Как сеня перский стал президентом

«В отношении создания военно-авиационной промышленности достаточно авторитетные люди утверждали, что я торгую белыми слонами, — сказал однажды Перес. — Когда я установил ядерный реактор в Димоне, меня назвали шарлатаном. Когда я закупал оружие во Франции, некоторые политики требовали, чтобы я перестал морочить им голову. Сейчас меня уже не интересует, что обо мне говорят. Я знаю свою задачу и буду исполнять ее до конца».

Однажды, голосуя на дороге в Палестине, семнадцатилетний Перес встретил необычного господина. Перес знал, кто этот человек, и с почтением наблюдал за ним всю дорогу.

Когда за окнами автомобиля показалась Хайфа, господин неожиданно обратился к своему юному попутчику:

— Ты знаешь, что Троцкий никогда не был политиком? — спросил он у Переса, растерявшегося от столь неожиданного и серьезного вопроса.

— Что это за политика — ни войны, ни мира? Необходимо сделать выбор: либо война со всеми вытекающими последствиями, либо мир, за который придется платить. Ленин это отлично понимал…

Этим господином был Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, впоследствии ставший учителем и кумиром Шимона Переса.

У истоков

сил обороны


Кто бы мог подумать, что в одиннадцатилетнем возрасте эмигрировавший из Польши в Палестину Сеня Перский станет президентом независимого Государства Израиль?

Вряд ли стоит в этом случае говорить о блистательном успехе политика. Не было у Переса ни столь необходимого для политика героического ореола, ни банального везения. Он просто успешно делал карьеру в только что созданном Министерстве Обороны Израиля и закладывал фундамент оборонной промышленности.

Обратив внимание на молодого человека, Бен-Гурион отправил его в США представителем Министерства обороны, где Перес успешно сочетал работу с учебой в Гарварде.

За короткое время он сумел подчинить своему контролю не только весь комплекс военной промышленности, но и значительную часть госбюджета. Он наладил отношения с французами, у которых уже через несколько лет Израиль купил первые военные самолеты.

Вместе с премьер-министром Бен-Гурионом он тайно посетил Париж, чтобы обсудить последние детали военных действий перед нападением на Египет в 1956 году.

Стойкое невезение

На политической арене Перес появился во время выборов 1959 года со следующим девизом: «Территория Израиля в длину добыта его солдатами и крестьянами. Своей территории в ширину он лишен «благодаря» арабским странам. Высота Израиля — в достижениях его ученых и инженеров, в системе образования и в общем интеллектуальном уровне».

Так Перес стал депутатом парламента, но борьба за пост лидера в Партии труда успеха ему не принесла. И даже когда победа на выборах, казалось, была уже близка, вмешался случай. В 1977 году ему, партийному лидеру, пришлось пережить свое первое поражение на выборах, и бразды правления перешли в руки конкурентов из партии «Ликуд».

Одиннадцать лет спустя Партия труда вплотную приблизилась к посту премьер-министра. Все указывало на удачу Переса, но за две недели до выборов произошел теракт, в результате которого в автобусе сгорела женщина с детьми.

Подобными терактами в Израиле обычно пытаются склонить общественность к поддержке правых. Они-то и получили мандатов больше, чем Партия труда, а значит, и больше мест в парламенте.

Теперь в Шимона Переса полетели стрелы обвинений. Оппоненты утверждали: «Да, Перес опытный и стойкий политик, но ему не везет, и победить на выборах он не способен».

Перес не был суеверным и после покушения на соратника по партии премьер-министра Ицхака Рабина в 1995 году решил воспользоваться своей популярностью и принять участие в досрочных выборах. Говорят, что он был так уверен в своей победе в 1996 году, что в ночь подсчета голосов спокойно пошел спать.

Он дважды занимал пост премьер-министра: в 1984 — 1986 годах — как глава коалиционного правительства и в 1995 году — в результате убийства премьер-министра.

Нобелевский лауреат

Пик карьеры Переса пришелся на период, когда он был министром иностранных дел. До конца 1970-х годов он отвергал любые компромиссы с арабской стороной, но потом резко изменил свои взгляды. По его собственному признанию, на него повлиял визит в Иерусалим президента Египта Анвара Садата, в результате которого было подписано первое мирное соглашение между Израилем и арабскими странами, отмечает AFP.

В 1994 году министр иностранных дел Израиля Шимон Перес, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин и лидер Палестинской автономии Ясер Арафат были удостоены Нобелевской премии мира за достижение договоренностей в Осло в 1993 году.

По иронии судьбы, любимый ученик Давида Бен-Гуриона, по оценке одного израильского публициста, является его полной противоположностью. Бен-Гурион — народный вождь, Перес — лидер среди равных. Бен-Гурион — идеалист, Перес — прагматик. У Бен-Гуриона железный характер, у Переса — железное терпение. Бен-Гурион — идеолог, Перес не придает идеологии чрезмерного значения.

Несмотря на эти различия и вопреки всем неудачам, Перес смог показать себя сильным политиком, навсегда запомнив слова, которые он в юности услышал от Бен-Гуриона: в политике необходимо сделать выбор.

Шимон Перес свой выбор сделал: в начале своей политической карьеры он предпочел войну, а к ее концу склонился к миру. Как политик, содействующий миру, он и войдет в историю.

Postimees

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Как сеня перский стал президентом

  1. Такие фразы я видела только в антисемитских газетах:\»Подобными терактами в Израиле обычно пытаются склонить общественность к поддержке правых.\»
    Что же по Вашему мнению, правые организовывают терракты в автобусах? Это Вам Шимон Перец сказал?

Обсуждение закрыто.