Исход из Египта
В нашей недельной главе рассказывается очень печальная история о том, как после исхода из Египта и дарования Торы (мы как раз недавно отпраздновали Шавуот) запланированная Творцом для еврейского народа легкая трехдневная прогулка до Земли Обетованной странным образом превратилась в 40 лет блуждания по пустыне.
А все потому, что посланные евреями на разведку исторической родины представители колен оказались предателями и, вместо того чтобы расхвалить будущий Израиль, обругали его. Да так, что весь народ разрыдался и отказался следовать маршруту, предпочитая вернуться в Египет. «И распускали худую молву о земле, которую обозрели, между сынами Израиля, говоря: земля, которую проходили мы, чтобы обозреть ее, это земля, глотающая живущих на ней; а весь народ, который видели мы на ней, люди великорослые. Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах. И подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и на Аарона все сыны Израиля, и сказала им вся община: о, если бы мы умерли в земле Египетской или в пустыне этой умерли бы! И зачем Г-сподь ведет нас в землю эту, чтобы пали мы от меча? Жены наши и дети наши станут добычей. Не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: назначим начальника и возвратимся в Египет» (Бемидбар; 13 — 14).
Но уже в самой первой фразе нашей главы таится ключ к пониманию всей этой истории. Б-г сказал Моше: «Пошли ОТ СЕБЯ разведчиков». Иными словами, Он как бы соглашается на требование людей и подчеркивает, что это не Его изначальное желание.
И правда, согласно мидрашам, на самом деле евреям не требовалось никакой разведки, логичной в иных обстоятельствах, ведь в данном случае их вел Творец, предстающий по ночам в столпе огненном, а днем — в столпе облачном.
Если бы люди по-настоящему доверились Ему, они бы просто пошли в указанную сторону, как ранее через египетскую границу, как в расступившееся море, как к горе Синай.
Но, увы, евреев одолевает очередной кризис веры, и им хочется гарантий, а не следования по заданному курсу с закрытыми глазами.
— Что ж, хорошо, — говорит Б-г, но имейте в виду, это была не Моя, а ваша идея. Так что теперь не оплошайте.
При том, что Он точно знал, что оплошают, но… не отнимать же из-этого свободу выбора у людей.
Интересно также, что и сам Моше предвидит крах. И в данном случае мудрецы объясняют это не его пророческим даром, но чисто логическим мышлением.
Учится это из другой фразы Писания, посвященной тому, как Моше готовил к опасному походу своего лучшего ученика и следующего народного лидера Йеошуа бин Нуна: «И назвал Моше Ошеа, сына Нуна, Йеошуа» (Бемидбар; 13).
Как мы видим, он изменил имя ученика и будущего преемника, добавив к нему букву «йуд». Но зачем?
Мы помним уже из истории с переименованием Аврама в Авраама, что подобные лингвистические трансформации всегда изменяют и сущность носителя имени. Стало быть, и в данном случае Моше хочет добавить своему избраннику какое-то свойство. Какое?
Комментаторы пишут по этому поводу следующее: «Моше молился о нем, чтобы Б-г спас его от заговора разведчиков».
Но как дополнительная буква имени может в этом помочь?
Совершенно понятным образом, ведь «йуд» — это начальная буква сакрального Имени Творца, а значит, она же, добавленная к имени Йеошуа, поможет укрепить его связь с Небесами.
Ну и к тому же, «йуд» — это 10 (ведь каждая буква — еще и цифра или число), что намекает на 10 сил души, которые в данном случае Моше в своем ученике и пытается укрепить.
Но, опять же, зачем? Откуда он знает, что Йеошуа такая закалка должна понадобиться?
Как ни странно, но снова из лингвистики: в данном случае, из тонких различий в подтекстах синонимов.
Которые заставили Моше — и это несмотря на то, что на тот момент будущие разведчики были совершенными праведниками, о чем красноречиво свидетельствует Тора — все же заподозрить посланников в стремлении к бунту.
Итак, ответ кроется в одном маленьком слове. В том, которым Б-г называет этих людей в первом, процитированном выше, обращении к Моше.
Видите ли, в переводе стоит слово «разведчики». Но… в иврите этому значению соответствует слово «мераглим», а в тексте стоит «таярим», т.е «туристы».
Ведь на самом деле Моше вовсе и не посылал их со шпионской миссией, он послал их лишь поглядеть на землю и ее достопримечательности.
Разница же в том, что разведчику необходимы хитрость и притворство для того, чтобы выведать секреты вражеского государства, туристу же достаточно лишь путешествовать и глядеть в оба.
