Русскоязычному человеку среднего поколения Гранада известна по светловской песне: «Гренада, ГрЕнада моя». В ней революционный романтик планирует раздать крестьянам гранадские земли. Правда, сельскохозяйственными свершениями область не славится, скорее богатейшей историей и архитектурой. Так что лучше бы он передал пролетариату дворцы Альгамбры, а Пролеткульту — знаменитый гранадский Университет.
Грамотные могут вспомнить, что Гранада оставалась последним оплотом мусульман на Пиренейском полуострове и что с её капитуляцией в январе 1492 христианнейшие Фердинанд с Изабеллой завершили военную «Реконкисту». И — максимально активизировали Реконкисту духовную, дав силу ввезённой в Испанию ими инквизиции. А также — изгнали из своих владений нехристей, евреев и мавров.
Для тех, кого обижает сожжение еврейских книг — в 1499 году Великим Инквизитором Хименесом де Сиснеросом, советником Фердинанда и духовником Изабеллы, были сожжены более 10 тысяч драгоценных мусульманских манускриптов. Монахи оставили лишь 300 медицинских и географических.
Указ 1492 года об изгнании из Испании евреев, так называемый «Гранадский декрет», подписан в великолепной Альгамбре, где будут похоронены коронованные упырь с упырихой. Приезжайте к нам в Гранаду, полюбуйтесь на наши достопримечательности! Приплюсуем тотальный еврейский погром 1066 года — и у «В колокола звонкие бей, Гранада!» Федерико Гарсия Лорки добавится живописных красок.
Вам, несомненно, будет приятно узнать, что слово «фашизм» может происходить не только от итальянского «fascia» (союз), но и от испанского flechas (пучок скрещённых стрел). Герб Фердинанда и Изабеллы: «el yugo y las flechas» (ярмо и стрелы) стал символом испанских фалангистов. А пучок скрещённых стрел — фашистов венгерских.
Но мы обратимся ко временам и событиям, для нашего народа куда более оптимистическим. Ко времени, когда Гранадским эмиратом управляли мудрецы.
Тогда в Андалузии, ныне автономном сообществе на Юго-Западе Испании, по словам великого арабского историка и мыслителя Ибн-Хальдуна (1332-1406), «был достигнут высочайший в мусульманской Испании уровень культуры и благосостояния».
Кордова, столица обширного Кордовского халифата и «обитель науки», была, вероятно, самым цивилизованным городом мира. Практически поголовная грамотность мужчин и женщин, на 450000 населения 800 школ и 70 библиотек, в крупнейшей — библиотеке Хакема II хранилось 600 тыс. манускриптов… Гранада же считалась «жемчужиной халифата».
Вы от Ибн-Хальдуна не отмахивайтесь — этот живший в 14 веке мыслитель поныне актуален. Он открыл множество базисных понятий экономики, до Адама Смита обнаружил ценность и необходимость разделения труда, до Рикардо описал трудовую прибавочную стоимость, до Кейнси рассмотрел роль государства в регуляции экономики, до Маркса создал последовательную теорию общей экономики, способную объяснять и предсказывать подъём и упадок стран и цивилизаций.
Почитайте мнение арабского гения насчёт нынешнего спора демократов с трамповскими «ретроградами». «Государство должно заниматься организацией общественных служб для создания рабочих мест, строить дороги и принимать меры для поощрения торговли и производства. Вмешательство государства в коммерцию приведёт к разрастанию бюрократической системы и наёмной армии, в результате чего предприниматели не смогут нормально заниматься торговлей и получать прибыль от своих предприятий. Результатом экономического упадка может быть исход населения городов и промышленных центров в альтернативные места проживания, что приводит к падению спроса на товары и ещё больше усугубляет ситуацию… Самое лучшее государство — государство с минимальным бюрократическим аппаратом, минимальной армией и минимальным налогообложением, которое занимается обеспечением законности и порядка».
Что-то это смутно мне напоминает… Намедни Игорь Гиндлер измерял по грузовикам миграцию населения. Или это про Венесуэлу?
Процветание Гранадского эмирата, самого успешного, богатого и цивилизованного из государств Андалузии, было связано с «еврейским религиозным засильем». Впрочем, давайте не будем начинать с конца.
