Закат и гибель «научного атеизма»

Окончание. Начало в № 775

В 1878 году появилась книга Юлиуса Вельгаузена «Введение в историю древнего Израиля», пытавшегося доказать, что Тора — элементарная подделка древнего редактора-составителя. И, наконец, за дело взялись марксисты-ленинцы: сначала в элементарно вульгарной форме «Библии для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского, а затем и с привлечением научных данных, препарированных в нужном направлении.

Постулаты «научного атеизма» середины минувшего века гласили:

1) мир существует вечно, 2) законы природы вечны и неизменны, 3) мир рационален (т. е. логически объясним) и детерминирован (т. е. имеет причинно-следственную природу), 4) мир абсолютно познаваем и 5) человек способен его улучшить.

Нам ещё памятно, как энергично его улучшали, следуя призыву Ивана Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача». Вспомним знаменитую сессию ВАСХНИЛ 1949 года, разгромившую генетику и физически уничтожившую многих выдающихся учёных-генетиков. Последствия этой сессии продолжают сказываться в России и сегодня — более чем полвека спустя.

Чудом удалось избежать подобного разгрома квантовой механики и теории относительности в 1950 году. В 1949 году оргкомитет Совещания по подготовке разгрома провел 42 заседания. Согласно И. Н. Головину (заместитель И. В. Курчатова), Берия спросил Курчатова, правда ли, что теория относительности и квантовая механика — это идеализм? Курчатов ответил: «Мы делаем атомную бомбу, действие которой основано на теории относительности и квантовой механике. Если от них отказаться, придется отказаться и от бомбы». Берия тут же доложил Сталину, и тот дал команду не проводить совещания. (Борис Горобец «Круг Ландау», Москва- СПб, «Летний Сад», 2006). Марксисты отыгрались позднее, объявив кибернетику «повивальной бабкой капитализма», вследствие чего развитие вычислительной техники в СССР на многие десятилетия отставало от Запада. Увы, «невежество — это сила!» (Джордж Оруэлл «1984»).

Особенно привлекателен «научный атеизм» был для людей, далёких от науки и поэтому свято верящих в её всемогущество. Известный израильский физик, репатриант из СССР Марк Азбель, рассказал, что в 1953 году на одной из его лекций в Московском университете его спросили: «Вы действительно не верите, что коммунисты превзойдут скорость света?»

Сегодня уже мало кто сомневается, что «научный атеизм» оказался псевдонаучным. Его постулаты — постулаты невежества. Теорема Курта Геделя, гласящая, что в рамках любой математической теории нельзя доказать непротиворечивость и полноту аксиом, лежащих в её основании (для этого необходимо выйти в метатеорию, включающую данную теорию как подтеорию), показала ограниченность утверждений даже такой «абсолютно» строгой науки, как математика. Принцип неопределённости Вернера Гейзенберга продемонстрировал отсутствие детерминированности в микромире, выявил вероятностно-статистическую природу квантовой механики: оказалось, что электрон обладает «свободой воли». Теория Джорджа Гамова о «Большом взрыве» («Big Bang»), экспериментально подтверждённая в 1964 г. Арно Пензиасом и Робертом Уилсоном, обнаружившими «реликтовое» (первичное) излучение, установила, что Вселенная имеет начало, и возраст её сегодня определяется примерно в 15,3 млрд. лет. Наблюдения Хабблом разбегающихся галактик и полёт космического корабля NASA к планете Плутон, позволивший определить плотность вещества в космосе, привели к выводу, что на практике имеет место второе решение космологических уравнений Альберта Эйнштейна, найденное Александром Фридманом. Оно утверждает, что Вселенная непрерывно расширяется, а не пульсирует в соответствии с первым решением этих уравнений, найденным самим Эйнштейном. Добавим к этому, что математическая статистика навсегда похоронила идею случайного зарождения жизни на земле.

В последней трети ХХ века всё большее число учёных начало возвращаться к вере в Б-га — Творца всего сущего. Широкое признание получил так называемый антропный принцип (Natan Aviezev «The Anthropic Principle» J. «Jewish Action», Spring 5759/1999). Он включает два следующих утверждения: 1) малые изменения (до 5 %) в константах уравнений, описывающих физические законы, исключают существование жизни на земле и 2) жизнь на земле есть результат цепи событий, вероятность случайного возникновения любого из которых ничтожно мала.

Итак, мы вновь пришли к утверждению, что наука отнюдь не противоречит описанному в Торе процессу Творения, — и вновь ссылаемся на книгу Натана Авиезера «В начале: Сотворение Мира и наука».

Что же касается «научного атеизма», то, лишившись научной поддержки, он быстро утратил свой пыл. К тому же люди наглядно убедились, что общество, построенное на атеизме и отрицающее религиозные ценности, есть «империя зла» (Рональд Рейган).

Однако Пинхас Полонский (статья «Религиозные достижения атеизма» отмечает и безусловные заслуги атеизма: «Сегодня мы отдаём себе отчёт в том, что вера является нашим свободным выбором, и поэтому мы не пытаемся доказать ближнему, что этот выбор является правильным. Соответственно религиозный диалог из бесплодных попыток «доказательства» (существования Б-га — С. Д.) превращается в конструктивный обмен экзистенциальным опытом, в рассказ о причинах выбора».

Напомню ещё раз слова Рамбама: «Скептицизм — важный элемент духовного развития… Вера без размышлений, без мудрости — поверхностна».

И будем помнить, что расшифрованный профессором Э. Рипсом «код Торы» доказательно продемонстрировал её нерукотворное происхождение. Стоит ещё раз повторить вынесенные в эпиграф слова Альберта Эйнштейна: «Чем больше знаний о мире даёт нам наука, тем явственнее вижу я руку Всевышнего, правящего Вселенной».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 thought on “Закат и гибель «научного атеизма»

  1. И цитаты из эпикойреса Пети Полонского.
    Какой позор…

Comments are closed.