Одно из самых сложных для перевода мест в Торе — момент, когда Моше видит горящий и не сгорающий куст. Буквально написано следующее: «отдалюсь и посмотрю на это удивительное явление…». Переводчики берегут нервы читателей и предлагают гладенькое: «подойду и посмотрю…». А смысл нестандартного пасука, в частности, таков: «отвернусь от материальных форм и увижу духовную сущность этого странного явления». Для справки — с горящим из поколения в поколение и не сгорающим пустынным кустом принято поэтически ассоциировать еврейский народ.
Через много веков подобное совершит герой этой статьи — рабби Яков-Ицхак Гурвиц (Горовец) (1745-1815), прозванный за великую силу своего прозрения «Хозе (Провидец) из Люблина». В годы учёбы он в течение семи лет, дабы отдалиться от суеты мира и приучить себя к сосредоточенности, держал глаза закрытыми и раскрывал их только ради учёбы Торы и молитвы. Позднее он достиг такой способности духовного видения, что, по свидетельству учеников, мог, лишь взглянув на человека, увидеть всю историю его души начиная от Адама, в чём она согрешила, в чём раскаялась, какую заповедь преступила, а в какой устояла и достигла подъёма. А также — нынешние пути тикуна, духовного исправления и совершенствования её. Ещё ученики утверждали, что Хозе мог предвидеть будущее. Любопытно, что сам этот титул — Хозе, Провидец — не был особенно применим при жизни рабби. Яков-Ицхак не терпел восхвалений, именовать его так принялись посмертно. Что, согласитесь, стоит дороже и доказывает: провиденья сбывались.
Возможно, дело и в подарке его учителя, рабби Элимелеха из Лиженска — давая благословение ученикам, Якову-Ицхаку он «выделил» способность прозрения. На то он и праведник — а иначе благословение его бессильно,- чтобы ведать, какой дар ученик сможет достойно применить. Приплюсуем заслуги отцов — Хозе был прямым потомком великого каббалиста рабби Йишайи Гурвица, Шла — автора «Шней лухот абрит» (Две скрижали Завета), которого принято называть «Шла а-Кадош», святой. Величайшим стремлением Провидца всю жизнь была — не только в семь юношеских лет полузатворничества — святость, то есть отдаление от сиюминутного и сопряжение с Источником.
Родился будущий Провидец в 1745 году в небольшом местечке под Люблином (то ли в Юзефув, то ли в Лукув) в семье рава Авраама-Элиэзера. В юности учился у Магида из Межрича (1704-1772), но основным его наставником был ученик Магида рабби Элимелех из Лиженска (1717-1787).
При рабби Элимелехе Яков-Ицхак стал магидом — проповедником и даршаном — лектором. Учитывая красноречие самого рабби Элимелеха, это о чём-то говорит. Существует предание о его ранних годах: как-то Магиду потребовался десятый еврей для молитвы, ученики привели Якова-Ицхака и с удивление выслушали недовольную тираду Магида: «этот испортит нам всю молитву». Таки да — в какой-то момент Яков-Ицхак, слыша слова о величии Создателя, от восторга и трепета потерял сознание. «Ну, видите — проворчал Магид,- лучше бы вы привели кого-то, кто не так глубоко переживает Тору».
Вероятно, немалое время Хозе обитал в Аннополе — там прошли последние 12 лет Магида и там жил рабби Мешулам-Зуся из Аннополя (1719-1800), брат рабби Элимелеха, ставший одним из учителей рава Якова-Ицхака после женитьбы. Другим учителем ненасытного студента стал в те годы другой хасидский цадик рабби Шмелке из Никольсбурга (Шмуэль-Шмелке Горовиц, 1726-1778).
