Личности и истории, о которых я стану говорить, до сих пор находятся в центре идейной и политической борьбы, государственные аппараты заинтересованы в том, чтобы были приняты их версии происходившего. Как нельзя наглядней видна правота академика Тарле: «История есть политика, опрокинутая в прошлое».
Я попытаюсь избегать накипи на историю, что очень нелегко. Документы составлены и перетасованы, мнения определяются идейными позициями, факты разноречивы и частично скрыты…
Рав Михаэль-Дов (Бер) Вайсмандель родился 25 октября (4 Хешвана) 1903 года в Дебрецене в семье шойхета Йосефа и Гелы Вайсмандель. Семья перебралась в Словакию, в Трнаву. До распада Австро-Венгрии (1918) это происходило в пределах одного государства; евреи Словакии издавна считались частью венгерской общины и их называли «оберландерс». Еврейская жизнь в Словакии была интенсивной, три четверти от почти 140000 словацких евреев относились к ортодоксальному иудаизму. К началу «словацкой независимости» (14 марта 1939) здесь находилось 38 ешив, самые известные — ешива в Братиславе (Прешбурге), созданная в 1806 году великим Хатам Софером, и ешива в городе Нитра, которой руководил выдающийся раввин Шмуэль Давид Унгер (род. в 1885, умер от голода 9 февраля 1945, скрываясь в лесах). Ешива в Нитре оказалась последней, функционировавшей в оккупированной нацистами Европе; прячась в схронах при налётах, она действовала до 5 сентября 1944 года.
Михаэль-Дов жил в Нитре с 1931 года, стал одним из руководителей ешивы. При этом он много путешествовал, общаясь с ведущими учёными, историками и архивистами. В 1937 женился на Брахе-Рахель, дочери рава Унгера. Можно заключить, что это был настоящий знаток Торы — давняя традиция, что мудрецы выдают дочерей за лучших и достойнейших учеников, которые станут учителями следующих поколений. Рав Вайсмандель был большим знатоком старинных манускриптов; в конце 30-х работал в Англии, в Большой библиотеке Оксфорда, где к нему относились с огромным уважением после того, как он установил авторство старинного манускрипта, неправильно идентифицированного учёными Оксфорда.
Забегая вперёд, скажу, что ему принадлежит открытие темы «Коды в Торе» в новейшей истории — от исследований 1930х, публикаций 1949 до уроков в воссозданной в Америке «Нитра-ешиве» в 1950х. Тема эта популярна после исследований профессора Ильи Рипса, но без компьютеров и новейшего матаппарата, опираясь на намёки в книгах мудрецов, «вручную» её разрабатывал и выпустил за пределы узких групп каббалистов герой статьи.
Рав Вайсмандель был не только учёным раввином и выдающимся архивистом, но и очень деятельной личностью. И — прозорливой: в 1938 году он предсказал, что Гитлер захватит Европу и не раз встречался с епископом Кентерберийским, убеждая его использовать контакты с канадским правительством и добиться разрешения эмигрировать туда евреям.
После объявления Словакией «независимости от Чехии под германским протекторатом» главой правительства, а вскоре и президентом избран священник Йожеф Тиссо — глава «Глинки», партии католических националистов-антисемитов. Священник Глинка, создатель и многолетний руководитель партии, умер в 1937, новый босс объявил в первой же речи, что: «мы не можем восстановить Словакию, не избавившись от евреев». По тем временам это был «умеренный жидофоб», он хотя бы считал, что быстрое изгнание евреев может разрушить экономику и нужна разумная постепенность; премьер-министр Войтех Тука был фашистским радикалом более рьяным и, желая выслужиться перед немцами и «подсидеть» шефа, организовывал за спиной президента депортации словацких евреев в зарубежные концлагеря.
С начала марионеточной «независимости», с потерей в пользу Венгрии территорий, на которых проживало 45 тысяч евреев, в Словакии объявлена «ариизация». Лишь 2 страны мира, Словакия и Хорватия, платили немцам наличными за то, что те депортируют их евреев. Евреи с временным правом проживания выселялись, как и не имевшие в Словакии жилищной собственности.
