нужно писать — ведь у нас есть устная и письменная Тора.
— Какие Вы ставите перед собой задачи?
— Мне хочется показать, как Тора формирует нашу реальность и как научиться воспринимать эту реальность. Тора — это не какая-то пыльная Книга с описанием истории 3000-летней давности, а нечто жизненно необходимое абсолютно всем, особенно в наше время. Я стараюсь находить актуальные темы. Вместе с тем в моих статьях обычно присутствует каббалистический компонент.
Беседовал Лев Кацин
Илья ГЛАДШТЕЙН
Одна из основных тем недельной главы «Хаей Сара» — это подведение итогов жизни Сары. Любой персонаж и любой сюжет Торы призван открыть нам что-то качественно новое, обозначить начало нового процесса, изменяющего мир. Есть известная история о р. Йосеф Каро — авторе сборника еврейских законов «Шулхан Арух». Рав Йосеф Каро долгое время работал над тем, чтобы понять принцип действия одного из законов. Но глубинный смысл и суть закона ускользали от него. Внезапно ночью он осознал смысл проблемы, над которой трудился столько времени.
К своему удивлению, наутро он услышал, как один из учеников в его иешиве задаёт тот же вопрос, который мучил его столько времени, другому ученику, причём ответ был получен сразу, без секунды размышления. Как это могло произойти? Дело в том, что когда один человек понимает суть какого-то явления, то результаты его трудов становятся доступны абсолютно всем. Происходит открытие канала, с помощью которого можно воспользоваться плодами трудов других людей.
Довольно часто в книге «Зоар» новые комментарии начинаются словами: «Рабби патах…» — «Раввин открыл…». Понятно, что речь идёт не о том, что раввин открыл собрание или какое-то заседание. Подчёркивается то, что именно этот автор нашел ключи к пониманию именно данного явления. Похожие процессы можно заметить в истории научных открытий, когда после открытия одного учёного почти в то же время другие исследователи приходит к тем же результатам — просто получают «канал доступа» к новой информации.
В чем же заслуга Сары, почему нам так важно знать о её жизни и смерти? Тора зачем-то сообщает нам о месте смерти: «Сара умерла в Кириат Арбе, то есть в Хевроне» (Брейшит 23:2). Вспомним о роли, которую были призваны сыграть Авраам и Сара. После «падения» Адама и Хавы в мир приходит разрушение. Четыре базовых элемента мироздания (огонь, вода, земля и воздух) находятся в состоянии хаоса. Авраам и Сара начинают приводить мир в «человеческий вид».
Ор аХаим говорит, что место, в котором похоронена Сара, — Кириат Арба (в переводе поселение четырёх), намекая на соединение четырёх элементов. Использование же второго имени этого города — Хеврон (производное от слова «хибур» (соединение) указывает на то, что эти элементы были связаны). Сара начала работу по соединению фрагментов реальности, которые были разрушены в результате «падения» Адама и Хавы.
Почему же сказано, что Сара умерла в Кириат Арбе — Хевроне? Это и есть тот урок, который мы извлекаем из отрывка Торы: что такое смерть? Смерть — это разделение души и тела с последующим распадом тела. Так как всю свою жизнь Сара была занята исправлением мира и соединением разрушенного, то, согласно принципу «мида к`негед мида» — «мера за меру», ее смерть не превратилась в распад и разрушение. В следующем мире мы просто продолжаем заниматься тем же, чем и занимались в этой жизни. Если человек «соединял» в этом мире, то он будет двигается по привычному пути и дальше, в случае же пассивности или (что ещё хуже) создания хаоса ушедший из этого мира ощутит на самом себе результаты своей деятельности.