Моше настаивал, что он посылает своих представителей «осмотреть землю Кнаан». Своими глазами увидеть ее красоту и величие. И только. Потому что это подразумевает, что у его посланников должны быть задействованы лишь глаза, но не собственный ум и изобретательность, которые порой могут довести и до беды.
Но уже когда главы колен собирались в путь, Моше обратил внимание, что они совещаются о том, как бы превратить экскурсию в разведку, ибо называют себя «мераглим», и это его очень обеспокоило.
Вот почему он тогда же молился о своем любимом ученике Йеошуа, чтобы хотя бы его «Б-г уберег от заговора».
Не от заговора против Творца, а от заговора хитрости, которая опасна.
И хотя сами «туристы» тогда еще не знали, что поднимут бунт, а хотели лишь лучшего, Моше было о чем волноваться, ибо, как уже было сказано, замена одного слова другим, с менее невинным значением, было чревато возможными отрицательными последствиями.
Но, спрашивается, а зачем вообще эти люди оклеветали землю Обетованную и спровоцировали весь народ заплакать и захотеть обратно — в египетское рабство?
Опять же, как было сказано выше, из лучших побуждений. Да и как иначе, если люди это были великие и праведные?
Ответ, как всегда, в тексте, в котором одна из претензий вернувшихся из разведки людей звучит так: «это земля, которая глотает своих жителей».
Один из мидрашей полагает, что подобная ассоциация родилась у разведчиков, когда они увидели, сколько по всему их пути происходит похоронных процессий. И не знали они, что это Б-г убивает недостойных и заставляет остальных их оплакивать, чтобы отвлечь местных жителей от самих еврейских «туристов», а заодно, и чтобы выкорчевать сорняки из будущей земли Израиля.
Но, с точки зрения Каббалы, все гораздо интереснее.
Потому что «глотание» землею (читай, земной жизнью) людей становится метафорой самого страшного — бытовой рутины, которая может превратить любовь в равнодушие или ненависть («любовная лодка разбилась о быт») и, в том числе, любовь к Творцу.
Ведь сами посудите: что происходило с евреями в пустыне и что ждет их на земле?
В пустыне Всевышний являл им великие чудеса. Окружил их со всех сторон нежными облаками, так что ни зной, ни холод, ни змея, ни скорпион, ни злой человек не могли проникнуть внутрь. Он давал им в пищу ман небесный, который принимал во рту любой вкус по желанию. Он утолял их жажду прозрачной водой из волшебного колодца, который передвигался вместе с народом по пустыне.
А что же будет с привыкшими к этому обслуживанию класса люкс евреями в Израиле, где, как уже явно следует из озвученных Б-гом заповедей (записанных Моисеем на первом свитке Торы), не ожидается никаких особых чудес, но навоз для удобрений полей придется мешать своими руками, еду добывать в поте лица (одно из 39-ти проклятий человеку и земле после греха с запретным плодом), дома строить из самолично добытых и обработанных камней, ну, и т.д.
Так стоит ли туда идти?
И опять же, обратим внимание, что, по мнению комментаторов, разведчики радели не о себе, но о народе.
Потому что точно знали, что вырванные из «зоны комфорта» люди не самой крепкой духовной закалки обязательно падут на более низкие ступени, как только столкнутся с трудностями. И таким образом, земля как бы «проглотит» их: превратит из возвышенных существ в земных грубых крестьян.
А вот если остаться в пустыне…
Что ж, их план удался на славу. Несмотря на то, что Йеошуа и еще один праведник из разведчиков Калев — пытались убедить евреев верить полной верой и идти по заранее проложенному маршруту.
Все равно евреи плакали и упирались всеми силами.
Они, как мы уже читали выше, даже предложили сместить Моше и Аарона с их лидерских позиций и выбрать кого-то другого, кто поведет их прямехонько в Египет.
И за это последовала кара.
Поколение пустыни задержали.
Вместо сорока дней их путешествие продлилось сорок лет. И за это время все те, кто еще не изжили из себя раба, умерли. Так что в Землю Обетованную уже входило совершенно иное поколение. И уже без Моше.
И напоследок. Вы помните, что сказали о себе разведчики про их ощущения в присутствии исполинов?
«И мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах».
Комментаторы предлагают воспринимать эту фразу как метафору и как важный психологический урок.
Дело в том, что окружающие воспринимают нас в соответствии с тем, как мы характеризуем сами себя.
Если в наших собственных глазах мы представляемся ничтожными, то нет шансов и на то, чтобы хотя бы другие нас уважали.
Будешь думать о себе как о «саранче», мелким кузнечиком тебя увидят и другие.
Будешь верить в свои «исполинские» силы, остальные отступят, предоставляя тебе право действовать.
Так и есть, не правда ли?
Эстер СЕГАЛЬ