Шмуэль бен-Йосеф а-Леви ибн Нагрелла (Шмуэль аНагид) родился в культурнейшей, многонациональной Кордове в 993 году — его семья недавно сюда перебралась. Происходил из старинного, знатного и богатого левитского рода, при этом по материнской линии ведущего родословную от царя Давида. Младший из двух братьев отличался исключительными способностями и получил блестящее образование (сведения о жизни его старшего брата Ицхака не сохранились). Тору изучал у рабби Ханоха бен Моше (начало 940х-1014), раввина города и сына основателя испанской талмудической школы Моше бен Ханоха. Предание повествует, что тот был одним из «четырёх пленников» — мудрецов Вавилонии, захваченных в плен мавритано-испанскими корсарами и выкупленных разными еврейскими общинами, в которых они затем «насадили саженцы талмудической мудрости». Красавица мать маленького Ханоха бросилась в море, чтобы не стать добычей мавританского адмирала; сына вырастил и передал ему свои знания отец. А в иврите наставником юного Шмуэля был величайший грамматик эпохи Йеуда Хаюдж.
Шмуэль свободно владел не только ивритом и арамейским, но и арабским (лучше большинства арабов), латынью, берберским, романсеро… Занимался астрономией, математикой, логикой… Между прочим, прекрасно знал Коран и литературу, не раз вступал в диспуты с ведущими кордовскими теологами. Что позволило ему в будущем сделать опасное дело — написать диссертацию, исследующую противоречия в Коране. За что его, в стихах и прозе, призывали убить. Особенно отличился благородным рвением недавний друг, историк, поэт и богослов Ибн-Хазм (994-1064): «Восстал человек, преисполненный ненависти к нашему Пророку… Его презренная душа гордится накопленным богатством; золото и серебро, переполняющие его дом, возбуждают в нём низменные страсти; он написал книгу, чтобы перечислить противоречия в словах Б-га в Коране… Пусть эмир удалит от себя этих людей (евреев), грязных, дурно пахнущих, нечистых и проклятых, которым Б-г послал унижение, позор, падение и злобу, каких не знает ни один другой народ. Помните, что одежды, в которые они одеты Г-сподом, более опасны, чем война и более заразны, чем проказа…».
Вроде, и Мордехай с Аманом до поры дружили? Впрочем, соперник Ибн Хазма — Абу Исхак из Эльвиры (1003-1083) не отставал: «Предводитель этих обезьян (евреев) украсил свой дворец инкрустациями из мрамора, он приказал построить там фонтаны, в которых течёт самая чистая вода, и пока он заставляет нас дожидаться у него за дверями, он насмехается над нами и над нашей религией. Если я скажу, что он столь богат, сколь и вы, о мой повелитель, я скажу правду. О! Поспешите зарезать его, принести его в жертву, это воистину жирный агнец для заклания! Не давайте пощады его близким и его союзникам, ведь и они тоже собрали огромные сокровища…» (это про сына, Йосифа аНагида, но есть ли разница?).
А ещё говорят, что соперникам трудно столковаться. Нужно только найти общую тему, например: «бей жидов!».
В 1013 году Кордову захватили и разграбили берберские племена во главе с очередным Сулейманом — Шмуэль бежал в Малагу, процветающий портовый город в Гранадском эмирате. И хотя после набега захватчики отправились восвояси, молодой мудрец решил в опустошённый город не возвращаться. Он занялся торговлей пряностями, а кроме того — писал стихи. Лавка стояла недалеко от дворца правителя, многие приходили в неё с просьбой составить личное или деловое письмо. Так известие об образованном еврее дошло до городских правителей и секретарь визиря Гранады Ибн аль Ариф нанял его для составления деловых писем. На визиря Абу аль-Аббаса образованность, великолепный почерк и утончённый стиль нового помощника произвели огромное впечатление, он порекомендовал халифу назначить его сборщиком налогов (Шмуэлю удавалось меньше отягощать свою общину, но и аккуратно доставлять властям положенные суммы). Авторитет его рос, и после смерти аль Арифа визирь взял на его место Шмуэля. Перед смертью старый вельможа порекомендовал помощника эмиру Гранады берберу Хабусу, признавшись, что большинством успехов он обязан молодому «дзимми». И в 1027, после смерти аль-Аббаса, эмир назначает 34-летнего рава Шмуэля своим визирем. Еврейская община избирает (и халиф утверждает) его руководителем евреев юга Пиренейского полуострова, а глава вавилонской Пумбедитской академии, самого авторитетного для евреев законодательного учреждения, гаон Хай бен Шрира присваивает титул «нагид», что означает: «руководитель, покровитель общины». Можно сказать, что Шмуэль бен Йосеф был трижды нагидом — от еврейской общины, от мусульманской власти и от мудрецов Вавилонии. С этим титулом наш герой, а позднее его сын вошли в историю.