Однако венгры, управляемые диктатором Хорти, с набиравшей силу фашистской партией Салаши, отнюдь не рвались давать евреям приют. Многие попали в ловушку: отсюда прогоняли, туда не принимали. В таком положении оказалась группа из 60 раввинов — несколько недель они провели на нейтральной полосе, пока рав Вайсмандель, используя связи с христианскими лидерами и «тряся за грудки правительство», раздобыл им английские визы. 1 сентября 1939, в день нападения Германии на Польшу, рав настоял, чтобы его послали в Словакию эмиссаром Агудат Исраэль.
Словаки дали ценный пример народам, организуя депортации по собственной инициативе; помощь немцев была исключительно консультативная, со всем справлялась глинковская полиция. Действия её при депортациях вызвали протесты в обществе — всё-таки антисемитизм в Словакии носил христианский, а не расовый характер, от «очистителей родины» ожидалось нечто человеческое. Депортации приостанавливались, в частности, в июне 1942, антисемитские радикалы теряли позиции. Вероятно, память об этом немало подтолкнула к Словацкому национальному восстанию (1944), когда 60000 солдат с оружием перешли на сторону партизан — авторитет правительства, поощрявшего открытые зверства, упал «ниже плинтуса».
В 1940 словаки направили к соседям радикального антисемита Аугустина Моравека «для изучения антиеврейской политики». 16 сентября 1940 он назначен главой «Экономического министерства» с целью «внедрения опыта Германии и Венгрии по использованию евреев». Создан подчинённый ему Юденрат под названием «Еврейский центр». Первым главой Центра стал Генрих Шварц, свободно владевший языками секретарь ортодоксальной общины Братиславы. Но, поскольку он оказался «недобросовестным» и по мере возможности саботировал антиеврейские указы, «провалил» перепись евреев в восточной Словакии и т.д., в апреле 1941 саботажник арестован и заменён на Арпада Себастьена, в страхе исполнявшего все приказы. Создан при Центре «департамент по особым поручениям» во главе с евреем-коллаборационистом Каролем Хохбергом…
И тогда возникла «Братиславская рабочая группа» — как бы теневое еврейское правительство, объединившее энтузиастов спасения евреев из самых разных частей идеологического спектра. Спасибо Себастьену на том, что он, зная о деятельности Рабочей группы, молчал и не препятствовал. В марте 1942 года в неё вошёл и сразу, из-за своей мудрости и авторитета, стал одним из лидеров рав Вайсмандель.
Ещё летом 1940 года, при активном участии эссесовского эмиссара в Словении Дитера Вислицени, началась перепись еврейского имущества, вскоре и самих евреев. В июне принято постановление о немедленной ликвидации 229 крупных еврейских бизнесов — но пошёл экономический хаос и 11 ноября 1940 постановление отменено. Однако ради «ариизации» в течение года закрыты или реквизированы 12500 еврейских бизнесов, населению пришлось потерпеть ради чистоты идеи. Были у хаоса и «положительные стороны» — резко возросли некомпетентность и коррумпированность, чем пользовались спасавшие евреев герои. Сам глава ариизации Моравек присвоил и раздал друзьям больше 40 бизнесов, в дальнейшем его не раз удавалось подкупить ради смягчения самых жестоких мер.
Расистские меры нарастали. В сентябре 1941 словацким парламентом принят «Еврейский код» (это у них вместо кодов Торы) — антисемитские законы, запрет на проживание во многих районах городов, учреждена жёлтая звезда с голубым контуром на одежде и сразу начались нападения на улицах. В сентябре 1941 нацисты потребовали от правительства «большего участия в трудовых военных усилиях» — после месяцев дискуссий решено, что долг родины исполнят евреи. 26 марта 1942 начались депортации — за каждого забранного еврея благодарная Словакия платила немцам по 500 рейхсмарок… Выжили немногие.
