Изменив одно слово русской народной песни, получится, что «Мой Конгресс в тумане светит, искры гаснут на лету…»
В нижней палате нашего Конгресса 435 депутатов с правом голоса и 6 без права. После прошлогодних выборов там 235 демократов, 197 республиканцев , 1 независимый и 2 пустых места. По религиозным концессиям в Палате представителей нового 116 созыва 88% христиан разных толков, от протестантов (293) и католиков (163) до одного «реставрациониста». Иудеев в Палате представителей 34; индуистов три, буддистов два, а мусульман стало три, и к 44-летнему афроамериканцу Андре Карсону из Индианы в ноябре прошлого года добавились 43-летняя Рашид Тлаиб из Мичигана, родившийся в Детройте 14-й ребенок иммигрантов-палестинцев, и 37-летняя Ильхан Абдуллахи Омар из Миннесоты, которая родилась в столице Сомали и в 1992 году беженкой попала в США, где в 2000 году натурализовалась.
Андре Карсон рос баптистом и перешел в ислам подростком под влиянием стихов персидского поэта-мистика Руми и автобиографиии знаменитого правозащитника-афроамериканца Малколма Экс, ставшего мусульманином в 23 года, когда он сидел в тюрьме за кражу со взломом. Тлаиб и Омар исповедую ислам с дней рождения, и Ильхан не появляется без головного платка-хиджаба, правда, меняя его цвета. В Палате представителей они объединились с еще двумя новоизбранными законодательницами -демократами Александрией Окасио-Кортес из Нью-Йорка и Айаной Пресли из Массачусетса, разделяя с ними крайне левые взгляды, критику Израиля и жгучую нелюбовь к президенту Трампу. 29-летняя Окасио-Кортес родилась и выросла в нью-йоркском Бронксе в семье родившегося там же пуэрториканца и иммигрантки из Пуэрто-Рико, а 45-летняя Пресли — чистокровная афроамериканка.
Все четверо представляют крайне левых молодых политиков-прогрессистов-социалистов под названием «Squad» («Взвод»), которое придумала Окасио-Кортес через неделю после победы на прошлогодних выборах, позаимствовав его из сленга хип-хопа Восточного побережья, где это слово обозначает «группу людей, с которыми вам хотелось бы отождествиться». Квартет социалисток-прогрессисток Палаты представителей активно поддерживает движение BDS («Boycott, Divestment, Sanctions», призывающее к «разным формам бойкота Израиля до тех пор, пока он не выполнит своих международных обязательств» по отношению к проживающим на его территории палестинцам. На стене своего офиса в Капитолии Рашида Тлаиб после инаугурации повесила карту Ближнего Востока, на которую прилепила бумажку со словом «Палестина» и стрелкой, указывающей на Израиль.
«Взвод» не сдает крайне левых позиций, на которые, кстати, никто не посягает, хотя спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси иногда робко поругивает их за излишнюю левизну. В июле Палата представителей подавляющим большинством голосов приняла резолюцию, осуждающую BDS, и тогда же Рашида Тлаиб заявила, что не может «стоять в стороне и смотреть на эту атаку на нашу свободу и на право бойкота расистской политики правительства и Государства Израиль». Затем стало известно, что Тлаиб и Омар собираются посетить это самое государство, в чем не было ничего неожиданного — Израиль часто и радушно принимает наших законодателей, которые обычно встречаются и с официозом, и с лидерами палестинской автономии. Как заявил посол Израиля в США Рон Дермер, его правительство не намерено отказывать во въезде кому-либо из членов нашего Конгресса, а Тлаиб и Омар сообщили, что по ходу поездки посетят палестинские города Вифлеем, Хеброн и Рамаллу, где обсудят спорный статус Иерусалима.