Времена были «интересные», многочисленные небольшие государства, возникавшие на месте обширного халифата, то дружили, то враждовали; откуда ни возьмись накатывались из Африки воинственные племена; смешение наций и религий на земле Иберийского полуострова заставляло правящую знать «хорошо крутиться». Отношение к евреям было непостоянным: с одной стороны, до появления фанатичных Альморавидов (в Гранаде с 1090) ограничение евреев в правах касалось лишь изрядного дополнительного налога, который взыскивался с общины. Но всё-таки это были «люди второго сорта», и периодически в эмиратах и халифатах появлялись правители и проповедники, которые с разной степенью энтузиазма принимались то прижимать, то изгонять, то истреблять непокорных «учению Пророка» соседей.
В 1031 наконец и формально распался просуществовавший 102 года Кордовский халифат, Гранада стала независимым королевством. Шмуэль аНагид, чьи способности и честность были уже известны, становится министром финансов. Для процветания Гранады это был идеальный выбор! Но в те времена — как, впрочем, до и после — одним из главных финансовых активов была армия. А типом коммерческой деятельности — война. И визирю пришлось освоить этот вид «коммерции». «Виноват» в том отчасти он сам: соседи нередко предлагали эмирам-халифам выгодные союзы на условии, что те прогонят или казнят «проклятого властного еврея».
В 1038 году умирает халиф Хабус и его сыновья Бадис и Булуджин начинают борьбу за престол. Визирь поддержал законного наследника, хотя многие еврейские лидеры были на стороне младшего. В результате ставший халифом после неожиданного отречения младшего брата Бадис из благодарности не только сохранил за Шмуэлем все титулы, но и назначил его главнокомандующим. Сам Бадис предпочитал удовольствия и в государственные дела почти не вмешивался, так что ответственность за страну пала на мудреца Торы.
Впрочем, есть версия, что Главкомом рав Шмуэль назначен в 1041, когда подавил восстание Ядира, двоюродного брата Бадиса. Он встал во главе армии и одолел в ожесточённом сражении мятежников, затем поймал бежавшего Ядира и в кандалах доставил во дворец.
Неважно, когда раввину вручили должность — он на деле командовал армией. И использовал её на благо государства и единоверцев,- тем более, что это совпадало. В 1038 он разгромил войско Альмерии, правитель которой Зугир поклялся истребить всех евреев Испании. В 1039 разгромил войско правителя Севильи Исмаила ибн Аббада. Этот милашка тоже планировал после победы истребить евреев. Правда, скромнее — в одной Гранаде.
В том же 1039 году на визиря совершили покушение — 24 августа (1 Элуля). Погибли родные, но для визиря обошлось — и в честь спасения своего защитника и благодетеля евреи установили 1 Элуля «Пурим Гранады». А сам спасённый написал по обету великолепное «Введение в Талмуд», которое обычно печатается после трактата «Брахот». Предельно сжатое и чёткое, мне лично оно очень помогло в учёбе.
Из 19 лет правления рава Шмуэля только два года выдались без войн. Не ручаюсь за достоверность, но пишут, что с юности Шмуэль запомнил яркий сон, в котором ему явились два ангела — Михаэль и Габриэль — и пообещали, что уберегут его всякий раз, когда ему будут угрожать огонь или вода. В огне битв Нагид не раз бывал на волосок от смерти, но ангелы сдержали слово. В 1040 и 50-х ему приходилось много воевать и подавлять заговоры; так, в 1052-54 Гранада сражалась с заговорщиками из Севильи и Ронды, заключившими союзы с французами и некоторыми берберскими племенами. Кровопролитная борьба шла с переменным успехов, но в итоге Гранада победила.
Рано или поздно приходит конец всему. Военные походы и нагрузка государственной деятельности подорвали здоровье Шмуэля аНагида и после одного из походов в 1056 году он умер.
А теперь заговорим о вещах более важных — и для нас, и для него самого. Вы знаете, я не жалуюсь на отсутствие способностей, но представить таланты и свершения нашего героя — это свыше моих сил.
Вот о его душевных качествах. Фанатичный мусульманин, владелец магазина пряностей вблизи дворца, грубо оскорбил Шмуэля в присутствии халифа — и тот, разгневанный, приказал визирю вырезать у торговца язык. Вместо этого Нагид прислал мусульманину подарок и тем обезоружил его: из ожесточённого врага он превратился в усердного приверженца визиря. Когда халиф заметил, что торговец не потерял дара речи, он спросил: почему не приведён в исполнение его приказ? Ответ: «Ваше повеление исполнено, повелитель — я вырвал у него злой язык и вместо него вставил другой, правдивый».
Рав очень много занимался благотворительностью. Он поддерживал вавилонские ешивы, помогал евреям Святой Земли (в частности, присылал масло для свечей синагогам и ешивам).