Рабочая группа руководилась двоими: отошедшей от Торы, но сохранившей в душе многое из её морали кузиной рава Унгара Гизи Флейшман — она, создательница и глава словацких ВИЦО (Международной женской сионистской организации) и Джойнта, имела хорошие связи в системе международного сионизма. И — равом Вайсманделем. Участвовали: рав Армин Фридер, доктор Тибор Ковач, доктор Эрнст Абелес, инженер Андре Стейнер… В дальнейшем, предоставив словацкой полиции документы о коррумпированности Хохберга и добившись его отстранения, Стейнер стал главным посредником в переговорах с «начальником Холокоста» по Словакии (и организатором убийства венгерских евреев) Вислицени и «королём евреев», организатором депортаций лютым словацким антисемитом Антоном Васеком. Помогали Группе и другие, в частности рав Унгер — его авторитет среди евреев Торы был непререкаем и ему удавалось добывать деньги для деятельности Группы.
Описать всю деятельность этих героев — нужны толстые книги. Большая часть их стратегии базировалась на понимании человеческой природы. От жидоедов-амалекитян ожидать совести, милосердия и прочих «фантомов» не приходилось — но вероятны рациональное мышление и «маленькие слабости», такие, как жадность к деньгам. В других людях, скажем, в швейцарских или английских политиках или папских нунциях, функция совести полностью не исключалась — им предоставлялись свидетельства о зверствах. Шла постоянная двойная, тройная и более многосторонняя игра: нацисты старались нажиться и чуть помедленнее, но убивать евреев; политики игрались с паутиной всевозможных «интересов», религиозные деятели… По-разному. Когда в 1944 вытащенный Группой из концлагеря Серед рав Вайсмандель примчался в Братиславу к папскому нунцию Джузеппе Борджия, умоляя обратиться к президенту Тиссо и остановить отправку тысяч оставшихся евреев из Середа в Аушвиц, ответ последовал: «в воскресенье, святой для христианина день, Тиссо не занимается мирскими делами». Потрясённый раввин воззвал к совести: «но ведь невинные еврейские дети сейчас будут убиты!» и услышал: «нет невинной крови еврейских детей, еврейская кровь виновна и вы должны платить за свой грех»…
Группа занималась множеством дел, легально, полулегально и подпольно. Собирались деньги на подкуп нацистов и словацких чиновников; отправлялись курьеры, евреи и нет, проследить за судьбой депортированных. Многие евреи, вывезенные за пределы Словакии, направлялись в польские «рабочие лагеря» вокруг Люблина; первые транспорты молодых евреек из Словакии шли на каторжную работу прямо в Аушвиц, выжили немногие. Собирались посылки с лекарствами, едой и одеждой и, чаще через подкуп, доставлялись узникам. Группа организовала изготовление поддельных документов и переправку в Венгрию примерно 8000 евреев, в основном беженцев из Польши. Пишут, что раву Вайсманделю удалось за изрядные деньги даже договориться с Эйхманом и остановить депортацию из Румынии 25000 евреев.
Исследователи спорят, в какой степени взятка в 50000$, двумя порциями вручённая Вислицени, остановила в 1942 депортации в Польшу и Германию? 25000 дал религиозный богач из Братиславы Шломо Стерн, другие по своей инициативе, без дозволения руководства, доставил представитель Сохнута в Стамбуле — сработали контакты Гизи Флейшман. В Группе считали это главной причиной, хотя вмешались и некоторые члены словацкого правительства, не только подкупленные. Факт, что на 2 года, до оккупации немецкими войсками Словакии, депортации приостановились; в 1942 вывезено порядка 58000, в стране оставалось ещё 24000 евреев. (Часть из 90000 бежали в Венгрию, 6000 эмигрировали в Палестину в начале Окончательного решения…)
Одной из задач Группы стало обустройство и расширение трудовых концлагерей в самой Словакии — долгое время это уберегало от депортации в места страшные, а здесь были сравнительно терпимые условия и некоторое влияние на участь узников, возможность им помогать, даже пересылать книги для занятий Торой.
