Фото: jewishpartisans.org
При рождении её назвали Рахелью. Она родилась в 1923 году в польском городе Новогрудок (сейчас небольшой белорусский город) в довольно зажиточной еврейской семье. Кушнеры имели свой каменный дом в самом центре Новогрудка — на Рыночной площади и отдельно магазин в Пассаже. Глава семейства Зейдель Кушнер занимался производством меховых изделий, шил шубы и шапки, за что получил прозвище «Шляпник». В семье было трое детей.
Из 12 000 жителей города евреев было более половины.
В сентябре 1939 года после того как Советский Союз вторгся в Польшу, Красная Армия вошла в Новогрудок. В июле 1941 года Новогрудок оккупировали немцы. В день захвата города нацисты вывели на улицу 100 евреев и расстреляли каждого второго. В конце 1941 в Новогрудок они согнали еще 24.000 евреев из окрестных городов и деревень, и было создано еврейское гетто. 7 декабря 1941 года нацисты окружили всю его территорию. Жителей построили в две шеренги и хладнокровно расстреляли всех, кто стоял справа. Сестра Рахели, Эсфирь, оказалась в числе 5100 человек, убитых в этом первом массовом убийстве новогрудских евреев.
В течение 1941 — 1943 годов немцами проводились акции по уничтожению евреев в гетто. Всего с декабря 1941 года по осень 1943 года в Новогрудке были убиты 10.000 евреев. Во время одной из таких селекций была застрелена мать Рахели. Сама Рахель пережила пять «селекций». Среди оставшихся в живых 300 евреев были ее отец и младшая сестра. Дожидаться еще одной селекции Рахель не стала. Вместе с братом Хони она задумала и возглавила дерзкий побег из гетто.
На протяжении четырех месяцев участники побега рыли под землей туннель. Выкопанную землю прятали между двойными стенами и в скатах крыш. Люди уже все были в туннеле, когда в это помещение нагрянули полицаи. Увидели вход в туннель, поняли, что евреи бежали, и устроили облаву, пытаясь застрелить тех, кто убежал из гетто.
Всё же побег оказался в целом удачным: из 235 бежавших спаслись 170 человек. Не всем удалось выбраться из тоннеля. Брат Рахели, потеряв очки в туннеле, после побега пропал в темноте и, видимо, погиб перестрелке. Семья так и не смогла его найти, а 15-летняя сестра и 54-летний отец, который был настолько слаб от недоедания, что девушкам пришлось его буквально тащить по туннелю, — выжили. Некоторое время они скрывались в лесу, в конце концов, пробрались к дому знакомой женщины-польки, которая, рискуя жизнью, кормила их и в течение целой недели позволяла им спать в ее конюшне. Бегство евреев из гетто по вырытому туннелю было уникальным событием в оккупированной нацистами Европе.
В тех краях тогда действовал еврейский партизанский отряд братьев Бельских с семейным лагерем. Отряд имел цель — спасение евреев. Изначально они вообще не планировали никакого сопротивления, ушли в лес, чтобы выжить. Но в какой-то момент поняли, что выжить можно было, только сопротивляясь. Из 1200 человек семейного лагеря Бельских была создана боевая группа в 150 человек, которая совместно с другими партизанскими отрядами участвовала в рельсовой войне, уничтожала немецких солдат и приспешников врага и нарушала средства связи. В эту группу и вошла Рахель Кушнер.
После войны Рахель Кушнер попала в лагерь для беженцев в Чехословакии, потом переехала в Венгрию, а затем в Италию. В Будапеште она вышла замуж за Иосифа, которого знала ещё до войны, и который тоже был из-под Новогрудка и воевал в отряде Бельских. В 1949 году они эмигрировали в Америку.
Рахель взяла себе имя Рэй, а Иосиф, фамилию жены и имя Джо. Он начал работать на стройках, а к 1985 году был уже владельцем успешного бизнеса в сфере недвижимости. У них родились четверо детей. Один из них, Чарльз, стал потом отцом Джареда Кушнера, зятя Президента США Дональда Трампа и его старшего советника по ближневосточному урегулированию. Рэй скончалась в 2004 году.
Ее имя сегодня известно не только благодаря знаменитому внуку. Средняя школа им. Рэй Кушнер в Ливингстоне, штат Нью-Джерси, в которой обучается более 850 учащихся, является одной из самых престижных еврейских школ на Восточном побережье США. В Новогрудке есть небольшой музей, посвященный еврейскому сопротивлению, и в нем истории Рахели Кушнер отведено особое место, говорит директор музея Марина Яращук. «Конечно, мы очень гордимся тем, что кто-то из наших земляков оказался в Белом доме, — говорит 57-летний житель Новогрудка Борис Семенов. — Мы ждем, что они приедут сюда в гости».
Зятя президента США Дональда Трампа Джареда Кушнера очень любят в Белоруссии. Правда, не столько из-за богатого отца его супруги, сколько из-за его героической бабушки. В городе Новогрудок в Гродненской области семья Кушнер — настоящая легенда. Сайт Jewish Telegraph Agency опубликовал подробную историю семьи, пережившей Холокост. О том, что он потомок белорусских партизан, Кушнер рассказал сам в интервью газете New York Observer.
После распада СССР отец Джареда Чарльз Кушнер, выстроивший многомиллиардную бизнес-империю, благодаря успешным сделкам с недвижимостью, приезжал в Новогрудок несколько раз. Он поддержал строительство стены Памяти с именами участников побега. На ней кирпичики, застрявшие в стене, символизируют людей, которые не смогли уйти из гетто живыми.
Проемы, через которые виден свет, символизируют тех, кто, как бабушка Джареда Кушнера, вырвались на свободу.
Sveta Shihkman, vesty.co.il