Всю эту неделю мы будем ахать и охать, узнавая каждый день имена счастливых лауреатов Нобелевской премии. К воскресенью будем знать всех. Пять номинаций: физиология и медицина, физика, химия, литература и премия мира. Ну три первые — это ладно. Мы, честно говоря, даже не все слова понимаем, когда объясняют за что дали. А вот две последние очень потешные. Если просто почитать фамилии лауреатов прошлых лет — обхохочешься и обрыдаешься одновременно… Около полутора миллионов долларов получит каждый лауреат, что, согласитесь, на дороге не валяется.
Скорее всего, именно эту сумму и отхватит Альберт Гор, стремительно делающий карьеру на вопросе «глобального потепления». Давно замечено: чем ничтожней политик, тем быстрее он носится по углам, стараясь занять какую-нибудь беспроигрышную «нишу», которая обеспечит на долгие годы внимание к его весьма скромной персоне. Ах, чтоб мы делали без Альберта Гора с этим поганым потеплением! Жутко озабоченный грядущей жарой, Гор уже умудрился отхватить «Оскара» за кинцо «Горькая правда», в котором страшно сокрушается на эту тему. Во кормушка-то бездонная, а?! Мо-лод-ца! И теперь, значит, он скорее всего огребет и «Нобелевку». Во всяком случае, об этом говорит просочившаяся в прессу информация. Что ж, посмотрим. Ждать недолго осталось.
Конечно, ни один здравомыслящий человек не придает большого значения всяческим наградам, званиям и прочим регалиям. Безусловно, актеру приятно, когда он получает звание Народного артиста России, или «Оскара», но официальное признание заслуг в большей степени волнует людей никчемных и мало талантливых. Вроде липовых академиков-аферистов, выпрашивающих себе на всех углах висюльки. Для подобных очередная цацка — не только единственный способ самоутверждения, но и весьма полезный аксессуар для продолжения воровства…
Кроме того, все прекрасно понимают, насколько сам процесс вручения наград и званий связан с интригами, личностными интересами, подсиживаниями, политической конъюнктурой и прочей «крысиной возней». Чрезвычайно ярко это проявилось в свое время в Советском Союзе, когда какая-нибудь умопомрачительная бездарь, вроде Сафронова, увенчивалась всеми премиями и званиями, а, скажем, Высоцкий не получил за свою жизнь ни одной официальной награды. И каждый гордился чем-то своим: Леонид Ильич — иконостасом, тяжесть которого с трудом позволяла ему удерживаться на ногах, заштатный артист эстрады грамотой Верховного Совета Туркменской ССР. Каждому свое. Противней всего было людям, по праву получившим боевые награды и высокие звания, поскольку их ордена и премии обесценивались халтурщиками и «приспособленинцами».
С «Нобелевкой» ситуация отнюдь не лучше. История ее вручения знает много позора. Я даже не говорю о том, что множество ученых и писателей, вполне заслуживших триумфа в Стокгольме, никогда не были награждены. Ну не получили Ахматова или Мандельштам премию в области литературы, но ведь Бродский-то получил. И Пастернак. Тоже гениальные поэты. А всех не наградишь, что уж тут поделаешь…
Нобелевский комитет окончательно опозорился еще тогда, когда умудрился вручить премию мира Арафату, человеку достойному исключительно того, чтобы перед виселицей получить грамоту выдающегося убийцы. А несколько лет назад шведский король уже жал руку Джимми Картеру: председатель Нобелевского комитета Гуннар Берге заявил, что решение наградить Картера следует расценивать как знак того, что комитет недоволен позицией администрации Буша в отношении Ирака. То есть глава комитета не постеснялся публично заявить, что лауреат отобран, что называется, «в пику» Бушу. Берге, скорее всего, так и не понял, насколько позорна откровенная политизированность и предвзятость его комитета. Ну, совершили очередной раз подлость и глупость, так молчали бы «в тряпочку», не позорились бы публично, вручая премию бывшему политику, ничего не совершившему в последние годы и никоим образом эту награду не заслужившему… Между прочим, тогда в списке из 156 претендентов фигурировал и Рудольф Джулиани, человек, который своим умом и достоинством, профессионализмом и мужеством удержал Нью-Йорк от страшных последствий катастрофы. Но он, ясное дело, меньше заслужил нобелевский титул, чем один из самых никчемных бывших президентов… Но! Все-таки! Не дали же пока премию шейху Насралле или Путину? И то спасибо. Хотя, сдается мне, к этому идет.
Еще раз хочу подчеркнуть: дело не только во вселенском позоре, но и в полной дискредитации почетной награды, в том что престижная и почетная премия превратилась в очередную дешевую цацку.
Но, собственно говоря, и Б-г с ними. Разве дело в цацках? Вот Сергей Прокофьев, например, так и не удостоился звания Народного артиста СССР. В отличие от Александры Пахмутовой. А Карл Маркс так и умер просто экономистом, в отличие от нашей тети, которая, как известно, «старший экономист».