В начале книги «Бемидбар», четвертой в Пятикнижии, Моше проводит перепись всех мужчин призывного возраста: от двадцати до шестидесяти лет. Их оказалось 603505. В колене Леви был произведен отдельный подсчет. Левитам поручалось носить походный Храм, Мишкан, со всей утварью, собирать и разбирать его на стоянках во время странствий в пустыне.
Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагались вокруг Мишкана четырьмя группами — на восточном, южном, западном и северном флангах. Поскольку левитам была отведена особая роль, для сохранения двенадцати «рабочих» колен потомки Йосефа были разделены на колена Эфраима и Менаше. Походное построение соблюдалось и на стоянках. Б-г велит левитам нести храмовую службу. До истории с Золотым тельцом эта функция возлагалась на первенцев всех колен. В формальном обмене с первенцами участвовали все 22 тысячи левитов старше одного месяца, хотя служить в Храме они могли только в возрасте от 30 до 50 лет. «Лишние» сыновья-первенцы, которых оказалось на 273 человека больше, чем левитов, были выкуплены за серебро. Ритуал выкупа первенцев сохранился в еврейской традиции по сей день. Затем левитов разделили на три главных рода, ведущих свое начало от сыновей Леви: Гершона, Кегата (из этого рода вышли Моше и Аарон) и Мрари. Сыновьям Кегата поручалось носить храмовый светильник Менору, стол для хлебов, жертвенник и ковчег Завета. Из-за особой святости двух последних предметов их готовили в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон и его сыновья.
***
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, в пустыне Синай…».
Еврейские мудрецы, входившие в движение «Мусар» (мораль), утверждали, что каждый человек рождается со «счетчиком слов». Ему выделяется не только продолжительность жизни, т.е. количество лет, которые ему предстоит прожить, но и количество слов, которые он произнесет за свою жизнь. Когда этот запас слов иссякнет, он либо умрет, либо получит инсульт, который лишит его способности говорить.
Большие ресурсы создают обманчивое впечатление их бесконечности, будь то запасы нефти в мире или слов в жизни одного человека. Один врач сказал профессиональному лектору, страдавшему на старости лет воспалением голосовых связок: «Чем больше вы говорите, тем меньше остающегося у вас запаса слов. Это похоже на спортсмена, который к шестидесяти годам уже не может бегать так быстро и далеко, как в двадцать лет. Он быстрее устает, и ноги его хуже слушаются. Ваши голосовые связки — это мышцы, и они уже не так эластичны и выносливы, как в дни вашей молодости». Хороший урок, не правда ли? Теперь, когда этот лектор открывает рот, чтобы что-то сказать, он должен вначале подумать: «А надо ли вообще говорить?»
На этой неделе мы откроем четвертую книгу Пятикнижия, которая называется «Бемидбар» — «В пустыне». Но, как отмечают комментаторы, слово «мидбар» (пустыня) можно понять как «ми-дибур». «Дибур» — это речь, слова. Пустыня — самое тихое место на земле. Слова («дибур») Торы были даны еврейскому народу в краю безмолвия, пребывание в котором побуждает человека к размышлению о могучем оружии, которым одарил нас Творец. Это оружие — наша речь, которую мы должны использовать, насколько возможно, для учебы, наставления, для помощи людям и других благородных целей.
С точностью до наоборот
«И было всех исчисленных сынов Израиля… шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. А левиты по отчему колену своему не были исчислены среди них» (1:45-47). Таким образом, общая численность еврейских мужчин призывного возраста от 20 лет и старше, исключая колено Леви, составила 603550 человек. Если к ним добавить женщин и детей, то получится 2 — 3 миллиона. Такое количество евреев вышло из Египта.
Подсчет левитов, служителей Храма, производился отдельно. Комментаторы отмечают их более низкую и более соответствующую законам демографии численность (22 тысячи) по сравнению с другими коленами, у которых естественный прирост был необычайно высоким.
Таков своеобразный результат египетского рабства, о чем в книге «Шмот» прямо сказано: «Но по мере того, как изнуряли Израиль, он все больше размножался и разрастался». Фантастически быстрый численный рост еврейского населения в тяжелейших условиях египетского рабства, когда всего за 210 лет семья Яакова в составе 70 душ превратилась в двух — трехмиллионный народ, стал одним из множества чудес, произошедших в Египте.
