Первого января 1837 года в галилейском Цфате произошло страшное землетрясение, весь город обратился в руины. Но жилая часть дома, в котором за три до того столетия жил рабби Йосеф Каро — «Мехабер» (Составитель), «Маран» (Учитель народа), совершенно не пострадала. Жители говорили, что защитой дому стала святость рабби Йосефа. Вероятно, она сохранилась и до нашего времени: в трёхэтажном доме живут потомки мудреца, рядом его синагога, южные части дома и синагоги неизменны с 16 века. Северные же восстановлены в 1857 году, через 20 лет после землетрясения. Спонсор, молодой итальянский еврей Ицхак Гуэта, истратил на восстановление 4-х главных синагог Цфата огромные деньги, полученные его матерью в награду за честность. Правителю в Италии снился сон, что он потеряет все деньги; наутро он всё продал, купил огромный бриллиант, положил его в шапку… Ветер сдул шапку в реку, рыба проглотила камень; мать спонсора, служанка в доме правителя, купила рыбу на Шаббат, нашла бриллиант и вернула владельцу… Восточным сказкам пора устыдиться, но в череде преданий о чудесах в доме и синагоге рабби Каро это отнюдь не самое выдающееся.
Во внутреннем дворе дома до сих пор существует пещера, в которой рав Йосеф Каро, нередко вместе с другом рабби Шломо Алькабецом (ок.1505-ок.1584), общались с ангелом-учителем (Магидом). Записи их бесед, сделанные рабби Каро, изданы более чем через полвека после смерти его под названием «Магид мейшарим» (Провозвестник праведных). Первая часть в 1646 году в Люблине, вторая в 1656 году в Венеции. Каббалист и историк Хида утверждает, что напечатана лишь одна пятидесятая рукописи рабби Каро. А правила поведения, рекомендованные Магидом в книге, исполнять не принято — они обращены только к с самому рабби Йосефу.
Будущий великий законодатель родился в Испании, в Толедо в 1488 году. Четырёхлетним малышом он вместе с большинством испанских евреев отправился в изгнание; сперва в Португалию, откуда в 1497 году они бежали дальше. К счастью, детей у рава Эфраима Каро не отняли, в отличие от многих португальских изгнанников. После долгих мытарств нашли пристанище в Стамбуле — султан Баязид II приглашал беглецов селиться в своей империи: «Мне говорили, что Фердинанд Испанский — мудрый правитель?! Он разорил свои владения, чтобы обогатить мои!».
Отец тяжело перенёс скитания и рано умер. Но он успел многому научить талантливого мальчика — рабби Каро нередко ссылается на анализы отца, крупного талмудиста. После этого учителем и опекуном Йосефа стал брат отца, знаменитый комментатор Торы. Его «Толдот Ицхак» (Жизнеописание Ицхака) было очень популярно — за первые 14 лет оно переиздано четырежды!
Рабби Ицхак Каро, перебравшийся в Португалию ещё до общего изгнания, в 1497 тоже был вынужден бежать в Турцию; в скитаниях погибло несколько его сыновей. Он не только учил племянника, но заботился о нём как о сыне и, возможно, даже его усыновил. Они были очень близки — в дальнейшем Мехабер частно ссылался на решения и респонсы дяди.