Только представить — евреи добровольно оборудуют нацистские концлагеря! Но это было частью концепции — показать сволочам «полезность евреев» и тем уберечь их, хотя бы отодвинуть уничтожение; а там — может, что-то удастся предпринять? Однако в 1944 собранных в лагерях евреев оказалось сподручней отправить в Аушвиц…
Из переживших войну примерно 11000 словацких евреев большинство спаслось в местных «трудовых батальонах», так что, возможно, упрёк деятелям Группы в том, что они не всегда подчёркивали необходимость прятаться, несправедлив — среди прятавшихся оказалось куда меньше спасённых. При этом в 1944 году венгерским евреям Группа настоятельно рекомендовала не пытаться нацистов подкупать и с ними договариваться, но любыми путями скрываться. Иные время и ситуация; рав Вайсмандель, занимавшийся в Группе «международными спасениями», был мудрецом Торы и видел происходящее очень ясно.
Ещё одной, и важнейшей, задачей Группы было рассказать миру о зверствах нацистов. Ещё в 1942 году рав Вайсмандель на основании агентурных данных, рассказов беглецов и курьеров передавал заграницу, в Швейцарию, Англию и Америку, отчёты о лагерях смерти, о гибели в трудовых лагерях от каторжной работы и издевательств. Весной-летом 1944 удалось собрать новые 50000$ и взятками на 4 месяца приостановить депортации из Словакии. За это время рав всеми силами распространял «Освенцимские протоколы», составленные в первую очередь на основание документов, принесённых невероятным путём в апреле бежавшими 1944 из Аушвица Вальтером Розенбергом (Рудольф Врба) и Альфредом-Израилем Вентцлером.
Они, владевшие языками и потому после многомесячной работы с трупами оставленные в канцелярии концлагеря, скопировали и унесли множество документов. После шквала публикаций (386 в швейцарских газетах), после многочисленных писем рава Вайсманделя ведущим политическим и религиозным деятелям (их часто пытались, но не всегда умели скрыть) мир уже не мог притворяться «не знающим». На венгерского диктатора Хорти посыпали требования и угрозы — от Черчилля, Рузвельта, Папы Пия XII… Видя поражение нацистов и надеясь на прощение, 7 июля 1944 года Хорти распорядился прекратить депортацию в Аушвиц (хотя убийства в самой Венгрии вскоре продолжились) — спасены сотни тысяч жизней.
Наверное, придётся отдельно рассказать о «Плане Европа», о действиях союзников — при всех мольбах ни печи Аушвица, ни подъездные пути к ним не были разбомблены; о ситуации вокруг попыток спасения евреев на последнем этапе войны. Пока прибавлю лишь, что члены Группа в конце концов «доигрались»: они постоянно мозолили глаза нацистам, ничего не боясь, делали всё, чтобы кого возможно спасти. Их схватили, рава Вайсманделя в кабинете хаупштурмфюрера Алоиса Брюннера, посланного уничтожить оставшихся евреев Словакии,- рав пытался как-то на него воздействовать. Раву удалось в куске хлеба пронести в поезд заточенную стальную проволоку, перепилить то ли решётку окна, то ли замок на двери вагона и выпрыгнуть на ходу — «солдат спасения» ещё надеялся кому-то помочь. Со сломанной ногой добрался до Братиславы, где с 17 другими евреями, в том числе Стопковым ребе равом Менахемом Менделем Хальберштаммом, он прятался в подземном бункере; в январе 1945 на «поезде Кастнера» их вывезли в Швейцарию. Имевшая возможность бежать, но отказавшаяся и оставшаяся на посту Гизи Флейшман, а также жена рава Вайсманделя с пятью их детьми погибли в Аушвице.
