Наука и религия: Совместимы или взаимно исключающи?

Окончание.

Начало в № 787

Песах (Павел) Левин,

Adjunct Professor, ССNY/CUNY, NYIT

Если все же рассматривать историю Творения с позиций физики, можно предположить, что фундаментальные постоянные существенно изменились за прошедшее с Начала время, а потому история Вселенной нам представляется в существенно искаженном виде. Но более плодотворным мне кажется рассмотреть первые главы Торы с позиций… юриспруденции.

Согласно положениям иудаизма, Тора представляет собой книгу заключенного в присутствии 600 тысяч свидетелей договора; документ, истинно отражающий все события, которые заключению этого договора сопутствовали и предшествовали. Талмуд, или Устная Тора, рассматривает все законные аспекты выполнения определенных договором заповедей. Как и во всяком «юридическом» документе, ключевую роль здесь играют свидетельства, представляемые, например в религиозном суде. Даже для того, чтобы объявить начало нового месяца, санхедрину требовалось выслушать двух «кошерных» свидетелей, видевших новую луну. Что же такое день, когда еще не было светил? Кто же свидетельствовал: «И стал свет», — когда еще не было человека?

Ответ: Он, Сущий вне времени и пространства, для которого не существует дня и года, а есть только логика событий, соединенных причинно-следственной связью, неполно осязаемой изнутри пространственно-временного конуса, за пределы которого мы, согласно постулатам теории относительности Эйнштейна, не можем выглянуть.

Мудрецы говорили: факт, что первая книга Торы «Берешит» начинается со второй буквы еврейского алфавита, намекает на то, что наша Вселенная была создана не сразу. Б-г экспериментировал, создавая и уничтожая миры. По-видимому, жена для Адама также была создана со второй попытки. Все человечество после потопа народилось практически заново. Возникает вопрос: как это сверхъестественный Разум, создавший совершенную в своей красоте и величии Вселенную, вынужден то и дело «исправлять» человека? Дело в том, что появление человека, обладающего свободой воли, создает неисчислимые возможности развития, видные в своей полноте только Всевышнему. «И сказал Б-г: Создадим Человека по образу нашему, по подобию нашему». Создадим — вместе с самим человеком, поясняют комментаторы. Свои решения человек принимает сам, что и вносит такое разнообразие вариантов развития. Поэтому и понадобилось Всевышнему для осуществления Своих целей создавать Свой народ и заключать с ним договор.

Традиция, полученная 33 столетия лет назад у горы Синай и переданная нам всеми последующими поколениями, определяет еврейский образ жизни и, впрочем, с достаточной степенью свободы, систему мировоззрения. Судить о ней следует по критериям: выдержала ли эта традиция проверку временем и изобретенными людьми идеологическими системами (всевозможными «-измами»); обеспечила ли сохранение еврейского народа; и есть ли основания полагать, что в конце концов он выполнит заложенное предназначение «светоча для народов», которым благословятся все племена земные.

С этой точки зрения, религия существует как бы в другом, «духовном» измерении, параллельном физическому миру, изучаемому наукой. Религиозные евреи будут продолжать верить в шесть дней Творения, несмотря ни на какие научные открытия. Хотя бы потому, что вы вольны понимать это так, что работа шестого дня еще не закончена, и нам следует соблюдать субботний отдых для того, чтобы приблизить Субботу Всевышнего, наступающую с завершением Творения.

«И вышел Яков из Бер-Шевы, и пошел к Харану. И наткнулся на одно место, и переночевал там, потому что зашло cолнце… И снилось: вот лестница поставлена на земле, а ее верх касается небес; И вот ангелы Б-жии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака; Эту землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее, и семени твоему…

… И вот Я с тобою, и сохраню тебя куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в землю эту, потому что не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что сказал тебе» (Берешит 28:10-15).

В этом отрывке говорится об ангелах, восходящих и нисходящих по лестнице. Какое это имеет отношение к обещанию Б-га, данному Якову и его потомству? Ангелы — это, дословно, посланники Всевышнего. Не имея свободы воли, они олицетворяют законы природы, созданные Б-гом. В толковании к этому эпизоду говорится, что это были ангелы земли Израиля, сменяемые ангелами Харана, куда отправлялся Яков. В каждой земле — свои законы. В более широком смысле, законы природы подстроены Всевышним под выполнение Своего Замысла.

Известно, что Тора говорит языком, доступным человеку. И было бы странно найти в книге, данной 33 столетия назад только что освободившимся рабам, современный учебник физики. Но до тех пор, пока мы остаемся носителями генома человека разумного, заложенные в ней моральные ценности и вытекающие из них заповеди остаются актуальными для нас. Более того, оказывается, эти моральные принципы неотъемлемо заложены в нас на уровне психологии, но это уже тема другого разговора…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора