Молитва «Шма», пожалуй, центральная в литургии иудаизма, состоит из трех частей. Первая часть, провозглашающая всевластие и единство Б-га, взята из предыдущего раздела «Ваетханан» (6:4-9). Вторая часть, в которой сформулированы обязательство выполнять заповеди Торы и концепция вознаграждения за их соблюдение и наказания за пренебрежение ими, входит в сегодняшний раздел (Дварим, 11:13-21). Наконец, третью часть, посвященную заповеди цицит, составители «Шма» заимствовали из книги «Бемидбар» (раздел «Шлах», гл.15).
Первые две части начинаются почти одинаково — с заповеди «любить Б-га всем сердцем своим и всей душою своею». Однако в сегодняшнем разделе нет слов «всем существом своим», «у ве-холь меодеха», которые включены в первую часть «Шма». Почему?
РАШИ объясняет, что в разделе «Ваетханан» Тора обращается к каждому еврею в отдельности, а в «Экев» — ко всему народу. Это видно из того, что в первой части глаголы употребляются в единственном числе, а во втором — во множественном.
Выражение «всем существом своим» означает в контексте первой части любить Б-га всем своим достоянием, проще говоря, деньгами. Ведь есть люди, которым их деньги дороже самой жизни. При встрече с грабителями они готовы сражаться за родной кошелек до последней капли крови. Впрочем, таких людей немного. Благоразумное большинство ценит свою жизнь выше имущества и под дулом пистолета беспрекословно расстанется с кошельком. Поэтому Тора включила слова «у ве-холь меодеха» в первую часть, обращающуюся к индивидууму, и не включила в обращение к общине, для которой приоритет имущества над жизнью в целом несвойственен.
Но почему в первой части «Шма» употребляется обращение в единственном числе, а во второй части — во множественном? Комментаторы говорят, что первая часть посвящена вере в Б-га и заповедям, проявляющим эту веру. Вера живет в сердце. Известно, однако, что, как нет двух одинаковых лиц, так нет и двух одинаковых сердец. Талмудический трактат «Санедрин» приводит слова рабби Меира: «Люди отличаются друг от друга тремя вещами: голосом, внешностью и разумом (в данном контексте разум означает индивидуальность личности и поэтому идентичен сердцу). Вторая же часть «Шма», посвященная исполнению заповедей, относится в равной мере ко всем людям, и в ней Тора обращается к евреям как к коллективу индивидуумов.
Мудрецы отмечали важность совместного Б-гослужения. Молитва в миньяне, в группе численностью не менее 10 мужчин, действует гораздо эффективнее, чем одиночная молитва. Впрочем, отрыв от коллектива бывает и полезен, о чем свидетельствует стих: «Служите Б-гу, и Он благословит хлеб твой и воду твою» (Шмот, 23:25).
«Служить» надо вместе, но еда требует индивидуального подхода: судя по единственному числу в словах «хлеб твой и воду твою», нам следует избегать застолий при большом скоплении народа.
По той же причине Тора использует глаголы во множественном числе во второй части «Шма», когда говорит о выполнении заповедей и угрозах за их невыполнение, но переходит на единственное число, как только речь заходит о сборе урожая и еде: «И соберешь ты хлеб твой, и вино… и будешь есть и насыщаться» (11:15).
Впрочем, есть еще одно важное различие между первой и второй частями «Шма». Мы верим, что награда за выполненные заповедей дается не в этом мире, а в Мире грядущем. Поэтому сама концепция этого запредельного мира применима только к индивидууму, а не к коллективу. Обращаясь во второй части «Шма» к еврейскому народу в целом, Тора ограничивается только наградами и наказаниями, уготованными в этом мире, а не за его пределами.
Итак, разница между двумя частями предельно ясна. В первой из них, обращаясь к каждому человеку в отдельности, Тора не говорит о наградах и наказаниях за выполненные и невыполненные мицвот, поскольку человек не получает их обычно в этом мире (есть, правда, исключения). Зато во второй «коллективной» части разговор о наградах и карах вполне уместен. Ибо Вс-вышний решает общинные проблемы здесь, на земле, а не в лучшем из миров.
Испытание верности
«Кормил тебя (Б-г) в пустыне маном,… чтобы мучить тебя и испытывать тебя…» (8:16).