Сейчас, в испорченном симуляцией толерантности мире, непросто даже представить, что творилось перед Второй Мировой войной. Антисемитизм и тоталитаризм в самых извращённых формах превратились в норму. Европа стала ареной битвы двух видов социализма: националистического и интернационального. В сентября 1932 коммунисты Германии выдвинули вотум недоверия правительству, их поддержали нацисты, выборы — и к креслу Рейхсканцлера приходит Гитлер. В результате свободных и демократических выборов! Как будто нет Баварского путча, «Майн кампф» и бандитствующей шпаны за спиной. В Италии «фашистский марш», подготовленный «еврейской матерью итальянского фашизма», социалисткой и сионисткой, а ныне биографом и любовницей дуче Маргеритой Сарфатти приводит вчерашнего социалиста Муссолини в кресло премьер-министра. Уличные мордобои идут между чернорубашечниками, коммунистами, социалистами и анархистами, прочие жмутся в кустах. В Венгрии с 1920 диктатура Хорти, растут ряды националистов и фашистов, военная экспансия и «возвращение украденных земель». В аграрно-сырьевой, обнищавшей от мирового экономического кризиса Румынии растёт влияние коммунистов и националистов, антисемитские выступления становятся нормой; восстановив в 1930 монархию, страна вернула себе профашистски настроенного принца Кароля. В Польше — национализм и антисемитские настроения, бойкот еврейских бизнесов. Чехия — обострение борьбы партий, слепленных по национальному признаку, усиление коммунистов; Словакия — рост сепаратистской «глинковской» партии католического фашизма. Франция — деморализация центристских партий и быстрая поляризация политических сил, противостояние левой коалиции «Народного фронта» и усиливавшихся фашистов, кресло премьера прыгает от еврея-социалиста Леона Блюма к правому радикалу Камилю Шотану. Отряды монархистов из «Аксиён франсез» копируют немецких и итальянских фашистов, шалят ветераны «Огненных крестов»… Королевство Югославия — радикализация национальных партий и обострение их конфликтов. В СССР к прелестям сталинизма добавляются чистка от евреев министерств и карательных органов, расстрелы наших собратьев в лагерях тысячами в 1939-40. В Англии обаятельный министр-социалист Эдвард Мосли основывает «Британский союз фашистов»… Великая Депрессия, Соляной поход Ганди, бразильская революция, японская экспансия, гражданские войны, арабское восстание, крах колониальной системы… В Португалии Салазар, в Китае Чан Кайши, в Испании Франко…
Говорит историк: «демократические правительства терпят неудачи и людей стали привлекать «энергия и мужественность» новых диктаторов.» У Муссолини поезда ходят по расписанию и мафия к ногтю, у Гитлера автобаны и остановленная инфляция, у Сталина индустриализация — а вы, евреи, заладили: традиции, культура, права и обязанности человека… А где вы были, когда ваши единокровцы пускали кровь обывателям в революциях конца Первой Мировой?!..
Антисемитизм в такой атмосфере растёт по экспоненте. Кому нужны эти «не убий», «не укради», «помоги слабому»?.. «Освободить человечество от фантома совести» рвался не один Гитлер. Сбывалось пророчество Торы: вы скажете — «будем как народы», но этому не бывать — Я пойду против вас в гневе и ярости. Натравлю на вас те самые народы, с которыми вы захотите слиться. «Евреи стали уходить от Торы двумя путями — в социализм и национализм — и Всевышний сделал из них страшный жупел национал-социализма.» (рав Э.Б. Вассерман)
Всё это многократно усугубилось во время Второй Мировой: «когда говорят пушки — музы (и мораль) молчат». Они остаются уделом одиночек — таких, как Ирена Сендлер, Ян Карский, Оскар Шиндлер…
И вот мощнейший государственный аппарат, завоевавший почти всю Европу, поддержанный двумя крупными хищниками и десятком волчат поменьше, решает избавить человечество от не вписывающейся в парадигму дня «исторической окаменелости» — еврейского народа. Заодно и от цыганского.
Поэт-подпольщик Аба Ковнер пустил присказку: «как овцы на заклание». Ему, бойцу и мстителю, вырвавшемуся с оружием из горящего Виленского гетто, главным виделось — уничтожить сколько-нибудь бешеных собак, отомстить.