Нечто подобное наблюдается и в наши дни. После Второй мировой войны казалось, что Катастрофа, прогрессирующая ассимиляция и пренебрежительно враждебное отношение сионистских лидеров к иудаизму вот-вот изгонят Тору из еврейской среды, что религиозная традиция навсегда угаснет. После образования Государства Израиль Бен-Гурион освободил от воинской обязанности четыреста ешиботников, считая их, по-видимому, музейными экспонатами для туристов и полагая, что вскоре они вымрут, как мамонты, иешивы закроются, и новый израильский народ окончательно распрощается с мрачным галутным наследием. Но произошло чудо. Практически во всех еврейских общинах, особенно, после Шестидневной войны, началось бурное национально-религиозное пробуждение.
Уже сегодня численность израильских харедим достигает, по некоторым оценкам, миллиона человек. К ним можно добавить сотни тысяч евреев, относящих себя к национально-религиозному лагерю, а также людей в разной степени близких и приближающихся к Торе.
Чтобы оценить силу религиозного еврейства, достаточно проанализировать результаты последних выборов в Израиле, всех трех его этапов. Значительное большинство тех, кто голосовал за право-религиозный блок, возглавляемый Нетаниягу, — а это две трети еврейских избирателей, — составили верующие люди.
За последние годы в стране открылись сотни иешив, в том числе для «баалей-тшува», вернувшихся к религии, в которых учатся тысячи молодых и не очень молодых евреев. Такой же процесс наблюдается и в Соединенных Штатах, где ортодоксальные евреи формируют целые кварталы в крупных городах. Сегодня религиозные семьи обеспечивают львиную долю естественного прироста еврейского населения. Эта тенденция, а также прогрессирующая ассимиляция и низкая рождаемость в секулярной среде могут уже в ближайшие 20–30 лет привести к смене караула. Мечта Бен-Гуриона осуществится с точностью до наоборот: музейным экспонатом станет не религиозный, а светский еврей.
По большому счету
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: «Только колено Леви не считай и исчисления им не производи среди сынов Израиля» (1:48). Далее Б-г сообщает пророку: «Вот Я взял левитов из среды сынов Израиля вместо всех первенцев, открывающих утробу, из сынов Израиля, чтобы Моими были левиты» (3:12). Мидраш поясняет: «Левиты — Мои они. Ибо всех, кто идет ко Мне, приближу Я к себе, и они станут близкими Мне». Что это значит? Разумная осторожность не всегда уместна. Иногда человек не может позволить себе стоять в стороне, избегая опасности. Бывают времена, когда ты должен встать во весь рост, чтобы тебя «посчитали».
В частности, нельзя игнорировать вопиющее осквернение Имени Б-га, когда в иудаизм хотят ввести чуждые ему «современные» идеи и всякие «реформаторы» пытаются изменить законы Торы и выхолостить ее дух. В этом случае долг еврея возвысить свой голос протеста.
Известно, что колено Леви было выделено из других колен Израиля в заслугу того, что оно не участвовало в грехе поклонения Золотому тельцу. Правда, среди других колен тоже было немало людей, отказавшихся от идолопоклонства и осуждавших его. Почему же тогда они не были вознаграждены так же, как колено Леви? Почему им не поручили «наблюдение за Шатром Откровения, и за всеми принадлежностями его, чтобы служить при нем»?
Когда Моше сошел с горы Синай после встречи с Б-гом, держа в руках скрижали Завета, и увидел, как сыны Израиля водят хоровод вокруг Золотого тельца, он воскликнул: «Кто за Б-га — ко Мне!» (Шмот, 32:26). На его призыв единодушно откликнулось только колено Леви. Только левиты «приблизились» к Б-гу, став рядом с Моше, плечом к плечу. Прочие «отказники» стояли в стороне, предпочитая не высовываться.
Б-г «посчитал» тогда только левитов, приблизив их к себе. Дополнительный подсчет им не потребовался.