Поводом для расследования стали телефонные переговоры Дональда Трампа и Владимира Зеленского. По сути, вся история с импичментом была основана на анонимном рапорте стукача, который заявил, что слышал эти переговоры, и там Трамп прямым текстом шантажировал Зеленского.
Требовал у него компромата на Джо Байдена — фаворита демократических праймериз и вероятного соперника нынешнего президента на выборах 2020 года. Поднялся скандал, и Трамп — случайно или намеренно — лишь обострил ситуацию, отказавшись публиковать стенограмму переговоров. Демократы объявили начало расследования ситуации комитетами Палаты представителей, то есть фактически дали старт процедуре импичмента. После чего гроссмейстер Трамп поставил соперникам шах и мат, опубликовав стенограмму: пятистраничный, специально для этого рассекреченный документ, в котором нет ни намека на какой-либо шантаж Владимира Зеленского.
Нет ни привязки дальнейшего выделения американской помощи к передаче информации Зеленским. Ни угроз «наказать» в случае отказа. Никакого «дымящегося пистолета», как американцы называют стопроцентное доказательство вины. Есть лишь просьба хозяина Белого дома разобраться с ситуацией, провести расследование и выяснить, имело ли место злоупотребление служебными полномочиями бывшего вице-президента США в личных целях. Использование им авторитета США для того, чтобы не допустить судебного преследования против сына-коррупционера, работавшего и получавшего неплохие деньги в сомнительной компании «Бурисма» на Украине. Увольнение по прямому приказу (и фактически через шантаж) аж целого генпрокурора Украины Виктора Шокина после того как Шокин заинтересовался деятельностью фирмы. Да, этот бывший вице-президент по совместительству является сейчас фаворитом демократической гонки и потенциальным соперником Трампа на президентских выборах в 2020 году — но в мировом оплоте демократии перед законом же вроде все должны быть равны. Правда?
Мир в новом свете
Теперь, после публикации стенограммы, вся эта история предстает в совершенно ином контексте, чем тот, который еще несколько дней назад рисовали ненавидящие Трампа журналисты. Демократы испугались судебного преследования Байдена и решили запугать Трампа. Демократический истеблишмент использовал служебное положение в личных целях — то есть ради спасения «своего человека» — и запустил процедуру импичмента главы государства. Кроме того, демократы потребовали от него рассекретить документ, содержащий конфиденциальную информацию.
Более того, демократы подставили человека, которого вроде как должны соблазнять перейти на свою сторону, — Владимира Зеленского. Украинский лидер был против публикации стенограммы, называл свои переговоры с Трампом «частными и конфиденциальными» — и после прочтения стенограммы становятся понятными его опасения. И дело тут даже не в тоне разговора президента «самой большой европейской державы» — Украины — с американским визави. Никто, в общем-то, не сомневался в том, как Зеленский будет говорить с Трампом, а некоторые даже скажут, что «хитрый Зе намеренно сыграл на нарциссизме хозяина Белого дома». Дело в том, что Зеленский и Трамп в этих переговорах активно полощут европейских партнеров — ту же Ангелу Меркель. Оказывается, она «недостаточно делает» для Украины — для которой она, как канцлер Германии, вообще ничего и не обязана делать. Возможно, в Германии вспомнят пословицу «дашь палец — откусят по локоть», и эти ассоциации никак не укрепят имидж Зеленского и Украины в Бундестаге и немецком кабмине. Весьма вероятно, что во время будущих переговоров Зеленского и Меркель с украинского лидера спросят за его слова.
Слабые страдают, как должны
В данном случае уже не столь важно, что это была за история с донесением. Ошибка информатора или, учитывая нетипично вежливую манеру общения американского лидера в диалоге с Зеленским и последующие намеки Трампа, намеренный слив дезинформации от американского президента для того, чтобы подставить демократических крестоносцев. (Хотя если речь все-таки шла о втором варианте, то те, кто после всех достижений американского президента еще говорит о «недалеком Трампе», могут еще раз пожевать остатки своих шляп.) Главное, что Дональд Трамп оказался в шоколаде и, перефразируя Фукидида, он теперь делает то, что хочет, а демократы страдают, как и должны.
Рейтинг Байдена уже посыпался. За неделю его комфортное, почти двукратное преимущество над Трампом в случае выхода обоих кандидатов на общие выборы (64% против 36%) сократилось до уровня статистической погрешности — 1%. А некоторые социологические службы — например, Расмуссен — даже выводят Трампа вперед. Более того, Байден теряет преимущество и внутри демократических праймериз — его догнала и даже перегнала на 1% Элизабет Уоррен, которая еще недавно была на 10 процентных пунктов позади.
И сейчас демократы просто обязаны извлечь из этой порки правильные выводы. Смириться с тем, что в 2016 году они проиграли Трампу (и если уж кого за это нужно наказывать, так Хиллари, которая через личные связи смела всех альтернативных кандидатов-демократов и принесла интересы партии в жертву своим амбициям). Заканчивать, наконец-то, бессмысленный и безрезультатный крестовый поход против президента — поход, от которого все больше устают избиратели и который все сильнее радикализирует саму партию, создавая ей имидж каких-то религиозных фундаменталистов. Осознать, что «Иерусалим» в лице Белого дома можно взять лишь грамотной осадой в течение года. А значит, надеть, наконец-то, намордник на всех левых радикалов, толкающих партию на продолжение конфликта ради конфликта, выудить из регионов вменяемых центристских кандидатов и за оставшееся время раскрутить их на праймериз.
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового Университета при правительстве РФ.