Владимир Янкелевич
«Надо выбирать победу, и ничего не устоит перед тобой».
Бернар Вербер
Сентябрьские выборы в Израиле принесли еще большее разочарование. Можно объяснять это разными словами, рассказывая, что избиратели отреагировали на то или это, но все это будут «Слова, слова, слова»
Определимся, выбор — он был между кем и кем?
Можно условно выделить четыре группы:
- Правый лагерь во главе с Ликудом;
- блок во главе с Кахоль-Лаван», включающий партии «Авода-Гешер» и «Демлагерь»;
- НДИ;
- и «Объединенный арабский список».
Избирателям обещали и обещали… Что же нового пообещали на этот раз?
То, что могли предъявить избирателям «Авода-Гешер» и «Демлагерь», описывается емким словом «Ничего». Разве что под управлением известных политиков их партии пришли к сегодняшнему убогому состоянию.
«Объединенный арабский список» предлагал своим избирателям слово «арабский», его голоса были очевидны и предсказуемы. Арабские партии являются националистическими, включая и их «коммунистическое» крыло, но они не являются левой партией. Есть ли у них политический план или практическое предложение по прекращению «оккупации»? Есть ли у них экономический план левой направленности? Нет. А им и не нужно, арабский избиратель все равно придет к ним.
Основной электорат НДИ — русскоязычный израильтяне. Они в своей массе — правые. Но Либерман в апреле не дал сформировать правое правительство. Казалось, что это вызовет отток избирателей, но он существенно усилил свои позиции.
Удивительно?
Не очень. Его электорат клюнул главным образом на антирелигиозную пропаганду. Либерман точно просчитал, какой лозунг сработает, вот и усилил свои позиции. Численное соотношение между светской частью населения и религиозной — в пользу светских. Проблемы есть, как без них. Вот он и сделал ставку на эти проблемы, карту разыграл умело.
Достаточно понятно, что борьба на выборах происходила между блоком во главе с Ликудом и блоком во главе с Кахоль-Лаван.
Две партии — НДИ и «Объединенный арабский список» стоят в стороне и с интересом наблюдают за происходящим, «и при этом напевают странные слова».
Например, Авигдор Либерман заявил: «Нетаньяху и Ганц, граждане Израиля не простят вас». Себе прощение он уже гарантировал?
Вообще-то политики могут говорить что угодно, это их профессия, но пределы все же быть должны.
Либерман, стравливающий светских и религиозных ради своих сиюминутных целей, да еще и заявляющий о народе, который кого-то там простит или не простит, эту грань перешел.
Ганц — военный, в армии с 1977, по всем соображениям человек достойный. Как это увязывается с его мелочным разведением сплетен, заявлениям типа «с подсудимым в одно правительство не сядем»? Он же отлично понимает, что все уголовные дела Натанияху ангажированы.
Ему бы напомнить, что те же следователи вполне могут задать вопросы о миллионах полученных на его фирму от генерального инспектора полиции Рони Альшейха без тендера и исчезнувших бесследно.
Могут задать, но не задают! Это потому, что он пока в тренде «тольконебиби». Понимает все это, но все равно использует дела против Натанияху, как главный политический козырь. Ну не может же смена военной формы на костюм с галстуком так менять человека!
Партия Кахоль-Лаван собрана из трех партий за три месяца до апрельских выборов. Чем себя проявили составные части?
Бени Ганц, председатель и основатель партии «Хосен ле-Исраэль», зарегистрировал ее декабре 2018 г. По его словам, он склоняется вправо, когда речь идет о вопросах безопасности, влево, когда речь идет о социально-экономических вопросах, и либерален в своих экономических целях. Какие его экономические цели и что означает «либерален» — все это достаточно туманно.
Вслед за ним 2 января 2019 года Моше Яалон зарегистрировал партию «Телем». Для него главное — бросить вызов Натанияху. Мне всегда казалось, что это не может быть политической программой. Но, похоже, я ошибался.
Чем прославились партии Бени Ганца и Яалона? Ответ — ничем! Они никогда не сдавали практический экзамен. Теоретики…
У третьей партии «Еш Атид», основанной Яиром Лапидом в 2012 году, есть определенный бекграунд. Он, как заявляет, хочет сохранить крупные блоки поселений и обеспечить мир для Израиля, но одновременно и добиться мира по принципу «два государства для двух народов». Это согласуется плохо.
На выборах в Кнессет 19-го созыва, партия получила 19 мандатов, а в Кнессете 20-го созыва — осталось только 11. При таких темпах падения популярности Лапиду пришлось пойти на союз с Ганцем и Яалоном.