Необычное обилие учителей, согласитесь. Возможно, одна из причин этого — скромность Хозе. Он, видя воочью миры горние и принимая участие в похождениях человеческих душ, наполнялся, соизмеряя себя с бесконечным, глубоким смирением — подобно Моше, «скромнейшему человеку на земле». Мне издавна запала в душу фраза о различии между чистотой и скверной: «Со стороны святости — чем больше человек, тем отчётливей он постигает свою малость и становится скромнее; со стороны нечистоты — чем человек могущественней и талантливей, тем сильнее он наполняется чувством собственной важности». Хозе несомненно жил «со стороны святости». И учили его величайшие цадики поколений. Самым ярким впечатлением его «ученической поры», которая продолжалась всю жизнь, стала близость с рабби Леви-Ицхаком из Бердичева (1740-1810). В течение 15 лет Яков-Ицхак ежедневно выделял по целому часу, чтобы в специальной молитве возблагодарить Творца за то, что Он прислал на Землю чистую душу рабби Леви-Ицхака — «санегор шель Исраэль», Защитника Израиля. Леви-Ицхак неоднократно вступал в спор даже с самим Всевышним, вызывал Его на суд за страдания еврейского народа. Хасидские майсес полны историями о том, как суд мудрецов и ангелов отменял с его подачи антисемитские указы.
При этом оба они — и Хозе, и рабби Леви-Ицхак, были учениками рава Шмелке, да и возрастом отличались всего на 5 лет — казалось бы, ближе отношения не учитель-ученик, а друг и соратник? Но Хозе умел ставить человека над собой — наверное, поэтому именно он и стал наставником почти всех хасидских цадиков Восточной Европы, особенно Галиции и Польши. Насчитывают порядка 120 знаменитых его учеников — рабби Давид из Лелова, рабби Александр-Сендер из Комарно, рабби Яков-Ицхак из Пшиски («Святой Еврей» — Евреем его прозвали соученики — ради вежливости и во избежание ошибки, поскольку имя его совпадало с именем учителя. А «святой» заработал сам). Ещё — рабби Цви-Гирш из Жидачева, рабби Сар-Шалом из Бельза, рабби Цви-Гирш Тетельбойм («Исмах Моше»), рабби Симха-Буним из Пшиски, рабби Меир из Апта, рабби Нафтали-Цви из Ропшиц… И многие другие создатели хасидских «дворов» и династий. Пр этом сам Хозе отдельного направления хасидизма не создал; свою роль в этом мире он видел в первую очередь — помогать другим.
И вот такой человек, даже не спросясь у «официального» своего раввина Элимелеха, начинает собирать вокруг себя хасидов. Можно поверить, что это было «во имя небес». Сперва он действовал в галицийском городке Ланьцут, затем перебрался в местечко Розвадов поблизости (сегодня это маленькие польские городки). В начале 1790-х переехал в пригород Люблина Чехов, через недолгое время — в сам Люблин, в его знаменитый «еврейский квартал», многократно уничтожавшийся (как в 1665 году казаками русской армии, истребившими 2000 его жителей и сжёгшими район) и снова заселявшийся и отстраивавшийся — до гибели люблинского гетто в 1943 году.
Считали современники, что Польша и Галиция, бывшие тогда в составе Австрийской империи, стали центрами хасидизма благодаря Хозе. У него была слава чудотворца — вполне заслуженная; а главное — он был, как говаривал рабби Ицхак-Меир из Гур, «раввином для всех». Образно описывают, что Хозе «доставал душу (пришедшего к нему), очищал её от всякого налёта и ржавчины и возвращал её такой, какой она была в час рождения». Дар ясновидения позволял увидеть в человеке то особое, в чём сейчас тот нуждался.
Вот парадокс, из которого вытекали разноречивые оценки историков. Следуя за рабби Элимелехом, первым из великих хасидских ребе, сделавшим акцент на детальном и глубоком изучении Закона, Хозе утверждал, что если еврей не изучает Тору по крайней мере 6 (по другой версии 8) часов в день, он не в состоянии ощутить вкуса Б-гобоязненности. При этом, тоже продолжая линию рабби Элимелеха, Хозе придавал особое значение отношениям между людьми, «аhават Исраэль» (любви к еврейскому народу и каждому в нём), зачастую ценя её даже больше талмудической учёности. Он, как и его рав, много заботился о материальных нуждах последователей. Одна из его идей, бессеребренника и человека «не от мира сего» — что материальная обеспеченность приводит к духовному росту. Мы привыкли к противоположному, а ведь это — вполне логичная позиция. Обеспеченность как минимум освобождает человека от постоянного беспокойства о пропитании и даёт ему опору для чувства собственного достоинства, без которого трудно прилагать усилия ради подъёма своей души. Нужно лишь — чтобы она не становилась самоцелью.
