«… Нелёгкого пути продленье,
Полёт фантазии, печаль и радость в нём».
Дина Фрумина
О Гильдии еврейских художников (а это замечательные мастера и изобразительного, и прикладного искусства) вы слыхали, наверное, много раз, а повидав их экспозиции, сумели по достоинству оценить высокое мастерство, оригинальность художественного замысла и исполнения. Вот и сейчас в Бруклине, в зале библиотеки на Ностранд авеню, и в Квинсе, в Еврейском центре на 108 улице на углу 67 авеню проходят две примечательные выставки работ гильдийцев.
Воистину не оскудели мастера наши талантами, и как сказал Адам Мицкевич, «наиболее духовный из всех, еврейский народ способен проникнуться наиболее возвышенным в человечестве». В этом убедиться вы можете многократно. Вам повезло: в Бруклине вы увидите полотна самого Исаака Вайншельбойма. А это не только замечательный живописец, художник-мыслитель, наделённый и бурлящей способностью продуцировать идеи, и яркой художественной индивидуальностью, он ещё и человек многоталантливый — превосходный очеркист и арткритик, новеллист и книжный оформитель, а по «исходной» своей профессии, по общему признанию, блистательный адвокат. И вот ведь что удивительно: во всех своих ипостасях — высоко профессионален! Личность. Я горжусь дружбой с ним, как сам он гордится тем, что был учеником выдающегося педагога, художника и поэта Дины Фруминой.
Живопись Вайншельбойма многогранна и многотемна: это самозабвенная его иудаика, в первую очередь. Ни у кого не видела я такой глубины постижения трагедии Холокоста, преподанной столь образно. Это дивные его поэтические пейзажи, напоённые любовью к незабытой родной земле; чудные ароматные букеты… Мастер портрета Исаак тоже неподражаемый, причём с каждым годом талант портретиста проявляется всё ярче и всё глубже. На нынешней выставке меня буквально поразил портрет дочери художника, в котором не только горячая отцовская любовь, но и уважение, понимание самоценности её личности, её интеллект и воля. «Ася» изображена на фоне огромного букета торжествующих, маняще прекрасных цветов, что подчёркивает её привлекательность и женственность. Мне кажется, что великолепная «Сирень» — это тоже Ася.
«Интерьер мастерской живописца», одесские ландшафты, улица в старом, в небытие ушедшем местечке, — будто шагаловский «Мертвец» ожил и не спеша пересекает узкий пыльный проулок. Всё выставленное — новые работы художника. Изумляет, как за короткий срок после недавней выставки сумел мастер создать столько неординарных картин. А каков удивительный, проникновенный графический портрет Булата Окуджавы — мысль, интеллигентность, доброта!
Глубоко и полнокровно, заинтересованно и по-настоящему психологично, с полным, до дна, раскрытием характера показал нам Исаака Вайншельбойма фотохудожник Анатолий Ясеник. Он назвал его «Мой друг Исаак». Я бы добавила — «Творец». «Высотный портрет», — говорил о произведениях такого класса знаменитый фотограф Моисей Наппельбаум. Несколько таких «высоток» выдал зрителю Ясеник на второй своей в составе Гильдии выставке. Это портреты победителей жизни — Блумберга, Визеля, Рабинера…
Рудольф Розенблюм доказал, что у древнего искусства чеканки большое будущее. Освоив в совершенстве сложнейшую технику, Розенблюм привнёс в изготовление своих чеканных картин острую характерность, светотеневую моделировку, смысловую нюансировку, что проявляется и в иудаике, и в барельефах с грузинской тематикой, и в сказочных орнаментах. Его «Старик с Торой» отмечен глубиной психологической характеристики. Кажется, что это обобщённый портрет еврейского народа.
Цветы Татьяны Чарной энергетически и эмоционально заряжены. Яркие, зовущие, чарующе нежные, элегически прозрачные, все эти маки, розы, космии, тюльпаны дарят радость и оптимизм. В каждой картине неожиданное композиционное решение. Особенно хорош натюрморт с цветками хлопка в благородной формы медной вазе. Кто-то сказал, дескать, цветы писать просто. «Да ничего подобного, — возмутился Вайншельбойм, — создание натюрмортов и цветов — сложное и серьёзное искусство»
Что уж говорить о старинном сложнейшем искусстве витража! Оно тоже представлено Гильдией.
У Леонида Гринберга много изощрённой фантазии, выдумки и тончайшего вкуса набралось на обширную серию в витражной технике выполненных из цветного стекла разных форм картин преимущественно иудейской тематики. Замечательно!