Кроме объединения «тройки» на ниве великой идеи «тольконебиби», ничего другого в их политике нет.
И вот «Кахоль-Лаван» в сентябрьских выборах под припев — «нужны перемены» — набирает самое большое количество голосов. Людям всегда хочется перемен, так они устроены…
Ликуду, в отличие от Кахоль-Лаван, есть что предъявить избирателям. Экономическое положение страны непрерывно улучшается, на политической арене — успех за успехом… Об этом написано столько, что нет смысла повторяться.
Интереснее остановиться на недовольстве. Что плохо?
Одним из основных обвинений — утрата чувства безопасности. Евгений Либерман, однофамилец Авигдора, проделал интересную работу. Он с братом (Ю. Либерманом) проанализировал данные арабского террора на территории нашей страны, начиная с 1951 года на основе публикаций:
- «Chronology of terrorist attacks in Israel» by Wm.Robert Johnston;
- Memory of the Victims of Palestinian Violence and Terrorism in Israel.
Он вывел среднее число жертв террористических атак на миллион жителей, сгруппировав их по правящим партиям.
Итак:
- Среднее число жертв на миллион жителей за весь период (68 лет) — 10,9 человек/на миллион жителей страны;
- За 34 года правления левых партий — 12,1 человека/на миллион жителей страны;
- За 32 года правления правых партий (не считая партии Кадима) — 9,7 человек/на миллион жителей страны;
- За 5 лет руководства страной А. Шарона — 33,9 человека/на миллион жителей страны. Надо отметить, что А. Шарон в 2001 году получил в наследство от Э. Барака интифаду и этим обусловлено столь большое число погибших;
- За три года руководства страной партии Кадима во главе с Э. Ольмертом — 7,6 человек/на миллион жителей страны. Это число говорит о том, что фактически с интифадой страна расправилась в период А. Шарона и во времена Кадимы террор пошёл на убыль;
- За период 17 лет с начала руководства страной И. Рабиным и до вступления на должность ПМ Б. Нетаниягу 16,2 человека/на миллион жителей страны;
- За весь период с начала руководства страной И. Рабиным и по 31/12/18 — 11,2 человека/на миллион жителей страны;
- За все годы руководства страной Б. Нетаниягу (12.5 лет) — 3,8 человека/на миллион жителей страны;
- За последние 10 лет руководства страной Б. Нетаниягу
- — 2,3 человека/на миллион жителей страны;
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что дело не в отсутствии реальной безопасности, а ощущении недостаточной жесткости правительства Натанияху, по принципу — «результат ничто, ощущение все!»
Так ли уж неправы избиратели?
А они не обязаны разбираться в кредитном рейтинге и росте ВВП страны или анализировать статистику терроризма. Им об этом нужно рассказывать, ведь важно не как они живут, а как ощущают свою жизнь. Им нужно объяснять, как понимать политику например в отношении Газы и Иудеи-Самарии… Каждый должен знать кого и за что мы бомбили.
Информации важного генерала — Ронена Манелиса, до недавнего времени главы пресс-службы Армии обороны Израиля, рефреном в которых звучало, что после удара человеческих жертв нет, вызывали не понимание, а удивление — неужели ЦАХАЛ реально участвует в соревновании за звание самой гуманной армии в мире?
Вот тут мы и подходим к реальному объяснению сложившейся ситуации: Натанияху проигрывает информационную войну.
Это война за сознание населения, она должна вестись профессионально, планово, постоянно, без авральной работы непосредственно перед выборами.
К сожалению Ликуд вел ее так, как будто время остановилось 10-15 лет назад, и сегодняшний день не принес никаких новых инструментов работы. Но для избирателей, особенно для молодежи, это совсем не так.
СМИ хотят они этого или нет, обязаны работать на свой рейтинг. Целью СМИ является поиск специфической информации — различного рода скандалов, афер, крахов компаний, неудач проектов. Именно эта информация может стать «двигателем» рейтинга. Редактор издания или руководитель телеканала заинтересованы в подобных, скандальных репортажах, потому СМИ предпочитают плохие новости хорошим.
Партийные интересы совершенно в обратном. Свести противоречия и разногласия к минимуму, добиться взаимовыгодного сотрудничества удается очень редко.
Но в дело еще вмешиваются и финансово достаточные заинтересованные стороны. Так, например, в выборы в Кнессет 20 созыва вмешивалась администрация Барака Обамы. Было создано движение OneVoice Movement. Они получили от Госдепа 350 тыс. долларов в виде грантов и потратили их на дочернюю израильскую группа V15[4]. Компания шла под хорошо знакомым лозунгом «тольконебиби». Тогда не получилось, но надежда исчезает последней.
