Может, это возрастное, но в последнее время мне кажется, что Америка, в которой я провел большую часть жизни, сходит с ума.
Когда я высадился здесь 11 сентября 1974 года, Америка казалась страной без классового самосознания. Здешние бедняки мечтали не о том, чтобы раскулачить богатых, а о том, чтобы самим сделаться богатыми. Демократическая партия США была близняшкой европейских социал-демократических партий, но не вставляла в свое название слово «социалистическая», чтобы не отпугивать избирателей.
В начале 80-х BBC заказала мне репортаж об американской компартии. Я позвонил в справочную узнать ее телефон. «Как это пишется? — спросила телефонистка. — Можно по буквам?» Она не знала, как пишется «communist».
Как говорится, большой путь проделала Америка — от хижины дяди Тома до барака Обамы. В частности, в ней ширится движение за упразднение полицией. Этот почин на полном серьезе обсуждается в подпольных ячейках радикальных группировок или в старейшем левом журнале страны «Нэйшен», в академических изданиях типа Harvard Law Review и Cardozo Law Review и в популярных журналах, типа «Роллинг стоун».
Прогрессивные мыслители куют аргументацию в пользу отмены полиции, которая в их кругах рассматривается как расистское учреждение, склонное к насилию и служащее орудием угнетения. Речь идет не о реформировании полиции, которая сбилась с пути, но имеет право на существование, нет… речь о ее роспуске. Так называемые аболиционисты полиции хотят, чтобы «полицейские исчезли с улиц».
Эта инициатива популярна не только у уличной шпаны и левых маргиналов, но постепенно приобретает сторонников среди практических политиков в ряде прогрессивных городов США. В Сиэтле, например, в горсовет баллотировался социалист Шон Скотт, написавший на своих знаменах «упразднение полиции». Он проиграл, но не добрал ддя победы всего 1386 голосов.
Скотт доказывал во время избирательной кампании, что город должен «прекратить инвестиции в полицейское государство» и «создавать мир, в котором никого не криминализируют за то, что он беден».
В ходе кампании «Гильдия полицейских Сиэтла» организовала публичные дебаты, где выступающие клеймили «так называемых полицейских» за их «тесные и укоренившиеся связи с расизмом», результатом которых стало формирование «чересчур агрессивного и расистского подхода к полицейской работе, поставившего себе целью, по сути дела, вновь обратить многих черных и коричневых в рабство».
В издании The Stranger (Незнакомец, Чужой), выходящем в Сиэтле, в сентябре появилась статья Ансела Херца «Нужны ли Сиэтлу 200 новых полицейских?». Оказывается, расистская организация «Жизни черных важны» и ее сторонники добились того, что в этом городе отказались от строительства нового полицейского участка.
Окрыленные успехом, активисты выдвинули 17 новых требований, одно из которых ставит целью сорвать планируемое увеличение личного состава тамошней полиции. «Не нанимайте 200 новых полицейских! — взывают к отцам города активисты. — Мы требуем, чтобы город Сиэтл поставил во главу угла здоровье, силу и будущее наших общин и сократил для этого расходы на полицию и тюрьмы».
Если Шон Скотт пока не в тамошнем горсовете, туда уже была временно назначена другая аболиционистка полиции, афроамериканка Кирстен Харрис-Толли. Оба пользуются поддержкой прогрессивного истеблишмента Сиэтла.
Нормальный человек может легко представить себе, как будет выглядеть мир без полиции, пишет в издании «Сити джорнэл» документалист Кристофер Руфо. Богатые микрорайоны наймут частную полицию, а в бедных граждане сплотятся вокруг уличных банд. Это усугубит неравенство и повредит тем самым людям, якобы ради которых радикалы избавятся от муниципальной полиции, их «угнетающей».
Ненормальный человек представляет мир без полиции по-другому. Майкл Дензел Смит пишет в «Нэйшен», что полицию должно заменить «полное социальное, экономическое и политическое равенство».
Хосе Мартин предлагает с трибуны «Роллинг стоун» «6 идей для мира, свободного от ментов». Подзаголовок статьи гласит: «Пора начинать представлять общество, в котором не господствует полиция».
Прочтя это, я представил себе Бронкс, в котором группа грабителей только что забила насмерть пожилого кубинца, и он долго лежал на тротуаре, а мимо безучастно шагали прохожие, проезжали машины и автобусы.
Мартин же представляет себе мир без полиции, в котором за порядком следят «невооруженные, но обученные люди, часто сами бывшие громилы, патрулирующие в своих микрорайонах с целью обуздания насилия прямо там, где оно начинается».
«Эта ситуация реальна и существует в городах от Детройта до Лос-Анджелеса, — продолжает автор. — Хватит считать, что полицейские — герои, потому что лишь они стоят на пути у ножей и пистолетов…». Мартин приводит в пример организацию Curb Violence ( «Обуздаем насилие»), о которой в 2012 году был снят документальный фильм «The Interrupters». Он также упоминает патрули из дюжих феминисток, которые, по его словам, призывают к порядку людей, задевающих женщин на улицах или практикующих домашнее насилие, и уличные банды, отстреливающие друг друга в Бруклине.
Идея №2 проста, как мычание: нужно декриминализировать «почти все преступления», и в полиции отпадет нужда.
Остальные 4 идеи примерно так же глупы и пока неосуществимы. А за будущее я уже не ручаюсь.
Ликвидаторы полиции считают, что наткнулись на новую мысль, но на самом деле нечто подобное проповедовал еще Жан-Жак Руссо, считавший, что если снять с человека развращающие оковы цивилизации, то это высвободит его доброе начало. Руссо упустил существование зла. Даже самое благонамеренное государство не в состоянии полностью избавить человека от болезней, насилия и хаоса.
По словам Руфо, которого я цитировал выше, Руссо и его эпигоны проповедуют утопическое видение мира, ибо хаос — это не свобода, а порядок — это не ярмо. Цивилизацию невозможно укоротить без жутких последствий.