Но есть и другой подход: кровь не уравнивает кровь. Люди — не шахматные фигуры, когда за убитую ладью можно скушать коня с двумя пешками. Да, месть злодеям нужна — но важнее спасти своих. А если это невозможно — спасти души. Героиня ли та русская женщина, что прыгнула в расстрельную яму вместе с еврейским мужем и детьми? Как бы не был некошерен их брак… Герой ли Януш Корчак, не пожелавший оставить воспитанников на пути в Треблинку? Герой ли рав Вайсмандель, выпрыгнувший из поезда в Аушвиц, оставив в вагоне жену, пятерых детей и товарищей по борьбе — когда ничего большего, чем быть до конца с ними, его душа не желала? Вдруг ему, знающему систему подполья, удастся кого-то предупредить и спрятать?
Поговорим о последнем этапе Холокоста, о яростных попытках немецких, венгерских и прочих нацистов уничтожить еврейство — и спасении сотен тысяч обречённых. «Головня, выхваченная из огня». Тема это до сих пор кровоточит и над гекатомбами убитых выстроены гекатомбы версий и идеологических концепций.
Модно благодарить «советский народ — спаситель оставшихся евреев от гибели». 27 января объявлен ООН «Днём памяти жертв Холокоста». В этот день дивизия генерала Ф.М.Красавина захватила Аушвиц. Командовавший соседней дивизией генерал-лейтенант (тогда полковник) В.Я.Петренко, известный военный историк, рассказал, что на оперативной карте перед ним был огромный лес, постройки лагеря оказались сюрпризом; даже от комфронта маршала Конева наличие «фабрики смерти» и её эсэсовской охраны скрывалось! Генерал считает, что причинами сокрытия Ставкой крайне важной оперативной информации (концлагерь могли освободить раньше) были «зоологический антисемитизм Сталина и желание сокрыть масштабы уничтожения советских военнопленных», миллионами попавших в плен в 41-м из-за преступного и бездарного руководства страной. Среди уцелевших в Аушвице на 27 января 1945 примерно 7500 узников евреев почти не было. И — нигде, ни одна целевая партизанская операция, ни одна бомбёжка не были проведены в ходе войны ради уничтожения подъездных путей к концлагерям и самих фабрик смерти!
Союзники… Аспирантка Барбара Роджерс обнаружила в архивах МИД Англии 20-страничный документ, представленный английскому руководству и Рузвельту в начале декабря 1942. Там есть такие строки: «2000000 евреев уже убиты. 5000000 евреев, которые могут ещё оставаться на оккупированной нацистами территории, находятся под угрозой полного уничтожения — согласно официальному приказу Гитлера полностью истребить евреев Европы к 31 декабря 1942 года… Центры массового уничтожения людей созданы в разных частях Восточной Европы». И далее — описание структуры Аушвица.
Этот документ — доказательство неопровержимое, но про «Окончательное решение» союзники знали и раньше. А 10 декабря МИД Англии разослал членам Лиги Наций письмо, Мартин Иден зачитал послание в палате общин: «Самым решительным образом… уничтожение всего еврейского народа в Европе… Предупреждаем…». Минута молчания в Палате общин оказалась символической — ничего сделано не было!
26 апреля 1943 года участник польского сопротивления Витольд Пилецки, умышленно попавший в Аушвиц и провёдший там 3 года, бежал, рассказал множество подробностей и пытался (безуспешно!) убедить Сопротивление атаковать Аушвиц. Кстати, коммунистические власти Польши пытали и казнили его в 1947…
Ян Карский побывал с подачи бундовца Леона Файнера в гетто Варшавы и Избицы-Любельской. (Файнер: «Мы должны сделать всё, чтобы никто из союзников не мог сказать, что ничего не знал об истреблении евреев. Я отправил десятки писем, сотни раз, прорвавшись к телефону, разговаривал с евреями в Швейцарии и Франции. Никто мне не поверил…»). В 42-м Карский беседовал в Лондоне с высшими политиками, пытался заставить их что-то делать. Английские и американские представители встречались на Бермудах 19 апреля 1943, поболтали — с нулевым результатом. 28 июля 1943 он встречался с Рузвельтом, президент великой державы повёл себя как мелкий мошенник — притворился, что не верит и не проявил ни малейшего интереса. 6 октября 1943 Комитет спасения и «Бергсон групп» организуют марш на Вашингтон 500 раввинов (в нём участвовали все выдающиеся раввины Америки!) — с требованием остановить истребление европейских евреев. Рузвельт сбегает через задний вход, оставляя «отбиваться» вице-президента Уоллеса. «Не поддаваться давлению» ему советовали приближённые евреи во главе с Генри Моргентау. Только 22 января 1944 года (по требованию кабинета и самого Моргентау, ибо давление общества становилось сильным) следует президентский указ об учреждении «Комитета по делам беженцев» с малыми средствами из «резервного фонда».