К слову, по этому поводу разгорелась долгая дискуссия между последователями Хозе и поддержавшими их на поле философских ристалищ хасидами Коцкого ребе Менахема-Мендла (1787-1859) — и последователями одного из ближайших учеников Хозе рабби Якова-Ицхака из Пшиски, «Святого еврея» — святого бунтаря. Аид Акадош считал, что хасидизм в Люблине носит слишком практический характер и что первая и главная хасидизма задача — духовно-религиозное совершенство, не особенно связанное с материальными условиями. В Пшиске было основано новое направление, принимались в него только люди высокодуховные и готовые ради совершенства на лишения. Спор давно утих, движения остались.
Дом Хозе всегда был открыт для странников и бедняков — и обычно Хозе сам прислуживал им. Донеслась до нас беседа Хозе с одним из бедных гостей. «Ребе, я понимаю, когда ты прислуживаешь мне, ты выполняешь заповедь Создателя, желающего, чтобы гостя принимали как посланника небес. Но зачем ты сам выносишь грязную посуду на кухню, когда вокруг столько молодых хасидов, желающих тебе услужить?» — «А разве в обязанности Первосвященника в Йом-Кипур не входило выносить обратно из Святая Святых использованную священную утварь?».
Особым акцентом духовной работы Хозе была молитва — её силой он стремился приблизить конечное Избавление и ради того организовывал молитвы цадиков. Мне уже доводилось упоминать о совместной молитве Хозе, ребе из Риманова и Магида из Кожниц о победе Наполеона над Россией — что, по их расчётам (и по вспыхнувшим тогда у многих евреев мессианским ожиданиям) должно было приблизить Избавление. Молитва Высшим Судом не принята и все три её участника покидают мир в год (по еврейскому календарю) окончательного падения Наполеона. Семидесятилетий Хозе вдруг выпадает из окна второго этажа во время танцев праздника Симхат-Тора 1814 года,- предполагаю, он танцевал на подоконнике, стремясь взлететь к небесам и принести оттуда Спасение своему народу. Сильно расшибается, лежит в постели почти год и покидает мир в самый наш траурный день — 9 Ава 1815 года. Задолго до этого он, получивший немало тумаков от митнагим, предсказал, что «в день моей смерти будут плакать и противники хасидизма». В самый последний свой день Хозе предупредил, что ровно через 100 лет Россия лишится власти над Польшей. 9 Ава (20 июля) 1915 года австрийские войска вошли в Люблин — польские газеты писали тогда о пророчестве Хозе.
Хозе похоронен на старом еврейском кладбище в Люблине. Невероятно, но факт: само кладбище основано через 26 лет после его ухода, в 1841 году, а в 1942-43 оно полностью разрушено фашистскими войсками. Однако каким-то чудом могила Хозе сохранилась! Эйнштейн высказал прекрасную и очень созвучную еврейской Традиции мысль: «Есть только два способа прожить жизнь: так, будто чудес не существует — или будто кругом одни чудеса». Поскольку мы знаем, что «праведники и после телесной смерти живы» — они и в вечности продолжают жить среди чудес, пересылая порой весточки о них на Землю.
Можем ли мы, говоря о великом хасиде, не окунуться на прощанье в хасидские майсес?
