Эфиопские евреи. Фото: s4.drugiegoroda.ru
— Уважаемый рав Эссас, у меня всегда вызывает недоумение, что караимы в Израиле не считаются частью реального еврейства, а так называемые фалаша из Эфиопии вполне даже вписываются в рамки еврейства. Не абсурд ли это? Как известно из истории, караимы некогда отвергли Талмуд и основанное на нем право. Но ведь иудеями они быть не перестали. Просто у них несколько иная версия иудаизма. (Примечательно, что в бывшей Российской империи этнорелигиозные общины караимов не дискриминировались, как талмудические иудеи).
Караимы — весьма культурный народ, не то что непонятного происхождения фалаши. Почему ж тогда ваши израильские раввины до сих пор негативно относятся к караимам, но вполне лояльны к полудикарям из Африки, чье еврейство из пальца высосано, взято с потолка, шито белыми нитками?
Желаю вам всегда и во всем быть “этрогом”.
Кирилл Россия
— Текст Вашего письма полон серьезных ошибок и заблуждений. И, кроме того, его вполне можно занести в список наиболее ярких образцов абсолютно недопустимого отношения к людям. Чтобы не быть голословным — отмечу конкретные, так сказать, «показательные» фрагменты.
Вы пишете, что караимы евреями быть не перестали, просто у них, с Ваших слов, «иная версия иудаизма». Но это — не так. Их религия — не «иная версия иудаизма». С момента получения Торы у нас всегда была и Письменная Тора, и Устная. И это очевидно любому разумному человеку. Ведь чтобы понять содержание и смысл текста — нужны объяснения к нему. Особенно когда речь идет об установления законов, обуславливающих образ жизни. В отличие от философских рассуждений, в которых для того, чтобы выстроить модели человеческого поведения, нюансы не имеют значения, текст Торы, определяющий, как нам следует себя вести, должен быть достаточно ясным и заключать в себе принципы, позволяющие уточнить детали поведения, в зависимости от временных, географических и иных обстоятельств. При этом основные положения каждого закона остаются неизменными. Этим и занимается Устная Тора. Так евреи жили две тысячи лет.
Потом возникла группа людей, которые возомнили, что им лучше известно, что имел в виду Всевышний, когда дал нам Письменную и Устную Тору. И просто-напросто — упразднили Устную Тору. Естественно, результат их действий нельзя назвать «другой версией иудаизма». Кроме того, исходя из изложенной выше логики, караимы (это и есть название группы, о которой мы с Вами сейчас говорим) тут же придумали собственную «устную тору». То есть от общего объема иудаизма они не только отрезали три четверти, а то и больше, но еще и приклеили к остатку свои фантазии. И внесли их не в какие-то философские вопросы, но в формулировки законов, устанавливающих, кто может считаться «евреем» (надеюсь, понятно, почему слово еврей поставил в кавычки), кто может присоединиться к таким «евреям», как создаются семьи и что происходит с разводами. Поэтому уже через 100-200 лет после создания этой новой религии, караимы, со всех точек зрения, включая не только религиозную, но и этническую, оказались вне народа Израиля. Что, кстати, подтвердили ученые-этнографы Третьего рейха (дотошные нацисты, которые всюду искали еврейскую «составляющую»). Они официально признали караимов неевреями.
Пойдем дальше. Вы пишете, что караимы — «культурные люди». Неужто Вы всерьез соотносите это определение с еврейством?! Знаете ли Вы, что среди немцев во время Второй мировой войны было много (их и сегодня немало) культурных людей? Да и вообще, если пользоваться Вашим пониманием сути слова «культурный» — в данную категорию явно попадет большинство европейцев. Конечно же, европейцы здесь названы лишь в качестве примера. Культурные люди есть в любом обществе, в любой стране мира. Они, что же, все евреи?
А теперь — о евреях из Эфиопии. Прочтем еще раз, что Вы о них пишете. Что они «полудикари». Что их еврейство «из пальца высосано», «взято с потолка», «шито белыми нитками». Кто же все это «сшил»? Что это за люди? Это — раввины, Учителя нашего народа (уместно подчеркнуть, что речь в данном контексте не идет о караимах). В течение примерно 200 лет они кропотливо изучали всевозможные документы (в том числе и документацию христианских миссионеров), заслушивали свидетельские показания многочисленных еврейских путешественников, а во второй половине ХХ века — и целых делегаций евреев из разных стран, посетивших Эфиопию. В итоге, после долгих размышлений, на основе многолетнего опыта исследований и принятия решений в подобных вопросах они постановили, что эфиопские евреи — действительно часть еврейского народа. Хотя и требуется, чтобы каждый из них прошел уточняющий гиюр.
Мы с Вами не знакомы. Но у меня при прочтении Вашего письма возникла уверенность, что Вы и понятия не имеете, как определяется статус еврейства, какие проблемы духовного порядка необходимо в каждом конкретном случае принимать во внимание, как все это делалось раньше и как это делается сейчас. Поэтому когда Вы огульно, совершенно не разбираясь в духовных вопросах вообще и в законах Торы, в частности, выдвигаете нелепые, низменные обвинения расистского характера, прихожу к выводу, что перед Вами стоит невероятно трудная задача. И заключается она, кроме прочего, в том, чтобы привести в необходимый порядок свои мысли и взгляды на мир. Только на этом пути у Вас появится возможность стать достойным, одухотворенным и, пользуясь Вашей терминологией, «культурным» человеком.
Быть может, Вам удастся сделать это. Но только в том случае, если Вы преодолеете в себе крайне негативные черты, которые Вы, не заметив того, раскрыли в самом начале своего письма, пожелав (цитирую) «всегда и во всем быть этрогом».
Тем, кто не знает, поясню, что этрог — один из четырех видов растений, которые мы объединяем во время молитв в праздник Суккот, и держим в руках, выполняя заповедь Торы. Эти четыре вида растений символизируют четыре группы евреев в нашем народе: от праведных и ученых (этрог) и до тех, кто занят осуществлением добрых дел, и ничем не примечательных, «простых» евреев. По нашим законам, если в комплекте из 4-х растений недостает одного вида, символизирующего, например, «простых» евреев, это уже не будет выполнением заповеди. Даже если все четыре вида будут этрогами (самое лучшее).
Надеюсь, понятно, что составив такой поздравительный текст, Вы открыли в себе высокомерие, гордыню, презрение к другим. Иначе говоря — весьма неприглядные человеческие свойства, наличие и проявления которых, как, впрочем, и Ваши рассуждения о том, кого считать евреем, противоречат нашему, еврейскому мировоззрению…
Отвечал рав Элиягу Эссас