Предубеждение

По настоянию евреев и с разрешения Б-га Моше посылает в Землю Обетованную двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись через сорок дней, разведчики принесли с собой образцы необычайно крупных плодов. Десять из них заявили, что эту «хорошую страну, текущую молоком и медом», невозможно завоевать, поскольку в ней живут люди-исполины, под стать принесенным плодам. Деморализованные этой пессимистической оценкой, евреи впали в отчаяние и потребовали немедленного возвращения в Египет. Два других разведчика, Иегошуа и Калев, пытались убедить их, что Эрец Исраэль можно и должно завоевать, полагаясь на помощь Вс-вышнего. Б-г разгневался на паникеров и решил уничтожить строптивый народ. Лишь страстная молитва Моше спасла евреев от неминуемой гибели. Вс-вышний приговаривает их к 40-летнему блужданию по пустыне — только следующее поколение войдет в страну. Небольшая группа раскаявшихся бунтарей бросается на штурм Эрец Исраэль, вопреки предостережению Моше, и терпит полный разгром при столкновении с амалекитянами и ханаанеями. В утешение Б-г сообщает евреям порядок принесения храмовых жертв на Святой Земле и заповедь отделения халы от теста. Тора сообщает, какие жертвы надо приносить в Храм для искупления непреднамеренного греха, как индивидуального, так и коллективного. Лишь умышленное оскорбление Имени Вс-вышнего не подлежит искуплению: душа виновного «отсекается» от его народа. Приведен эпизод с человеком, который собирал хворост в шаббат и был за это казнен. В конце раздела дана заповедь цицит, ношения кистей из нитей на краях одежды. Формула этой мицвы включена в ежедневную молитву «Шма, Исраэль».

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Но видеть еще не значит правильно понять. Многое зависит от того, как мы смотрим на окружающий мир. Два свидетеля одного и того же происшествия могут дать диаметрально противоположные отчеты. Их видение зависит от множества факторов, в первую очередь, от личного отношения к участникам события, т. е. от их предубеждения.

Например, один человек убил другого в присутствии двух свидетелей, каждый из которых хорошо знал убийцу, один — с плохой, другой — с хорошей стороны. Первый заявит следствию, что убийство было совершено хладнокровно и расчетливо законченным подлецом, вполне заслуживающим смертной казни. А второй свидетель, будучи другом виновного, заявит, что этот человек и мухи не обидит, и что покойный спровоцировал его, ударив первым.

Из предыдущего раздела «Беhаалотха» мы узнаем, что, покинув гору Синай после дарования Торы, евреи шли безостановочно три дня, и во время этого долгого перехода стали жаловаться на тяготы пути. Б-г не давал им передышки, гнал вперед, потому что хотел как можно быстрее привести их в Эрец Исраэль, чудесную страну, «текущую молоком и медом». Им двигала любовь к своему избранному народу.

Но сами евреи по-другому оценивали ситуацию. Они думали, что Вс-вышний равнодушен к их трудностям, что Он просто мучает их, хочет довести до изнеможения долгим и трудным походом. Это предубеждение овладело ими гораздо раньше. Сразу после Исхода евреи говорили, что Б-г специально увел их из благословенного Египта, чтобы умертвить в пустыне. Затем они жаловались, что Он хочет уморить их жаждой, позже твердили, что им надоела манна.

Разведчики тоже обвиняли Б-га в дурных намерениях. Находясь в Эрец Исраэль, они видели, как местные ханаанеи умирают от странной эпидемии. Разведчики решили, что сам воздух страны плох, что в нем плодятся болезнетворные бактерии. «Это страна, губящая своих жителей», — таков был их вывод. Они не видели (или не хотели видеть), что Б-г специально наслал болезни на аборигенов, чтобы, хороня своих мертвецов, те не обратили внимания на пришельцев, и разведчики могли беспрепятственно обследовать страну. Ханаанеи прекрасно знали о скором вторжении из пустыни большой армии беглых рабов, перешедших Красное море, и готовились к отражению «агрессии». В нормальных условиях соглядатаи были бы немедленно уничтожены. Но Б-г притупил бдительность жителей страны, отвлек их внимание неожиданно свалившейся на них эпидемией, чтобы облегчить евреям завоевание Земли Обетованной.

Неблагодарные потомки Авраама не оценили этот подарок. На самом деле они судили о Б-ге по себе. Свой собственный дефицит любви и доверия к Тв-рцу они приписывали Ему самому, не видя главной правды нашего бытия: все, что ни делает Б-г, Он делает (по крайней мере, стремится делать) к лучшему. Для блага каждого из нас.