Как прошибить такое равнодушие, такое преступное соучастие?! Рав Вайсмандель передавал сведения из Словакии и Венгрии начиная с середины 1942; семья рава Ицхака Штернбух и другие активисты Агудат Исраэль и Иргуна в Швейцарии пытались растрясти равнодушный мир — разбудить удавалось единицы. Шмуэль Зигельбойм, член Польского правительства в изгнании, в отчаянии покончил с собой в Лондоне в начале 1943, оставив послание: «он просит считать его самоубийство протестом против бездействия союзников в отношении судьбы евреев и надеется, что его смерть спасёт хотя бы нескольких выживших». Минута молчания…
Рав Вайсмандель жил буквально «в трёх лицах». То подпольщик в Словакии и Венгрии (как ему удавалось перебираться?), то активист, общающийся с нацистскими и словацкими бонзами, то политический организатор, рассылающий письма и телеграммы по всему миру и устраивающий встречи деятелей с бежавшими от машины уничтожения. Одно из мест, откуда шли послания к общинам и призывы к миру о помощи, находилось в Будапеште во дворе дома, где помещалось Гестапо! Лучшим маскировочный ход, такой наглости нацисты не ожидали,- хотя риск случайного провала огромен. Созданным в 1942-начале 1943 года Будапештским Комитетом помощи и спасения руководили Натан Кон (Отто Камоли) и Рудольф Кастнер, но заложил его основу рав Вайсмандель.
Пользовался ли рав своими открытиями в кодах Торы? Не зря же он так уверенно предсказывал будущее! (Записи его исследований в укрытии под Братиславой позже издали ученики: «Торат хемед», Желанная Тора) А когда деятельность Братиславской рабочей группы привела к замедлению Холокоста в Словакии, рав Вайсмандель предложил совсем дерзкий шаг: «План Европа». Убедившись в продажности части нацистских бонз, разжиревших на награбленном еврейском имуществе, Группа предложила бывшему главе «еврейского отдела» гаупштурмфюреру СС Дитеру Вислицени план спасения за выкуп оставшихся евреев Европы.
Сложно сказать, рассчитывали ли они на успех — или это была попытка оттянуть время, пока наконец вмешаются союзники? Вероятно, имелось в виду и то, и другое. Надеялись, что еврейские организации и правительства стран-союзников соберут деньги и хотя бы часть людей удастся спасти. Рав умолял всех в сотнях писем — уничтожьте пути к лагерям смерти, газовые камеры и крематории! Но нет — хотя союзники господствовали в воздухе и Германия лежала в руинах.
Вислицени сомневался в реальности плана, но «доложил руководству». Работали мифы, в которых нацисты убедили себя: что «евреи правят миром и в их руках все ресурсы» и «войну с Германией жидокомиссары и западные союзники ведут по приказу евреев». Переговоры шли с ноября 1942 по август 1943 (когда о них стало известно Гиммлеру и последовал запрет). Денег не собрали даже на задаток (200 000$), да и эсэсовцы вели нечистую игру и едва ли, по крайней мере до очевидности их военного поражения, готовы были освободить миллион евреев,- но о сотнях тысяч вполне могла идти речь.