Рав Йосеф быстро стал известен как авторитет в еврейском Законе — уже в молодости ему приходилось отвечать на вопросы по различным областям алахи. Женившись на дочери рабби Хаима ибн-Ашбалага, рав Йосеф переехал Эдирне (болгарский Андрианополь) — город, бывший с 1365 по 1451 год столицей Османского государства. Вместе с тестем они основали ешиву, в которой юноши не только постигали Закон, но и входили в сокровенные области Торы. В Эдирне жил рабби Шломо Алькабец, выдающийся каббалист и поэт (встречая субботу, мы поём его великолепный гимн «Леха доди» — Пойдём, друг…). Он стал хеврутой (напарником в учёбе) рабби Каро; по свидетельству рава Шломо, небесный Магид многократно являлся друзьям ещё в Эдирне. Увы, через несколько лет в Эдирне вспыхнула эпидемия, в которой погибли молодая жена и трое сыновей рава Йосефа — жизнь не баловала мудреца…
После смерти близких рабби Каро покинул Эдирне — вероятно, он остановился в Никополе, крупном военно-административном центре Турецкой империи, захваченном турками у Болгарии полутора веками раньше. Через несколько лет он женится на дочери рава Ицхака Сэбы, внучке выдающегося испанского каббалиста рава Авраама Сэбы (1440-15..?), тоже нашедших приют в Эдирне. С молодой женой рабби Каро переехал в Салоники, где основал ешиву.
Там он в некоторой степени сблизился со Шломо Молхо — провидцем, сперва марраном и секретарём королевы Португалии, после — беженцем и раввином; затем — «лже-мессией» (думаю, он искренне поторопился и переоценил свою миссию). Когда Молхо, несмотря на протест Папы Климента VII, был сожжён в Мантуе инквизицией, рабби Каро с горечью говорил: «я хотел бы принять такую смерть ради освящения Имени Создателя!». Молхо судили как отступника от христианства и вот его слова перед смертью: «Мне до сих пор горько за то время, что я был христианином, и сердце моё негодует. Теперь поступайте как вам угодно, а душа моя вернётся к Создателю, пребывая в той вере, что и в дни своей юности, ибо хорошо мне с тех пор».
Слава рава Каро как законодателя была в зените, когда ещё в 1522 году, уже в Эдирне он начал работу над своим комментарием «Бейт Йосеф» — к основополагающему алахическому кодексу «Арба турим» рабби Якова бен Ашера. Работа продолжалась пару десятилетий — и ещё лет 10 заняли редактура и выверка! Конечно, трудно сказать, когда точно кончается писание и начинается редактура, но до первой публикации прошло 28 лет.
На рабби Йосефа мирские игрушки — слава, авторитет, богатство… совершенно не действовали. Что, впрочем, немудрено — более 50 лет ему являлся Магид, именовавший себя «Мишна» (еврейский Закон): «Я Мишна, говорящая в твоих устах». Маран сопоставлял себя не с другими людьми, а с волей Всевышнего по отношению к человеку — поэтому ему чужды были зависть, лесть, самодовольство…
Человеку должно быть «вторым после Царя» — и рабби Йосеф Каро был образцом такого человека. Затраченное время, усилия, вознаграждение… — всё это его совершенно не интересовало. Только — истина, только точное установление Б-жественного Закона. Ни малейшей самоуверенности не найдёте вы в словах человека, которого (возможно, несколько напыщенно) именуют «величайшим законодателем всех поколений». Вот как он описывает рождение метода, которым сотворены «Бейт Йосеф» и «Шулхан арух» (Накрытый стол).
«Понял я, что мне не следует устанавливать законы при помощи рассуждений и доказательств, опирающихся на Талмуд: ведь так поступали авторы Тосафот, Рамбам, Рашба, Ран, и каждый из этих мудрецов отстаивал свою позицию. Как я могу позволить себе вмешиваться в споры великих, приводя свои аргументы?! Вот я и решил положиться на три столпа закона, на которых зиждется весь дом Израиля: на Рифа, Рамбама и Роша. И я сказал себе: там, где двое из них согласны друг с другом, закон устанавливается по их мнению — кроме тех редчайших случаев, когда большинство других мудрецов возражают этим двум и во всех общинах принято поступать иначе… И это — наилучший путь при установлении законов»
Обратите внимание, Закон устанавливается не по слову Небесного посланника, Ангела Закона — но согласно выводам самых авторитетных законодателей на земле. Величайший принцип Торы: «не на небе она… и не за морем…». Говорят мудрецы, что если в аспекте милосердия люди должны подражать небесному Отцу, то с точки зрения суда — «небесный Суд подобен суду земному». Не оттого ли наши законоучители так взыскательны к себе — чтобы не исказить порядок мира, природу и справедливость в нём? Из-за этого ли — мы это видим воочью — перед приходом Машиаха природа сходит с ума? Ведь сказано про сию эпоху: «справедливость сокрыта, суд коррумпирован…». Сколько новых болезней и катаклизмов призвали в мир, скажем, сталинские «тройки» или нынешние судебные витии «прогрессивных» государств, защитники террористов, мужеложцев, вандалов?..
Вернёмся к биографии Марана. В 1536 году он поднимается в Землю Израиля; перед Рош аШана, в Элуле достигает Цфата, где годом раньше обосновался рабби Шломо Алькабец. Цфат, один из 4-х «святых городов Израиля» (наряду с Иерусалимом, Хевроном и Тверией), к этому времени сделался еврейским центром Святой Земли. Положение единоверцев было здесь значительно более прочным, чем в Иерусалиме, где они подвергались постоянным поборам и нападениям (защита города организована плохо). Вокруг Цфата стояли еврейские сельскохозяйственные поселения, часть из которых, за исключением кратковременных изгнаний, находилась здесь со времён Иудейского царства. Согласно местному преданию, некогда в Цфате обитала ешива сына Ноаха (Ноя) Шема и его правнука Эвера, здесь учились наши праотцы Авраам, Ицхак и Яков.
В 1516 году город захвачен турками-сельджуками и включён в их обширную империю. Турки относились к евреям вполне лояльно — тем более, что нас преследовали их противники-христиане. Экономическое положение Цфата стало улучшаться, еврейская община быстро наполнялась образованными изгнанниками из Западной Европы. После испанской и португальской трагедий многие ожидали прихода Машиаха и скорого Избавления,- воздух Цфата был буквально наполнен таким ожиданием. В 1524 году в Цфате открылась ешива — рабби Каро предстояло сделать её центром еврейской учёности всего мира, в восторженных словах описанной многими студентами и визитёрами. В хорошие времена в ней обучалось более 200 студентов, преподаватели — главы поколений.
Главным раввином Цфата был рабби Яков Бейрав (1474-1546), уроженец, как и рабби Каро, испанского Толедо. Беженец, ставший в 18 лет раввином старинного центра еврейской учёности города Феса, был одним из лидеров евреев Северной Африки и Ближнего Востока. Идея восстановления нашего национального единства — ради неё, ради общего закона для всех общин десятилетиями каторжно трудился рабби Каро. А рабби Бейрав вознамерился создать Сангедрин, Верховный еврейский суд, для чего необходимо было восстановить институт «смихи», рукоположения в судьи ранее рукоположённым мудрецом. Но «Смиха» прервалась после разгрома римлянами еврейских восстаний, в частности со смертью рабби Акивы.
Ещё одним мотивом стараний рабби Бейрава было желание помочь марранам, стремившимся вернуться к еврейству — Сангедрин мог сильно облегчить их участь. Рабби Каро сделался учеником и близким сподвижником рабби Бейрава и вскоре принят судьёй в руководимый учителем городской суд — вероятно, самый тогда авторитетный в народе. Опираясь на формулировку Рамбама, что: «если мудрецы Израиля, объединившись, укажут на нескольких человек и вручат им смиху — те смогут передать смиху дальше», рав Бейрав собрал всех раввинов Цфата и те единогласно рукоположили его самого. А он — четырёх других выдающихся мудрецов: рабби Йосеф Каро, рабби Моше Тирани, рабби Моше Галанти и рабби Моше Кордоверо (двое последних — ученики рабби Каро). Затем рабби Каро передал смиху ещё одному ученику, рабби Моше Альшеху, а тот — своему ученику рабби Хаиму Виталю.
