«Кино в руках советской власти…»

Люди моего поколения помнят время, когда в советских кинотеатрах по обе стороны от экрана располагались высказывания вождей: слева — «Из всех искусств для нас важнейшим является кино. В. И. Ленин», справа — «Кино в руках советской власти представляет огромную, неоценимую силу. И. В. Сталин». Советской власти уже нет, так что кино выпало из рук. Киношники совсем распоясались, не хотят считаться с властной установкой и что хотят, то творят. Неужели нет на них управы? Куда смотрит милиция? Куда смотрит ФСБ? А общественность? Ну хоть один советский патриот найдется, возвысит голос?

Нашелся советский патриот и голос возвысил. Я его мельком увидел на телеэкране. Это был фрагмент церемонии вручения «Кинонаград MTV 2007». MTV — это общероссийский круглосуточный музыкальный телеканал, вещающий в 475 городах России, а также в странах СНГ. Присуждение кинонаграды за лучший фильм 2006 года было вынесено на суд зрителей, причем предварительно были отобраны такие претенденты: «Питер ФМ», «Бумер. Фильм второй», «Жара», «Волкодав» и «Сволочи». Не знаю, видел ли кто-то из наших читателей какой-нибудь фильм из этого списка, но в России их посмотрели миллионы, и вот к ним был вопрос: какой лучший? Честь вручения приза победителю была предоставлена кинорежиссеру Владимиру Меньшову. Выйдя на сцену и выразив надежду, что «победит достойнейший», он вскрыл конверт с результатами голосования и после неловкой паузы высказался: «Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну». Бросил конверт на пол и ушел. Премию все же вручили, скандал постарались замять.

Меньшов, конечно, мог иметь мнение, отличное от решения большинства кинозрителей, но вряд ли в данном случае было уместно его объявлять, тем более, что если хоть один из фильмов, представленных на премию, по его мнению, «позорит страну», то он мог бы сказать об этом ранее или отказаться от участия в церемонии награждения. Он, видно, приготовился вручать премию создателям другого фильма, потому и сорвалось с его уст, что «победит достойнейший». Достойнейший — это лучший из достойных. Значит, пока не открыл конверт, он и тот фильм, который «позорит страну», считал достойным?

Пора назвать этот лучший, по версии зрителей, фильм. Его название — «Сволочи». Заинтригованный, я добыл этот фильм. Присоединяюсь к мнению большинства — фильм очень хороший, а что касается утверждения Меньшова, что он «позорит страну», то это как смотреть, с каких позиций и какую цель преследуя. Гоголь, например, своей бессмертной комедией «Ревизор» — опозорил страну? Сейчас-то ответ ясен, а ведь как на него в свое время обрушились «патриоты», и, знаете ли, замечательным эпиграфом «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» Гоголь предварил «Ревизор» не сразу, а только через шесть лет, и это был его ответ на обвинения. Вот и Меньшову создатели фильма могут ответить этой народной пословицей.

Владимир Меньшов — прекрасный актер и замечательный режиссер. За фильм «Москва слезам не верит» он получил «Оскара», а его фарсовый фильм «Ширли-мырли» я смотрел уже несколько раз, вновь и вновь с восхищением открывая в нем что-то новое и интересное. Только вот пристрастие Владимира Меньшова к советскому прошлому мне претит. Открылось оно мне в 2004 году…

Простите, читатель, к этому вернусь ниже, но я ведь еще ничего не сказал о фильме «Сволочи», поэтому хоть кратко коснусь его содержания. Фильм снят по одноименной повести Владимира Кунина, сценарий написан им в соавторстве с режиссером фильма Александром Атанесяном. (Я, кстати, прочитал теперь и эту повесть о страшном времени войны. Написана повесть мастерски, короткими главками, диалогами, детективно, в духе «Семнадцати мгновений весны», текст так и просится в экранизацию, неудивительно, что он лёг в основу сценария.)

Начинается фильм с представления выдержки из доклада, адресованного Сталину: «К началу 1943 года количество беспризорных детей в районах эвакуации составило более 670 тысяч. В большинстве своем дети заняты бродяжничеством, попрошайничеством и мелким воровством. Особо дерзкие объединяются в банды и совершают тяжкие преступления, как-то: грабежи, кражи социалистического имущества, убийства и прочие». Фильм именно о таких, особо дерзких. Их касается другой представленный в кадре документ: «За совершение особо тяжких преступлений дети, достигшие 14 лет, приравниваются ко взрослым вплоть до высшей меры наказания».

И вот из таких отчаянных ребят, обязательно сирот, которых никто не будет искать, в горах Казахстана готовят десант бойцов-смертников для совершения диверсии против тщательно охраняемой немецкой военной базы где-то в Альпах. Контингент особо трудный, ребята непослушные и норовят сбежать, хотя это никому не удается. Инструкторов и тренеров, которым предстоит с этим контингентом поработать, специально для этой цели освобождают из мест лишения свободы, включая и полковника, который по освобождении получает от генерал-полковника в штатском секретное правительственное задание. Дальше рассказывать не буду. Скажу лишь, что задание было выполнено, военная база противника взорвана, но двое из восьми десантников чудом уцелели и через десятки лет после войны, уже стариками, встретились. Очень рекомендую при случае этот фильм посмотреть. Зрители его недаром оценили, и при бюджете фильма в 2,5 миллиона долларов сборы в России примерно за год уже составили около 10 миллионов.

Теперь вернусь к тому, что меня поразило в 2004 году. В «Литературной газете» тогда была устроена встреча работников искусств с директором ФСБ Николаем Патрушевым, на которой среди других энтузиастов выступил и Владимир Меньшов. Вот что он сказал: «Сейчас особенно странно звучат претензии к органам безопасности из уст тех, кто занимался их разгромом, призывал избавиться от них. Думаю, что у вас есть какая-то картотека на этот счет… Плацдарм для нигилизма и отрицания создавался с первых лет перестройки, когда началось постепенное, всё нарастающее опорочивание всей нашей советской истории: сначала отдельные недостатки, потом Сталин, потом «кровавый» Дзержинский, «кровавый» Ежов, «кровавый» Берия… Все кровавые, все невозможные, все руководители — чудовища! Вся история страны — сплошная черная дыра… В связи с этим, Николай Платонович, не испытываете ли вы потребность в реабилитации советской истории нашей страны, которая, по мнению многих, и является наиболее героической страницей в общей российской истории?».

Ну что тут скажешь? Вопросов нет, и комментарии излишни. Он сам себя обрисовал, и потому вряд ли стоит удивляться его поступку на церемонии вручения премии за лучший фильм 2006 года. Кстати, любимая Меньшовым ФСБ гораздо осторожнее его и сталинщину так, как он, открыто не воспевает. А по поводу фильма «Сволочи» было опубликовано следующее сообщение: «Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ «детских диверсионных школ», аналогичных описанным в повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны тоже нет».

На нет и суда нет, но как же быть, например, с Зоей Космодемьянской, заброшенной в тыл противника в составе диверсионной группы? На всю страну о ней и о многих других девушках и юношах, порой даже пионерского возраста, гремела слава, им памятники стоят, их именами улицы названы. Как же так случилось, что в архивах ФСБ-КГБ никаких документов о спецоперациях по их заброске в тыл противника нет? Свежо предание, а верится с трудом. Вернее, не верится.

Ладно, зайду с другой стороны. В прошлом году широко демонстрировался российский телесериал «Цвет нации». Тоже о неблагополучных детях, сиротах, беспризорных. В тайной разведшколе, укрытой от общества, их обучают, тренируют, готовят к подвигам. Но это уже не в военное время, когда ради победы могли пойти на всё, а теперь, в мирное, в наше время. Спрашивается: почему бы Центру общественных связей ФСБ, если уж следят за тем, что показывают на кино- и телеэкранах, не заявить, что, дескать, никаких детских разведшкол в России нет, это неправда и клевета? Ничего не сказали, сериал прошел без комментариев, и Владимир Меньшов почему-то промолчал.

Для тех, кто этот сериал не видел, вот его аннотация: «Лучший из агентов, звезда российской разведки, известный узкому кругу посвященных под псевдонимом Комбат, впервые в жизни проваливает задание и получает серьезные ранения. Шеф их группы — Маршал — доставляет Комбата в Россию, где врачи совершают чудо и спасают разведчика, но приговор ему вынесен — для оперативной работы больше не годен. Оставшись не у дел, бывший агент Комбат пытается найти для себя новое поприще. Комбат предлагает Маршалу идею — создать группу суперагентов, не вербуя их среди взрослых, а воспитав с детства, ведь шпионами не рождаются, а Комбат сможет привить им все нужные навыки и умения. Это будет надежда и опора страны, это будет «цвет нации». Такое название и получает новая программа»…

Дети здесь и дети там. Здесь зовутся «цветом нации», там — «сволочами». Замечу, правда, что сволочами тех детей инструкторы называют лишь поначалу, реагируя на их устрашающую дерзость. Постепенно же проникаются к ним жалостью и сочувствием. И полковник, начальник школы, в роли которого очень убедителен Андрей Панин, где-то в середине фильма запрещает подчиненным употреблять по отношению к ребятам это слово. И если оно остаётся в названии фильма, как осталось и в названии повести Кунина, то кто же там сволочи — это отдается на усмотрение кинозрителям и читателям. А коль Владимир Меньшов ратует за «реабилитацию» советской власти, то я прямо скажу, что считаю ее сволочной и сожалею, что она осталась не осужденной должным образом.

Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, поспешил солидаризоваться с Меньшовым. Его отказ вручить приз MTV фильму, который зрители признали лучшим кинопроизведением года, он назвал патриотическим поступком и в награду пригласил кинорежиссера в совет по культуре при верхней палате российского парламента. Значит, не хочет власть выпускать кино из своих цепких рук, и в тех руках ему «век свободы не видать», как, помнится, гласили татуировки на обездоленных детях войны, таких, как несчастные герои этого фильма.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора