Фото: toramizion.ru
Группа из 250 заговорщиков, возглавляемая Корахом, Датаном и Авирамом, восстала против власти Моше и Аарона. Бунт был подавлен молниеносно: разверзшаяся земля поглотила Кораха и его сообщников.
Многие евреи, сочувствовавшие бунтовщикам, хотели отомстить Моше, но среди них начался повальный мор, и лишь благодаря энергичному заступничеству пророка и его брата Б-г прекратил массовую казнь, унесшую 14700 жизней. Желая положить конец гибельной борьбе за власть, Всевышний велит поместить в Шатре Откровения посохи с именами колен Израиля. Наутро посох колена Леви с именем Аарона расцвел и дал урожай миндаля. Этим чудесным знамением Б-г подтвердил, что левиты избраны Им в качестве служителей Храма, а Аарон, представитель этого колена, по праву является основателем династии коэнов-священников. Далее перечислены обязанности коэнов и левитов. Коэны не могут владеть землей. Их материальные нужды должны обеспечивать другие колена за счет десятин и других отчислений. Приведены законы о первых плодах урожая, выкупе первенцев и других приношениях.
***
Корах был не только влиятельным и богатым человеком, но и очень харизматичным. Поэтому ему было легко привлечь на свою сторону немало сторонников. В сколоченной им группе заговорщиков оказались многие важные люди, включая двенадцать глав родов, Датана, Авирама и Она сына Пеледа (последний, однако, своевременно вышел из этой группы вместе с тремя сыновьями). К ним присоединились двести пятьдесят человек, в основном, из колена Реувена, которые были соседями Кораха на стоянках в пустыне; к тому же, они затаили обиду на Моше за то, что он лишил их колено первородства и, как следствие, священнических привилегий. Многие простые евреи тоже симпатизировали Кораху, поскольку он щедро раздавал им подарки и умело настраивал их против Моше и Аарона своими демагогическими речами.
У Кораха и его группы были четыре цели:
- Корах завидовал своему двоюродному брату Элицафану бен-Узиэлю, который был назначен предводителем рода Кегата из колена Леви, хотя был младше его. Именно эта зависть стала толчком к бунту, как пишет РАШИ.
- Корах хотел отобрать сан первосвященника у Аарона. Судя по испытанию благовониями, на эту должность претендовали также 250 заговорщиков из его группы.
- Бунтовщики хотели также дискредитировать Моше ради достижения своих целей и отменить все его назначения, как видно из их первого заявления: «Полно вам! Ведь все общество, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Б-га?!»
- Четвертая цель заключалась в восстановлении колена Реувена в правах первородства, что позволяло его представителям служить коэнами в Мишкане (переносном Храме).
Интересно отметить, что последняя цель противоречила двум первым. Ведь если бы колену Реувена вернули его статус, то первосвященником был бы его представитель, а не кто-то из колена Леви. Род Кегата тоже не играл бы заметной роли в храмовой службе. В результате, Корах не смог бы осуществить два своих первых замысла.
Кроме того, если бы заговорщикам удалось отменить всю иерархию, созданную Моше, Корах не имел бы права претендовать на те должности, которые хотел занять.
Такова разрушительная сила распри, основанной на зависти. Желая свергнуть оппонентов, Корах и компания представили такие аргументы, которые не только шли вразрез с логикой и правдой, но и, по существу, противоречили друг другу.
В итоге, при всем своем влиянии и богатстве, Корах не сумел добиться поставленных целей. Датан и Авирам, его главные помощники, не претендовавшие на должность первосвященника, были проглочены заживо бездной. Двести пятьдесят участников заговора, которые хотели заменить Аарона в этой должности, сгорели в огне. А сам Корах, инициатор бунта, подвергся сразу обеим казням. Моше-рабейну остался руководителем еврейского народа; Аарон — первосвященником, Элицафан бен-Узиэль — предводителем рода Кегата, а за коленом Леви сохранилась храмовая служба.
Короче говоря, Корах и его сторонники не только ничего не приобрели, но и потеряли все, что имели, в том числе саму жизнь. Как сказано в трактате «Бава-Батра», 74а, эти люди до сих пор остаются в преисподней и каждый день провозглашают: «Моше — правда и его Тора — правда, а мы самозванцы!»