Давайте говорить друг другу комплименты

«Но успокоил Калев народ по отношению к Моше и сказал: «Непременно взойдем и овладеем ею, ибо в наших силах это!» (Бемидбар, 13:30).

Лживо пессимистический отчет десяти разведчиков об увиденной ими стране могли и желали опровергнуть только два других члена их группы — Иегошуа и Калев. Однако народ был уже «на взводе», им овладели паника и истерика. Назревал бунт. Иегошуа они не стали слушать, поскольку он был ближайшим помощником Моше и не скрывал своей преданности ему. Другое дело Калев. Тот с самого начала вел себя, как будто он был заодно со всеми. Поэтому когда он попросил слова в этом импровизированном собрании, возбужденные люди стихли, ожидая от него тех же слов осуждения в адрес Моше. И они как будто не ошиблись. Калев начал свое выступление с той же подстрекательской ноты: «И это все, что сделал для нас сын Амрама?» (В библейские времена обращение по отчеству означало высшую степень презрения; «Амрамыч» — это не то, что ласковое «Ильич» в большевистской России.)

Толпа замерла, ожидая новой порции оскорблений и угроз в адрес Моше-рабейну. Но, едва овладев вниманием присутствующих, Калев резко изменил тон: «Он вывел нас из Египта, рассек море, дал нам манну, добыл воду из скалы, собрал куропаток…».

Если вы хотите завоевать доверие собеседника, никогда не начинайте со слов: «Ты не прав». Иначе он перестанет вас слушать. Чтобы убедить кого-то в своей правоте, надо вначале заставить его слушать. Так устроен человек: он гораздо охотнее воспринимает похвалу, нежели критику. Первым делом скажите ему, что он таки прав. Говорить надо искренне, убежденно: в конце концов, в словах любого оппонента можно найти хоть крупицу правды.

Однажды идя проселочной дорогой, реб Моше-Лейб из Сасова увидел, как ему навстречу едет повозка, запряженная людьми. Это была еврейская семья: муж, жена и дети. Повозкой правил граф, хозяин большого поместья. Он нещадно бил кнутом по спинам евреев под восторженный, истерический визг сидевших за ним пассажиров: двух малолетних сыновей.

Реб Моше-Лейб выбежал навстречу экипажу и остановил его резким криком: «Стой!». Он не знал, что будет делать в следующую минуту, но тут его взгляд упал на младшего из хозяйских детей. «Смотрите, как он напуган! — воскликнул реб Моше-Лейб. — Бедный мальчик! Такой нежный, красивый. Весь в папу. Ему невыносимо слышать крики этих людей и видеть кровь на их спинах. Какая травма для тонкой души! Бедный, он вот-вот расплачется!»

Граф недоверчиво вертел кнутом. Он взглянул на сына и действительно увидел слезы в его глазах. Мальчика испугали не люди в упряжке, а неожиданное появление бородатого незнакомца с горящими глазами. Однако хитрость подействовала. Граф молча соскочил на землю и отвязал измученных евреев от повозки…

По духовным каналам

«Пришли мы в страну, в которую ты послал нас, и вот — течет она молоком и медом…» (13:27).

Эрец Исраэль — это своеобразная «насосная станция», получающая духовную энергию из высших сфер и перекачивающая ее во все концы земли. Главный канал духовности спускается на Храмовую гору в Иерусалиме, откуда разветвляется на множество рукавов. Царь Шломо, мудрейших из людей, хорошо читал невидимую схему расположения этих энергетических артерий. Он выращивал в Иерусалиме редкостные цветы, которые обычно росли только в Африке, потому что ему был известен точный маршрут прохождения жизненной силы этих цветов в сторону африканского континента.

Но, кроме духовного трубопровода, берущего свое начало в Эрец Исраэль и размещающегося в пространстве, есть такой же трубопровод, который протянулся во времени. Это — шаббат. Он распределяет духовную силу на всю неделю: от воскресенья до пятницы.

Какая связь между этими двумя «насосными станциями» — пространства и времени? Ответ мы находим в приведенном выше классическом определении Страны Израиля: земля, «текущая молоком и медом» Прочтите эту фразу на иврите: «Зават халав у-дваш». А теперь сложите последние буквы слов в обратном порядке: шин-бейт-тав. Получится «ШАБАТ».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора