Первый раздел «Берешит», с которого начинается новый годичный цикл чтения Торы, самый объемный по содержанию. Он охватывает первые шестнадцать веков существования мира от его сотворения до всемирного потопа и летопись первых десяти поколений людей — от Адама до Ноаха.
Содержание раздела
Вначале Б-г сотворил «из пустоты» вселенную со всеми ее составляющими: временем, пространством, законами природы, стихией, земной флорой и фауной. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную сферу под названием «Шаббат», посещающую этот мир раз в неделю. В канун первого шаббата на свет появились первые люди Адам и Хава. Б-г поместил их в «райский» сад Эден. По наущению Змея и вопреки запрету Творца Хава отведала запретный плод с «древа познания добра и зла» и дала его попробовать Адаму. Впитав в себя «грех» вместе с этим плодом, Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю. Б-г изгоняет их из Эдена и меняет природу человека. В мир приходят смерть, страдания и тяжелый труд. Начинается извечная борьба за искупление первородного греха, борьба добра и зла, ставшая стержнем мировой истории. Каин и Эвель, первые дети родоначальников человечества, приносят дары Б-гу: Каин «из плодов земли», Эвель — «из первенцев своих овец». Всевышний принимает только дар Эвеля, и раздосадованный Каин убивает брата. За это преступление Б-г обрекает Каина на вечные скитания. Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и Шета, третьего сына Адама и Хавы. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «сожалеет», что создал людей, и решает уничтожить их вместе со средой обитания Всемирным потопом, сохранив единственного праведника допотопной эпохи — Ноаха и его семью.
****
Мир — «из ничего»
«Вначале сотворил Г-сподь небо и землю…» (1:1). Тора начинается с шестидневного Сотворения мира. Эта часть кажется особенно уязвимой для научной критики. В самом деле, как можно создать мир за шесть дней? Чтобы понять описываемый в Торе процесс, надо разделить его на две фазы. Первая фаза: creatio ex nihilo — сотворение из ничего, на которое указывает слово «бара», и — вторая фаза: формирование элементов природы из имеющегося «сырья».
Первые два стиха Торы («В начале сотворил Г-сподь небо и землю. И была земля пуста и нестройна, и тьма над бездною, и дух Г-спода парил над водою») описывают первую фазу, когда Всевышний породил все сущее сразу, а перед этим не было ничего. В результате первой фазы образовалась хаотичная смесь, называемая «тоху вавоху» (пустота и нестройность).
Вторая фаза Творения описывается с третьего стиха, когда Всевышний приказал: «Да будет свет!»; и стал свет». Можно предположить, что этот свет был сформирован (или выделен) из первичной смеси «тоху вавоху».
В теории такого «двухэтапного» Творения заключена важная идея: первая фаза развивалась вне времени. Тора не говорит нам, когда началось Творение, и сколько оно продолжалось, ибо бессмысленно втискивать этот процесс в рамки времени. Концепция времени, дней и прочее приобрела смысл только с началом второй фазы Творения. Лишь когда Тора сообщает нам о сотворении, формировании света и тьмы, дня и ночи, и затем говорит: «День один» (заметьте, не «день первый», а именно «день один»), события приобретают осмысленный хронологический характер.
Такой взгляд на Творение поможет нам понять причину расхождений в оценке возраста Земли между наукой, опирающейся на геологические и археологические открытия, и еврейской традицией.
От Адама до потопа
Раздел «Берешит» чрезвычайно насыщен событиями и явлениями, охватывающими огромный пласт бытия (в русской традиции эта первая книга Пятикнижия так и называется: «Бытие»): от первичного хаоса, из которого Б-г создал вселенную и время, и до всемирного потопа; от первого человека Адама до Ноаха, единственного праведника в своем поколении.
Именно из раздела «Берешит» в мировую культуру вошли классические персонажи Адама, Хавы (Евы) и Змея-искусителя, концепция «первородного греха», братоубийственный сюжет с участием Каина и Эвеля (Авеля). Здесь мы узнаем, что десять «допотопных» поколений от Адама до Ноаха (Ноя) были супер-долгожителями. Один из них — Метушелах (Мафусаил) — установил абсолютный и до сих пор непревзойденный рекорд долголетия: 969 лет!
Из этого же первого раздела человечество позаимствовало множество крылатых выражений, аллегорий и метафор, разошедшихся по мировым языкам, проникших в литературу, журналистику и драматургию, придавших глубину и образность современной речи. Люди давно забыли о первоисточнике, но охотно цитируют: «Да будет свет» (1:2); «И был вечер, и было утро» (1:5); «И сотворил Б-г человека по образу и подобию Своему… и сказал: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и овладейте ею» (1:27,28); «древо познания добра и зла» (2:9); «Нехорошо человеку быть одному» (2:18); «Это кость от кости моей, плоть от плоти моей» (2:23); «Поэтому оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью» (2:24); «В поте лица твоего будешь есть хлеб… ибо ты прах и в прах возвратишься» (3:19); «Восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его» (4:8); «Разве сторож я брату моему?» (4:9). Выражение «каинова печать» тоже из Торы: «И дал Б-г Каину знамение, чтобы не убил его всякий, кто бы ни встретил его»(4:15).
Благословенная буква «бейт»
Люди, впервые открывшие Пятикнижие, наверняка обратили внимание на крупно выведенную первую букву «бейт». Это не единственная шрифтовая аномалия такого рода. В соответствии с традицией в свитках Торы есть в общей сложности 11 букв, которые пишут крупнее остального шрифта, и пять-шесть «маленьких» букв. Тора начинается с большой буквы «бейт». Иерусалимский Талмуд и другие источники по-разному объясняют эту особенность.
«Бейт» — это «браха», благословение. Поскольку первая буква еврейского алфавита — «алеф», было бы, на первый взгляд, логично и справедливо поставить ее первой в Торе. Однако с «алефа» начинается слово «арур», проклятый. В мидраше сказано, что Б-г хотел дать этому миру хороший шанс для выживания и поэтому благословил его первой большой буквой «бейт», второй в еврейском алфавите.
Буква «бейт» символизирует также множество; ее числовое значение — два, минимальное множественное число. «Алеф» — это один, единство, которое подходит только Б-гу, но не человеку, ибо, как сказано в нашем разделе, «нехорошо человеку быть одному». Вместо единства получается одиночество.
Кроме того, «бейт» представляет два мира, созданных Творцом: этот мир и мир грядущий, о существовании которого мы должны знать. Большая «бейт» напоминает нам об этом.
Наконец, еще одно объяснение — графическое. Буква «бейт» образует, как бы, три стороны прямоугольника. Она замкнута сверху, снизу, сзади и открыта спереди. Отсюда выводится важное мировоззренческое положение: мы не должны тратить слишком много времени и усилий на выяснение того, что происходит вверху (в высших сферах), внизу (в «гееноме», аду) и позади нас (в предыдущих мирах, существовавших до Сотворения нашей вселенной). Наше внимание и любознательность должны быть направлены вперед, в этот мир, от момента его зарождения и дальше, в будущее.