От прошлой американской администрации не отстает и Евросоюз, он, в отличие от администрации США, не поменялся.
А если СМИ платят за конкретную направленность деятельности, то новости сразу же превращаются в пропаганду.
Что делать?
Вариантов немного. Необходимо использовать новые средства массовой информации — веб-сайты, блоги, платформы для обмена видео, цифровые приложения и социальные сети. Они позволяют радикально изменить методы работы, способы общения политических лидеров с населением, и возможность вовлечения граждан в политический процесс. Кроме того они существенно облегчают производство, распространение и обмен политическим контентом, взаимодействие и сотрудничество с избирателем в обход традиционных СМИ. Появляется возможность передавать информацию напрямую отдельным лицам без вмешательства редакций, обойти контроль прессы над новостной программой и охватить важнейший сегмент политической работы — незаинтересованные аудитории, и, благодаря своим сетевым возможностям, создавать активное интернет сообщество. Лица, не имеющие предварительной подготовки, могут достигать многих пользователей с молниеносной скоростью.
Доступ людей к таким ВЕБ-ресурсам оказывает положительное влияние на их чувство политической вовлеченности и сопричастности. Они получают возможность в том числе записать и опубликовать видео, которое может стать вирусным и повлиять на ход событий.
Наиболее интересным для достижения политической цели представляется создание интернет-платформы, некоего виртуального Гайд-парка, дающего возможность высказаться всем, и обеспечивающего своевременную и, главное, объективную информацию. Это открывает дополнительные возможности для взаимодействия, позволяющие общественности по-новому взаимодействовать с правительством и вносить свой вклад в поток политической информации.
Особое внимание должно быть обращено на молодежь. Наиболее эффективным контентом для них представляется видеорепортаж, объемные аналитические статьи должны находится на отдельной вкладке. Их прочтут те, кому интересно.
При таком подходе читатель станет более вовлеченным в фактическое производство и распространение политического контента. Сработает вирусный редактор — если контент интересен, то ссылки на него рассылаются своим френдам, те своим — происходит вирусное распространение… Такое распространение обходит поисковые системы, направляющие пользователей на ограниченный выбор сайтов с интенсивным трафиком и финансированием.
Такой ВЕБ-проект в интернете — масштабная комплексная работа для изменения информационной среды вокруг заданной цели, формирования положительного мнения и увеличение целевой аудитории.
Люди хотят не дипломата и экономиста, а лидера, за которым им захочется идти[5].
Но может все это не так и важно?
Результаты выборов говорят, что важно. При объективных достижениях правительства Натанияху за него голосует только четверть населения. И еще четверть за тех, кто «тольконебиби». А все потому что дел недостаточно, разговоры с населением важны не менее.
С народом нужно говорить так, чтобы они были уверены в своем правительстве, понимали его, иначе будет считать, что все непонятно, а значит абсолютно неправильно, и проголосуют за того, кто пообещает ему политику понятную и правильную.
Надо просто и ясно, в очень доступной форме доносить до массовой аудитории в онлайн режиме например вот такой убойный показатель: За последние 10 лет руководства страной Б. Нетаниягу число жертв террористических атак составило 2,3 человека/на миллион жителей страны, что втрое ниже потерь во время правления Ольмерта.
Также в виртуальном Гайд-парке нужно оперативно и правильно реагировать на недовольство, причин для которого всегда достаточно. Недовольных нет только на кладбище, но оно, это недовольство, и могучий двигатель прогресса. А если от него отгораживаться и умалчивать, то за не вовремя вывезенный мусор будет отвечать ПМ, и люди будут голосовать за партии, появившиеся непосредственно перед выборами, — они же мусор вывезут вовремя! По крайней мере, будут горячо убеждать в этом.
Источник — Мастерская
Октябрь 2019
(Опубликовано с незначительными сокращениями)
«Надо просто и ясно, в очень доступной форме доносить до массовой аудитории в онлайн режиме например вот такой убойный показатель: За последние 10 лет руководства страной Б. Нетаниягу число жертв террористических атак составило 2,3 человека/на миллион жителей страны, что втрое ниже потерь во время правления Ольмерта» — никогда не понимала такого — СТАТИСТИЧЕСКОГО — подхода! Скажите об этом «убойном» факте тем людям, у которых убили детей, родителей, мужа или жену.