Эти слова означают, что Б-г мучил евреев в пустыне, чтобы испытать их, проверить крепость их веры. В слове «ленасот» («испытывать»), содержится корень «нес», означающий «возвеличить», «вознести», как сказано в молитве «Шмонэ-эсре»: «ве-са нес» («и подними знамя»…)
Хафец-Хаим объясняет, что в действительности испытывать — это и есть возносить, потому что Б-жественные испытания даны нам для роста. В пример можно привести жертвоприношение Ицхака из книги «Берешит»: по приказу Б-га Авраам намеревался принести в жертву своего единственного сына. Благодаря этой самоотверженной готовности Авраам обессмертил свое имя, став родоначальником множества народов и доктрины этического монотеизма. В мидраше прямо сказано, что прежде чем возвысить человека, Б-г посылает ему испытания.
Страдания во имя и во славу Б-га способствуют духовному росту. В трактате «Брахот» Вавилонского Талмуда сказано: «Б-г дал Израилю три дара, каждый из которых можно получить только через страдания: Тора, Эрец Исраэль и удел в Мире грядущем».
Эти три вещи имеют высокую, ни с чем не сравнимую ценность. Все прочее в мире можно приобрести гораздо дешевле — за деньги или личными усилиями. Многие блага достаются нам даром, без всякого приложения сил и денежных затрат. Но за Тору, Эрец Исраэль и Мир грядущий надо платить полную цену, страданиями. В трактате Мишны «Авот» эта мысль выражена с предельным лаконизмом: «По мукам — и вознаграждение» (5:23).
О каких муках идет речь? Рамбам поясняет: «По твоему мучению при изучении Торы будет плата (проникновение в ее тайны), как говорили: «Тот душой сросся с Торой, кто, сидя над ней, изошел кровавым потом».
Про Мир грядущий мы мало что знаем, но последние события в Израиле напоминают, что за Эрец Исраэль тоже приходится платить кровью.
Рыцари духа
«Ибо боялся я гнева и ярости, которыми разгневался Б-г на вас…» (9:19).
Рабби Элазар сказал в Вавилонском Талмуде (трактат «Бава Батра»), что человек, втайне дающий «цдаку», более велик, чем сам Моше-рабейну, поскольку Моше говорил: «Ибо боялся я гнева и ярости…», а о тайном филантропе сказано в книге «Мишлей» (Притчи царя Шломо): «Дающий дар втайне гасит гнев» (21:14).
Рабби Элазар, умерший около 18 веков назад, как будто смотрел в нашу эпоху. Он имел в виду тех сегодняшних благочестивых людей, которые дают пожертвования и ведут праведный образ жизни, не ожидая немедленной награды с Небес. Они знают, что Б-г отдалился от людей, скрывает «Свое лицо» («хестер-паним»), что Его связь с нашим миром далеко не очевидна. Но это знание их не смущает.
Современные праведники занимают более высокую духовную ступеньку, чем самые благочестивые современники Моше-рабейну, которым довелось лицезреть уникальные чудеса. Моше не случайно говорит: «Ибо боялся я гнева и ярости». В библейскую эпоху Б-г карал быстро и неотвратимо. Сыновей Аарона, допустивших оплошность в храмовой службе, пожрал огонь с Неба; Кораха и других бунтовщиков поглотила земля; увлечение языческим культом Баал-Пеора обошлось евреям в 24 тысячи погибших от мора. Неудивительно поэтому, что выполнение заповедей в период Исхода было нормой поведения, а грешники быстро каялись и спешили исправить свои ошибки. Примером может служить эпизод с разведчиками. Когда Б-г, разгневанный отказом евреев идти в Эрец Исраэль, приговорил их к 40-летним скитаниям в пустыне, они тут же «одумались» и бросились на штурм позиций амалекитян и ханаанеев.
Но сегодня, когда Б-г исполнил свою угрозу: «И спрячу Я лицо Мое от них», когда Б-жественное Провидение почти неощутимо в происходящих вокруг нас событиях, праведником быть несравненно труднее. Мы видим, как процветают всевозможные негодяи, а хорошие люди бедствуют, прозябая в нищете и безвестности. Общественная мораль разваливается на глазах: честность вышла из моды, порядочность невыгодна.
И если, несмотря на все это, среди нас есть люди, которые сознательно игнорируют эту несправедливость и продолжают вести тот образ жизни, который считают единственно правильным, жизнь по Торе, то честь и хвала этим рыцарям духа. В конечном итоге их ждет завидная награда.