Антисемиты воспользовались волной Black Lives Matter и утверждают, что евреи доминировали в работорговле.
Одним из самых опасных антисемитских утверждений стал тезис о доминировании евреев в атлантической работорговле и порабощении африканцев в Новом Свете. Существует опасение, что движение BLM находится под влиянием этой антисемитской риторики. Как и во всех формах лжи, здесь есть зерно истины: небольшое количество евреев были работорговцами и рабовладельцами. Все древние культуры видели рабство как норму; Тора же видит массовое рабство в Египте и Месопотамии — с точки зрения раба — как явление отвратительное. Борьба евреев с рабством проходит лейтмотивом через всю историю этого древнего народа. Греко-римское понятие «естественного рабства» было несовместимо с иудео-христианской верой в равенство всех перед Богом.
Тора подчеркивает ценность свободной личности, созданной «по образу Бога». В иудейской вере каждая человеческая жизнь имеет значение — это целый мир. Тора выступает против злоупотреблений властью, особенно против рабства, и посвящена разрушению жестоких империй. Главный нарратив Танаха — о порабощенном народе, который вырвался на свободу, принял свои законы и создал независимое государство.
Исход евреев из египетского рабства каждый день упоминается в еврейских молитвах и почти во всех праздниках.
Тора критикует рабство. Пророк Шмуэль осуждает царей за порабощение народа посредством налогов, принудительного труда и военной службы, а также конфискации земли. Более поздние пророки были встревожены тем, что в период существования Израильского и Иудейского царств рабство стало распространенным заурядным явлением.
Царь Ровоам, сын Соломона, ухудшил положение: «Отец мой наказывал вас плетьми, а я буду наказывать скорпионами»0 (I ЦАР, 10: 11). Высокомерие царя привело к первому восстанию рабов. Царство раскололось на Израиль и Иудею.
Пророческое противостояние рабству продолжалось в течение всего монархического периода. Последний царь Иудеи, Цидкияху, столкнувшись с вавилонским нашествием в VI веке до н.э., провозгласил освобождение рабов, но не смог довести его до конца. Пророк Иеремия осудил государство и предупредил о поражении и изгнании из страны как о Божественном наказании. Предсказание сбылось, и, что еще хуже, евреи были вынуждены стать рабами в Вавилонии (II летопись, 36: 20).
Затем евреи вернулись в землю Израиля, и через несколько веков на них снова обрушилась теперь уже Римская империя, после того как римляне подавили три еврейских восстания в I и II веках н.э. многие евреи опять были проданы в рабство.
Эта печальная история народа, получившего свободу, а затем снова оказавшегося в рабстве, породила отвращение к рабству в Торе и еврейской жизни. Рабства невозможно было полностью избежать, но оно не поощрялось.
Исторически иудаизм стремится ограничить рабский труд, особенно евреев среди своих собратьев, настаивая на правах рабов и обязанностях господ: приобрести еврейского раба означало приобрести господина (Киддушин, 20а).
Недавнее символическое снесение статуй исторических деятелей, связанных с рабством, таких, как Эдвард Колстон в Бристоле, имеют прецедент в Торе: в книге Даниила (II век до н. э.) говорится о большой статуе из золота, серебра и меди, с глиняными ногами — символе могущественных древних империй, построенных рабами — эта статуя была повержена.
На Пасхальном седере, посвященном исходу евреев из Египта, вспоминают ужасы рабства. Талмуд подчеркивает, что даже самый бедный человек должен принимать участие в пасхальной трапезе и радоваться свободе (Песахим, 108а).
Монотеистическая вера, как и образование, защищала людей от рабства. К Средневековью еврейское рабство было редкостью; когда евреи попадали в плен, еврейские общины делали все, чтобы выкупить собрата.
В современную эпоху бесчисленное множество евреев были порабощены немцами, прежде чем быть убитыми в Холокосте. Еще свежа память о тех страшных годах, и по этой причине Песах для современных евреев имеет особое значение как праздник освобождения.
История о выходе из рабства в Торе стала символом для народов, стремящихся к независимости. Так, американцы во время Войны за независимость (1776-1783) видели в Вашингтоне Моисея, а в короле Георге III — фараона. Оригинальная печать США изображала еврейских рабов, пересекающих море, чтобы обрести свободу.
В Италии «Хор еврейских рабов» Джузеппе Верди в опере «Набукко» (1842 г.), написанной за два десятилетия до обретения Италией независимости, представляет собой лоскутное одеяло библейских текстов, выражающих мечту израильских рабов об освобождении. «Хор еврейских рабов» стал неофициальным национальным гимном Италии.
Ветхий завет — Тора вдохновляла тех, кто боролся с рабством и эксплуатацией, включая Уильяма Уилберфорса и Авраама Линкольна, Мартина Лютера Кинга и Нельсона Манделу.
Теология освобождения, как правило, звучит в странах, где нарушаются права человека, например, в Африке, Латинской Америке, Китае и других. Гораздо реже она звучит в синагогах и церквях Европы.
Дэвид АВЕРБАХ
Jewish Chronicle, перевод: Эфрат ШАЛЕМ