Насколько всё неоднозначно, видно уже из того, что в апреле 1944, после оккупации немцами Венгрии (18-19 марта) Эйхман вызвал к себе одного из руководителей будапештского Комитета спасении Йоэля Бранда предложил ему от себя «План Вайсманделя»: «Кровь за товары» — выкуп оставшихся евреев за грузовики, продовольствие и медикаменты. И только после несомненного провала переговоров и ареста Бранда англичанами — чтобы не болтал, с 15 мая 1944 пошли поезда в Аушвиц. Возможно, если бы не задержка, погибли бы все. Но и так погибло более 435000 наших братьев.
Бранд в ужасе описывал встречи с посланцами ишува: те готовы лишь предложить по 1000$ за каждого еврея, который прибудет в Палестину,- остальные их не интересовали! Да и на что рассчитывать, если Бен-Гурион пишет в дневнике: «сегодня опять убиты тысячи евреев, но я ни о чём не в состоянии думать, кроме выборов в Гистадрут». Американских еврейские организации бойкотируют и пикетируют работу Комитета спасения: «не ссорьте нас с американцами, все несут жертвы, почему их сыновья должны погибать из-за евреев?!» — повторяя штамп нацистской пропаганды. Называется это: атрофия души.
Главными в США организаторами спасения европейских евреев были последователь Жаботинского, племянник рава Кука Гиллель Кук, взявший псевдоним Петер Бергсон, и рав Авраам Калманович, будущий глава ешивы Мир в Нью-Йорке. Немало удалось сделать (оценивают порядка 200000 спасённых), но…
Вмешалась, кроме циничного равнодушия, «паутина интересов». Как вам нравится заявление Черчилля от 11 июня 1944, вскоре после «Дня Ди»: «убийство евреев было, пожалуй, величайшим и самым ужасным из когда либо совершенных преступлений, поэтому переговоры любого рода по этому вопросу неуместны». В смысле: пусть продолжают, джентльмену об этом беседовать неприлично. Союзники готовились к броску через Ламанш (6 июня 1944), не хотели ссориться со Сталиным (грузовики планировались Восточному фронту), опасались, и не без оснований, что нацисты ищут сепаратного мира без СССР и надеются на приостановку военных операций на Западе… Но есть ли лучший отвлекающий манёвр для высадки в Нормандии, чем бомбёжка лагерей и дорог в Польше и Венгрии?!
И только «Освенцимский доклад» Рудольфа Врба и Альфреда Ветцлера, распространённый по миру группами рава Вайсманделя и рава Ицхака Штернбуха из Швейцарии, своей железной доказательностью взорвал молчание.
Историки полагают, что Гиммлер в конце 1944 действительно искал сепаратного мира с союзниками — возможно, за спиной «принципиального» Гитлера. 4 ноября 1944 он беседовал с давним приятелем Гитлера, вовлечённым швейцарским Комитетом спасения в свою деятельность Жаном-Мари Мюзи — бывшим президентом Швейцарии и антисемитом, к концу войны ставшим антифашистом. Тот убедил Гиммлера, что путь к договору идёт через прекращение преследования евреев. После письма Мюзи о «готовности американского правительства обсуждать тему» Гиммлер распорядился с 24 ноября прекратить убивать газом в Аушвице (не зря Гитлер проклял его и Геринга в предсмертном «завещании»!). И в «маршах смерти» уцелело несколько тысяч евреев…
Старания героев спасения дали плоды, хотя увы, много меньше, чем могли. Над нашим народом стояла «гзера» — тяжкий приговор небес, о котором мы говорим в Пасхальной Агаде: «В каждом поколении встают, чтобы уничтожить нас ДО КОНЦА, но Всевышний, благословен Он, не позволяет уничтожить нас ДО КОНЦА». Почти весь мир участвовал в «Заговоре Холокоста». Обратите внимание: главное внимание большинства светских еврейских организаций сопротивления было — отомстить врагам. Люди Торы тоже принимали в этом участие. Но у религиозных групп — задача была в первую очередь спасти евреев. Подумайте об этой разнице.