Однако из-за различных интерпретаций мудрецами законов о Сангедрине и, в частности, разного понимания слов Рамбама, идея восстановления Сангедрина не получила продолжения. Должны ли были дать своё согласие все мудрецы Земли Израиля? Или их большинство? Или же мудрецы всего разбросанного по планете народа?.. Но всё-таки это рукоположение придало дополнительный авторитет будущим кодексам Марана.
В Цфате рабби Каро завершил работу над «Бейт Йосеф» — подробным комментарием к «Арба турим». Если сам Бааль Турим обычно избегал окончательных суждений — он просто развернул перед мудрецами полотно еврейского Закона в его полифонии, то рабби Каро преследовал иную цель. Проанализировав собранное и обогатив его «новинками» за прошедшие 2 столетия, рабби Каро стремился дать Закон в его окончательной формулировке для практического использования людьми. Вероятно, он советовался и с Магидом, но главным источником выводов была Традиция. Затем, исключив ссылки и аргументацию, он составил краткий справочник по еврейскому законодательству — «Шулхан Арух». Постепенно ставший, с прибавлением ашкеназских «примечаний» Рама из Кракова, основным законодательным кодексом всего нашего народа.
Любопытно, что в респонсах рабби Каро всегда ссылается не на «Шульхан Арух», а на куда более подробный и развёрнутый «Бейт Йосеф». Изданный частями в 1550-1559 годах, «Бейт Йосеф» был принят тепло — выдающие раввины сразу же стали писать к нему комментарии и уточнения. И, естественно, возражения — многие «имели что сказать»: и против самого метода анализа (голосованием), и против создания единого свода законов («для лентяев»), и против конкретных выводов… Тем более, что из 3-х «столпов» — Рамбама, Рифа и Роша двое первых были сефардами и сефардская традиция перевешивала. Рама тоже начал с комментария на «Арба турим», полемизируя с рабби Каро, к которому относился с величайшим почтением. Лишь затем на этой основе он создал свои дополнившие «Шульхан арух» «примечания».
Возражения бывали порой очень глубоки, как у Рама, а порой абсурдны. Так, заявлялось, что изданный в 1565 году «Шульхан арух» является продуктом старческой немощи. Хотя опубликованный через 10 лет (1575), перед самым уходом автора выдающийся труд «Кэсэф мишне» (Двойное серебро), основной с тех пор комментарий к главному труду Рамбама «Яд ахазака» (Сильная рука), подобным нападкам не подвергался… После смерти второй жены (в 1564) рабби женится снова, на дочери иерусалимского раввина — и в 80 лет у «немощного» рождается Йеуда…
Рабби Каро создал и «Бедек абайт» (Уборка дома) — дополнение к «Шульхан аруху», где он отвечает на возражения. Но его столь мало интересовал собственный престиж, что эта книга была опубликована в Салониках лишь в 1605 году, через 30 лет после смерти автора. Через 20 лет после ухода отца рабби Йеуда издаёт его письма и респонсы; ещё через 3 года (1598) появляется «Клалей аТалмуд» (Принципы Талмуда) — исследование методологии главной книги Устной Торы.
В 1546 году, после смерти рабби Якова Бейрава, рабби Каро становится раввином Цфата и главой раввинского суда. И при этом, великий мистик и самый авторитетный еврейский законодатель, в 1570 году просит 36-летнего Аризаля позволить ему (82-летнему!) присутствовать на его уроках! Хотя порой и засыпает на них — Аризаль как-то сказал, что рабби Каро ближе логическая каббала его собственного ученика, рабби Моше Кордоверо. Об Аризале Маран отзывался как о «пророке поколения, для которого не сокрытого в мире». И — женит сына на дочери Аризаля.
Рабби Йосеф Каро оставил мир перед Песахом, 13 Нисана 1575 года, в 87 лет. А нам он подарил мир между общинами, соединив народ единым и общепризнанным Законом. Каббала и логический анализ, скромность и величие, связь с высшими мирами и крепкое стояние на земле, понимание нужд здесь живущих,- соединились в нём гармонично и неразрывно.