«Кто там шагает правой, — грозно предупреждал Владимир Маяковский сто лет назад. — Левой, левой, левой!» С Россией это тогда получилось, но кончилось, а вот у нас в Америке, похоже, только начинается, но все крепче встает на ноги. Судя по недавнему опросу, который провели социологи Anxios/Survey Monkey, 70% американцев считают нынешнюю систему экономики несправедливо благоволящей богатым и готовы поддержать кандидата в президенты, который изменит это. Так считают 90% опрошенных демократов, 71% независимых и 49% республиканцев. Как установил тот же опрос, 58% респондентов считают экономическую «несправедливость» распределения богатства в США большей проблемой, чем регулирование свободного рынка, за которое выступают 39%. Те, кто помоложе, настроены в 2020 году поддержать кандидата-реформатора. В возрасте от 18 до 24 лет таких 84%, а от 25 до 34 лет — 70%. За президента-реформатора готовы голосовать 72% избирателей в возрасте от 35 до 44 лет, и 58% тех, кому 65 и старше.
Все это происходит под шум волны ненависти к президенту Трампу, которую усердно гонят наши основные СМИ и особо рьяные законодатели-демократы. Волна делает свое дело — на минувших выборах Демократическая партия получила большинство мест в Палате представителей, а за два года президентства Трампа число зарегистрированных членов движения Демократы-социалисты Америки (DSA) выросло с 7 до 50 тысяч. На первичных выборах Демократической партии в прошлом году победили минимум 46 «социалистов», из которых в Палату представителей попали пять женщин — 42-летняя Рашида Тлаиб из Мичигана, 44-летняя Айана Прессли из Массачусетса, 37-летняя Ильхан Омар из Миннесоты, 53-летняя Прамила Джайпал из штата Вашингтон и 29-летняя Александрия Окасио-Кортес из Нью-Йорка.
На недавнем форуме крупных финансистов в Давосе она предложила поднять налог у тех, кто зарабатывает больше 10 млн долларов в год — до 70%, и заявила, что для людей её поколения борьба с глобальным потеплением должна стать «второй мировой войной», хотя такая уже была. «Миллениалы, люди из поколения Z и все те ребята, что придут после нас, смотрят и говорят: ‘Миру придёт конец через двенадцать лет, если мы не займёмся проблемой, и ваш главный вопрос сейчас: какую цену мы заплатим за это?’ « — пояснила Александрия.
В Сенате социализм верой и правдой представляет независимый 77-летний Берни Сандерс от Вермонта, и в общем дела у наших социалистов идут не шатко не валко, поскольку особого внимания на них не обращают и всерьез не принимают. Пример Сандерса показывает, что идеи социально-экономического равенства не пользуются у нас большой популярностью. Так было до недавних пор, пока трампофобия не приняла социалистов под свое крыло, и недавно 54-летняя сенатор-демократ Камела Харрис предложила коллегам программу LIFT (Livable Incomes for Families Today), которая не запретит богатеть, а предложит семьям с годовым доходом ниже 100 тыс. долларов по 6 тыс. долларов списания с налогов. На первый взгляд ее затея казалась заманчивой для среднего класса, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это «лифт» в финансовое поднебесье, рассчитанный не на успех ее реформы, а на шансы стать президентом в 2020 году. За 10 лет LIFT обойдется федеральной казне в 2,7 триллиона долларов, а истым социалистам он не понравился тем, что поможет среднему классу, который и так не голодает.
Объявив о своей заявке на Белый дом на прошлой неделе, Камела Харрис сообщила, что намерена не отменять, а усовершенствовать «Обамакер», добившись бесплатной медицинской помощи для всех американцев. «Суть в том, — сказала она ведущему программы CNN Джейку Тапперу, — что у каждого будет возможность такой помощи без необходимости обращаться в страховую компанию, получать от нее одобрение, заниматься бумажной волокитой и другими помехами… Кто из нас не оказывался в положении, когда ждешь одобрения (страховки), а врач говорит, что не уверен, покрывается ли его помощь. Давайте уберем все это и пойдем дальше». Коньком Харрис, которая до Сената была генеральным прокурором Калифорнии, считают юридические реформы, но «здравоохранение для всех» звучит доходчивее, хотя и не совсем понятно. Как, впрочем, и «Обамакер».
В декабре прошлого года Камела Харрис и еще 41 сенатор подписали письмо в Белый дом, сообщив, что администрация Трампа неверно пользовалась статьей 1332 Закона о доступном здравоохранении, давая штатам право «увеличивать расходы на здравоохранение для миллионов потребителей, в то же время ухудшая права лиц с уже имеющимися заболеваниями». Ее нынешний план «Медикер для всех», по сообщению канала Fox News, не просто раздует программу Medicare, а приведет к одиночным страховкам вместо групповых, и за ближайшие 10 лет обойдется в триллионы долларов.
«Левый марш» в нашем Конгрессе звучит еще не оглушительно, но ощутимей прежнего. В декабре прошлого года обозреватель газеты The Washington Post Колби Ицкович написала, что «после выборов 2016 года, когда сенатор Берни Сандерс воодушевил большой сегмент избирателей, демократы начали раздумывать над смелым либеральным курсом. И к 2018 году многие кандидаты демократов схватились за идеи вроде «Медикера для всех» на гребне волны неприятия президента Трампа». По словам Колби Ицкович, это принесло плоды, и многие кандидаты демократов, назвавшие себя прогрессистами, двинулись в Вашингтон, где прогрессисты Палаты представителей поддержали нового спикера Нэнси Пелоси, которой не занимать отрицательных эмоций к Дональду Трампу. Левой ее не назовешь, правой — тем более, а так, бывшая прогрессистка с личным капиталом в 88 млн долларов. Для идейного социалиста многовато, но в левом марше Америки идут и люди побогаче.