И тут пропалестинская коса нашла на израильский камень. 15 августа Израиль запретил обеим членам «Взвода» въезд в страну, мотивировав это их поддержкой BDS. В тот же день это подтвердила глава израильского МИД Ципи Хотовели, дочь репатриантов из Грузии, а до этого сообщения президент Трамп в своем твите написал, что пустить Омар и Тлаиб — «покажет слабость Израиля», так как обе «ненавидят Израиль и весь еврейский народ, и ничто не изменит это их отношение». Президент также отметил, что «законодетели Омар и Тлаиб, которые ненавидят Израиль, это и есть лицо Демократической партии». На следующий день, выступая на предвыборном ралли в Нью-Хэмпшире, Трамп повторил, что, по его мнению», «для Израиля было бы ужасным впустить этих двух, которые так плохо говорят об этом государстве». Бывший посол Израиля в США Данни Аялон заявил, что премьер-министр Нетаниягу был прав, согласившись с «рекомендацией» Трампа, поскольку «у Израиля, как у любого суверенного государства, есть право решать, кто может, а кто не может въехать в их страну». Биньямин Нетаниягу назвал свою страну «яркой и свободной демократией», которая открыта для критики своего курса, но с одним исключением. «Закон Израиля, — пояснил его премьер-министр, — запрещает въезд тех, кто призывают и способствую бойкоту Израиля, как это происходит в других демократиях, где не впускают тех, восприятия которых наносят вред стране»
Ильхан Омар ответила на отказ во въезде заявлением, в котором отметила, что Израиль пошел на поводу у антимусульманина Трампа, который на этот раз выступил против двух законно избранных членов Конгресса, а этот отказ «ограничивает не только нашу возможность больше узнать об Израиле, но и посетить палестинские территории». Спикер Пелоси в своем твите, как могла, поддержала двух обиженных социалисток «Взвода», назвав решение Израиля «ниже достоинства этого великого государства», зато рекомендацию Трампа заклеймила как «признак невежества, неуважения и ниже достоинства должности президента».
С Рашидой Тлаиб дело вышло сложнее, но решилось по-семейному. В Израиле у Тлаиб оказалась 90-летняя бабушка Муфтия, которая живет в деревне Бейт Ур аль-Фаук, на западном берегу Иордана, и ждет не дождется визита любимой внучки, которую не видела с 2006 года. Как сообщило агентство новостей Reuters 17 августа, «сидя под масличным деревом, она прокляла президента Соединенных Штатов, «который сказал, что я должна быть счастлива тем, что Рашида не приедет». По словам живущего там же ее сына Бассама Тлаиба, стало быть, дяди Рашиды, старушка Муфтия собиралась к приезду внучки зарезать овцу и приготовить ее любимую баранину в виноградных листьях. По словам дяди Бассама, Рашида считает бабушку своей второй матерью, всегда помогала ей и считает, что своим успехом обязана бабушке.
Оказалось, что, отказав Ильхан Омар и Рашиде Тлаиб во въезе, израильские власти разрешили одной Рашиде навестить бабушку из соображений гуманизма, но та принципиально отказалась, заявив, что такая поблажка унижает ее. «Тлаиб написала израильским чиновникам, что отчаянно хочет увидеть бабушку, — по привычке мгновенно твитнул неугомонный Трамп. — Разрешение было быстро дано, тогда как Тлаиб оскорбительно отвергла это разрешение, и точка. Единственный, кто выиграл, это бабушка Тлаиб «. Рашида Тлаиб не уточняла условий своего визита к бабушке, хотя израильские СМИ сообщили, что она согласилась не призывать к бойкоту еврейского государства, оказавшись на западном берегу Иордана. Политически грамотный дядя Бассам Тлаиб заметил, что «Трамп предложил Рашиде и Ильхан возвращаться в свои страны, вчера он просил их уехать, а сегодня — чтобы их не впускали. А бабушка Муфтия сказала корреспонденту, что она не теряет надежду на встречу с внучкой, которая вечером 16 августа появилась в еженедельном ток-шоу Билла Мэра на канале НВО. По поводу своего согласия не призывать к бойкоту Израиля в гостях у бабушки, Раштда Тлаиб сказала, что «визит на таких репрессивных условиях унизить меня разбил бы бабушкино сердце». Внучка, не видевшая бабушку 13 лет, заявила, что ее вынужденное молчание было бы совсем не тем, что нужно от нее бабушке, но убило бы в ней ту часть, которая всегда выступает против расизма и несправедливости. В тот же день министр внутренних дел Израиля Арье Дери «твитнул», что он разрешил Рашиде Тлаиб навестить «ее 90-летнюю бабушку в знак доброй воли по гуманитарным причинам». Она отказалась от этого визита потому, что ей не разрешают призывать к бойкоту Израиля, написал глава МВД, что доказывает истинную цель ее поездки и свидетельствует: ненависть к Израилю для нее главнее любви к бабушке.