Да и вообще помогал евреям везде, где они нуждались, не жалея своих средств. В Гранаде находили приют еврейские изгнанники, в частности сыновья последнего вавилонского эксиларха Ехизкии. Историк 12 века Авраам ибн Дауд: «Он принёс много добра евреям в Испании, странах Магриба, Египта, Сицилии, вплоть до вавилонских академий и Святого города. Он приобрёл много книг — копии Св. Писания и других святых книг, таких как Мишна и Талмуд. Он распространял Тору и умер в почтенном возрасте, удостоившись четырёх корон: короны Торы, короны власти, короны левита и короны доброго имени, что превыше всех».
И — он был покровителем учёных и поэтов, в частности, великого Ибн Гвироля. Арабский поэт Мунтафиль написал: «Вместо того, чтобы пытаться понравиться Б-гу, обнимая чёрный камень Мекки, мусульмане должны были бы целовать твои руки, поскольку они приносят удачу». Другой арабский поэт, Ибн Алфах, которому визирь покровительствовал, посвятил траурную оду погибшему сыну рава Шмуэля: «Для меня верность — это религия, и она велит мне оплакивать этого еврея.»
Можно сказать и то, что со Шмуэля аНагида и Ибн Гвироля начинается «Золотой век еврейской поэзии». Авраам ибн Дауд: «Во дни Хасдая ибн Шапрута еврейские поэты начали лепетать, а во дни Шмуэля аНагида они заговорили». Рав Шмуэль оставил поэтические произведения самых разных жанров: подражания Танаху, батальные, любовную лирику с глубоким символическим подтекстом, оды, элегии, нравоучительные, полемические, философские, литургические стихи… Он писал даже в перерывах между боями. Ввёл в еврейскую поэзию сходные с арабскими размеры, предложенные выдающимся еврейским филологом Дунашем бен Лабратом. Первыми переписчиками его поэм были сыновья, Йосеф и Эльясаф (тоже поэт).
Перу Шмуэля аНагида принадлежат классические труды по филологии и лексикографии — в частности, написанная по-арабски «Китаб ал-истигна» (Книга довольствования) — непревзойдённый словарь библейского иврита.
Авторитет Шмуэля аНагида как знатока Торы был непререкаем. Им составлен труд — увы, полностью до нас не дошедший, с разъяснением трудных мест в Вавилонсклм Талмуде. Им написана «Большая книга заповедей» («Сефер хилхета аврата») — один из первых алахических кодексов, созданных за пределами Израиля и Вавилона. Пришлось даже в стихах оправдываться, что он не посягает на авторитет вавилонских учителей — хотя с некоторыми из них полемизирует. Эта книга и другие его алахические произведения оказали большое влияние на мудрецов Испании и Северной Африки — в частности, на рабби Ицхака Альфаси, Рифа, одного из величайших наших законоучителей. Книги Шмуэля аНагида стали одной из основ формирования сефардской традиции… Когда он мог всё это успевать?!
Рассказ закончу похвалой врага-современника — арабского историка Абу Мервана Ибн Хайана (988–1076): «Этот злодей (в смысле: проклятый еврей) был одним из наиболее совершенных людей по своим знаниям, мудрости, разумению, сообразительности, верности, смелости, изворотливости, хитрости, умению обогащаться самому и быть щедрым со своими людьми, быть признательным с друзьями и ублажать врагов, смиряя их неприязнь кротостью. Какой удивительный человек!».
Теперь о горьком. Старший сын Йосеф унаследовал все титулы отца и, вероятно, многие из качеств и талантов. Кроме одного — он не был настолько снисходителен и мягок. Продолжил дела отца, поддерживал евреев, учёных и поэтов. Однажды спас арабов от гибели: халиф прознал, что враги из Севильи устраивают заговоры, в частности, подученные ими арабы убили правителя Ронды. И — решил, полагаясь на солдат-берберов, перебить всех арабов, которые пойдут в пятницу в мечеть. Йосиф как мог отговаривал халифа, а когда в этом не преуспел, тайно предупредил арабских старейшин. Геноцид сорвался.
В благодарность за спасение 30 декабря (9 Тевета) 1066 года дружная толпа берберов и арабов, разъярённая многолетним еврейским правлением, ворвалась во дворец, зверски убила визиря (распятием — преемственность культур…) — и пошла истреблять евреев по всей Гранаде. Тогда, по оценкам, было убито около 4000 человек, уничтожена почти вся цветущая и культурная еврейская община страны, лишь немногим удалось спастись. Среди них — жена и сын Йосифа, бежавшие в Лусену. Величайший рассвет еврейской жизни в Испании подготовил величайший мусульманский погром.