Сказано в мидраше: «Захотел верблюд получить рога. Но не только не получил их, а и лишился своего горба».
Что касается Моше, его позиции еще больше упрочились в результате этой истории. Умелая и решительная ликвидация бунта в сочетании с проявленной им скромностью, которая всегда была присуща ему, укрепили его престиж в глазах людей, подтвердив его статус как одного из величайших людей в истории. Возможно даже, величайшего!
Сказка о золотых рыбках
«И взял (ва-иках) Корах…» (15:1). В 20-х годах ХIX века соотношение между доходами самых богатых жителей земли и самых бедных (20 процентов от всего населения) составляло три к одному. К 1991 году это соотношение подскочило до 86:1. Анализ, проведенный Международным институтом исследования экономического развития при Университете Объединенных Наций, показал, что в 2000 году один процент самых богатых людей владел 40 % всех мировых денежных накоплений и недвижимости. Финансовые активы трех человек, занимающих самые верхние строчки в мировом списке богачей, превышают активы 48 беднейших стран, вместе взятых!
Еще никогда в истории человечества не было такого вопиющего дисбаланса; еще никогда так много богатства не находилось в руках столь немногих. В результате, у супер-богатеев появилась новая проблема: как получить максимальное удовольствие от своих супердолларов в этом мире?
Рассказывают такую историю. Один американо-еврейский мультимиллиардер решил устроить самую необычную бар-мицву для своего подросшего отпрыска. Он связался с управлением космических полетов NASA в Хьюстоне и спросил, сколько будет стоить проведение бар-мицвы на Луне. Когда отцу представили коммерческое предложение с множеством нулей, он не смутился: «Нет проблемы. Небо для нас — не предел». И вот специально отобранная группа из 25 человек, включая приглашенных гостей, отправилась на Луну на межпланетном космическом корабле, чтобы отпраздновать эту уникальную бар-мицву. По возвращении на земную твердь одного из гостей спросили, как ему понравилась бар-мицва на другой планете. Тот ответил: «Да, погуляли неплохо. Но атмосфера не та…. Там вообще нет атмосферы».
На западе появилась новая специальность — организовывать шикарные мероприятия для сказочно богатых людей. Один из таких специалистов (их называют французским словом «консьерж») заказал популярного американского соул-певца Стиви Уандера для вечеринки из шести человек. Артисту заплатили миллион с четвертью долларов. Но это был лишь чистый гонорар. Кроме того, Стиви и его группу доставили на частном самолете, сняли для них роскошные апартаменты и, конечно, кормили так, как вам и не снилось. В итоге, персональный концерт знаменитости обошелся заказчику в 5-6 миллионов долларов.
Однажды сей «консьерж» обслуживал арабского шейха, помешанного на золоте. Когда этот шейх приехал в Нью-Йорк, он потребовал, чтобы все было из золота: лимузин — золотой; ванна и даже водопроводные краны в туалете — тоже из золота. Но верхом его безумных фантазий стала вылазка на американскую природу — ему захотелось половить золотых рыбок удочкой из чистого золота в реке Гудзон.
Золотые рыбки в Гудзоне не водились, но все было устроено. «Консьерж» нанял большую яхту, велел раскрасить ее золотой краской и закупил пару тысяч живых золотистых карасей, водившихся в другой местной речке Истмэйн. Когда яхта с шейхом на борту отправилась в плавание по Гудзону, группа специально обученных водолазов, плывших под днищем яхты, выпустила из контейнера маленьких рыбок. То-то было весело!
У безумия нет границ. И чем больше денег у человека, тем безумнее он может вести себя.
«И взял Корах…». В этом первом стихе сегодняшнего раздела нет прямого дополнения, которого требует слово «взял». (В переводах обычно употребляют слово «отделился», чтобы избежать бессмыслицы.) Что именно взял Корах — непонятно. Скорее всего, речь идет о том, что Корах был целиком во власти своей одной, но пламенной страсти: брать и присваивать. Именно поэтому, несмотря на свою ученость, высокий статус и богатство, он организовал бунт против Моше, руководствуясь только своим личным эгоизмом. Финал был показательным и справедливым. Из-за своей ненасытной страсти поглощать все и вся он сам был проглочен устами земли.