Я делюсь своими мыслями на многих площадках, теперь вот, впервые и здесь, на страницах американского издания газеты «Еврейский Мир». Тем более что данный ресурс, как кажется, полностью соответствует и моей публицистической цели — помогать евреям в овладении национальными кодами, сохраненными в нашей истории и в нашей бесподобной библиотеке: в тысячах томов с тысячелетней историей, завораживающих как объемом, так и глубиной.
Я сама их читаю постоянно. И после каждого изученного абзаца могу только по-сократовски воскликнуть о том, что тоже «ничего не знаю», ибо, как очевидно: чем шире область понятого, тем большим количеством точек она соприкасается с неведомым.
Моя задача, и таковой я ее вижу уже пару десятилетий, — распространять еврейские знания. А посему приступлю. Как обычно, спонтанно, о вдруг заявившем о себе как о наболевшем.
Вы скажете, что на эти сегодняшние мысли меня навела эпидемия коронавируса, но нет — я, как ни странно, очень часто об этом думаю. Об одном удивительном человеке посреди одной ужасной пандемии.
Впрочем, начнем с преамбулы.
Сказано, что 10 человек вошли в Ган Эден (Райский сад) живыми.
По другой версии — до сего дня их было 9, 10-м же окажется Машиах (Мессия).
Так же и списки этих счастливчиков, по мнению разных мудрецов, слегка отличаются друг от друга. Но какими бы их ни представляли старинные еврейские легенды, мне не нравится ни один вариант. Вернее, мне не нравятся те причины, по которым комментаторы предоставили право на вечную жизнь и хождение между мирами во плоти именно этим девяти персонажам.
Кроме одного.
Ведь сами посудите. Возьмем, к примеру, внучку третьего еврейского праотца Яакова, Серах. Девочка всего-то навсего спела дедушке песенку про живого, а не умершего, как оказалось, дядю Йосефа (того, кого братья продали в рабство в Египет). И уже за одно это «милосердное» деяние, за подъем дедушкиного духа, ей выдан пропуск в Рай. Не маловато ли будет?
Или вот другой VIP — герой — царь Хирам, предоставивший для строительства Иерусалимского Храма ценную древесину. Ну, хорошо, ну, допустим. Но царь-то этот в деньгах купался. Ну, подвязался на почве благотворительности. Ну, и хорошо. Но вот прямо за такое — вечную жизнь?
Нет, не нравится мне. И не потому, что завидую, я-то сама на Ган Эден и не претендую. Но не вижу во всех этих историях должного накала, катарсиса.
А в одной вижу. В той, что про десятого вошедшего в Рай живым. И был то рабби Йеошуа бен Леви.
Так уж случилось, что в те дни, о которых сейчас пойдет речь, свирепствовала в Земле Израиля эпидемия проказы. Не той проказы, что лишь оставляет на теле струпья, но вполне излечима (подвидов такой болезни Талмуд насчитывает 17), но восемнадцатый ее вариант — смертельный.
Исцеления от такой заразы быть не может, а потому мудрецы того поколения, озаботившись выживанием популяции, приняли продиктованный временем вердикт: к прокаженным, свезенным в карантин, не приближаться.
Никому! Потому что риск заражения чрезвычайно высок, а, стало быть, речь идет об осознанном суициде.
И все евреи приняли постановление мудрецов как должное. И дали заболевшим умирать вдали от родных. И только рабби Йеошуа бен Леви сказал себе и Небесам:
— Это что значит? Что несчастные будут умирать в агонии, которую никто им не облегчит? Не подаст воды? Не произнесет молитвы? Не споет колыбельной? Не сменит повязок на гниющей плоти?
И решил рабби Йеошуа, что запрет запретом, но он все равно пойдет помогать больным. И пошел. И был единственным здоровым человеком в карантинном бараке. И — о чудо! Не заразился.
Зато на Небесах всполошились по этому поводу, и раздался Бат-Коль (Глас с Неба, как бы Эхо Б-жественного Голоса):
— За то, что Мой сын Йеошуа не пожалел собственной жизни ради других, клянусь, что он никогда не умрет, но войдет в Рай живым.
И так бунтарь с великим сердцем стал десятым (по другой версии, девятым) в списке. И, на мой взгляд, единственным, реально достойным такой награды.
Но я, собственно, о чем?
Не о том, что надо ломиться в больницы и читать заразившимся коронавирусом сказку на ночь. К счастью, большинство из них получают должный уход, а наша задача — не расширять ареал болезни.
Но я том, что есть великая братская любовь. Которой не препятствуют ни миазмы гниющего человеческого мяса, ни чужие струпья под ладонями, ни риск умереть. И ведь не случайно именно рабби Йеошуа бен Леви был тем единственным мудрецом, которому, согласно Талмуду, открылся сам Машиах и разъяснил, как приблизить его приход.
Это, впрочем, уже совершенно другая история.
А вывод из первой прост: давайте прямо сейчас сделаем что-то хорошее друг для друга. Поделимся с голодным яблоком, попросим прощения у обиженного, обнимем дорогих. И кто знает, может, именно это маленькое доброе дело и будет той последней каплей, которая перетянет чашу Небесного милосердия и принесет миру долгожданное исцеление от всех его недугов.
Амен!
Эстер СЕГАЛЬ