Хозе отчего-то имел немало дел со своими однофамильцами. Его учителем был рабби Шмуэль-Шмелке Горовец, а главным идейным противником Хозе в Люблине, где прошли 20 последних его лет, был выдающийся талмудист рав Азриэль Горовиц по прозвищу на идиш «ди азерне коп» — «железная голова». Не сильно увлечённые историей граждане производят кличку от упрямства в противостоянии хасидизму (рав относился к новому течению с подозрением, считая, что не слишком сведущие в законе его лидеры напрасно изображают из себя учителей и сбивают с толку простых хасидов). Однако на самом деле прозвище прилипло к раввину из-за железной логики, с которой он разрешал сложные алахические проблемы.
Гуревичи, Хоровцы, Гурвичи и прочие Горовцы идут от немецкого названия города Горжовице — в Богемии, в 50 км от Праги. Считается, что пошла фамилия от предка нашего героя — Шла аКадош, рабби Йешайи из Горвица (хотя далеко не все носители куста фамилий его потомки). Вот хасидская майса о «битве Горовцев».
И Хозе, и «Железная Голова» были членами люблинского раввината, они часто встречались — и рав Азриэль любил задавать Хозе каверзные алахические вопросы, дабы продемонстрировать, что тот невежа, да ещё претендующий на руководство большой общиной. Однажды Хозе ответил: «Что мне делать — люди сами приходят ко мне со своими бедами?» — «Скажи с трибуны, что ты никакой не ребе и люди приходят к тебе по ошибке». Сказано — сделано в ближайший Шаббат, но поток визитёров только удвоился. Оценив, что хасиды любят смиренных, Железная Голова предложил иное решение: «Скажи, что ты полный цадик — и люди, увидев гордыню, перестанут к тебе идти». «Ну уж извини, пусть я не ребе, но не такой же законченный лжец, чтобы называть себя полным праведником!»
Два хасида собрались к Хозе, но денег было только до полдороги. Извозчик довёз их строго до оговорённого пункта. Решили они прикинуться — один ребе, другой его служкой. Добрались до еврейской гостиницы. Представились хозяину, а тот сердится: «Сколько я ездил за благословениями к ребе и каббалистам, а жена уже 10 лет не рожает!» — «Ну что ты, мой ребе такой цадик, он напишет тебе амулет…». Хозяин решил рискнуть, приютил и дал денег на остаток дороги, а «цадик» с важным видом настрочил «амулет» с чем-то вроде «старая корова даёт молоко». На следующий год они столкнулись у Хозе с трактирщиком, который восклицал: «великий чудотворец появился в округе, моя жена уже нянчит младенца! А вот и он!!». Хозе подманил хитрецов пальцем и, отпустив трактирщика, сказал им: «У этого человека была «железная крыша», все благословения скапливались под ней и не доходили до небес. Но ангелы так хохотали от вашей проделки, что крыша затряслась и сломалась — и все благословения достигли Судьи!».
Вот несколько блёсток из уст Провидца. «Я больше люблю грешников, знающих, что они грешники, чем праведников, знающих, что они праведники. А грешники, считающие себя праведниками, вообще никогда не смогут выйти на истинный путь, потому что даже на пороге ада им кажется, что они пришли сюда, чтобы спасать других». «Для чего все 10 речений даны в форме единственного числа: «уважай», «соблюдай», «не укради»? Для того, чтобы каждый еврей знал: даже если весь мир оставит Тору, он обязан соблюдать её. «Я вывел тебя из Египта» — говорит Б-г каждому из нас. Тебя, а не другого. Поэтому жить по Торе нужно без оглядки на отступников».
И вот совет Хозе, довольно скоро вы сможете его использовать. «Дни от Новомесячья Адара до ближайшей к нему пятницы — это Желанное время (эт рацон), когда молитвы принимаются мгновенно. Нужно прочесть псалмы от 107 по 118, затем прочитать из 119 псалма (разбитого на восьмёрки фраз последовательно по буквам еврейского алфавита) пасуки, соответствующие имени просящего и имени его матери. А под конец — пасуки, соответствующие буквам слова «мазаль» (счастье, удача). Затем подробно изложить свои просьбы. Делать это нужно дважды, поскольку Новомесячье Адара двухдневное». Советуют дать перед этим цдаку и зажечь свечку в память о Хозе. Удачи вам, друзья!