…чем на самом деле. Эта мудрая шуточка Антуана де Сент-Экзюпери нам очень сейчас пригодится. Вы, конечно, знаете, что юго-восточные люди горячее и эмоциональнее, чем хладные северяне? Так вот, учёные мужи, которые по исторической части, в своих трудах противопоставляют каббалу восточных мудрецов, основанную на сдержанности, глубочайшем интеллектуальном осознании и устойчивой разработанной форме с многочисленными деталями её «каванот» (то есть ориентаций возвышенного разума) — и экстатическую, ярчайше эмоциональную, полную восторга и стремления немедленно соединиться со Всевышним каббалу первых хасидов Восточной Европы. Есть, правда, иные ветви каббалы: мудрецов средневекового Прованса, Рамхаля, каббала Виленского Гаона… Совсем отметать привычную классификацию мы не станем, познание тайн и на Западе бывает построено на высшем интеллекте, но всё-таки…
«Обещанного три года ждут»… Однако времена нынче ускоренные, давайте-ка я сразу расскажу вам о великом каббалисте рабби Сар-Шалом Шараби, «РаШаШе», которого называют «отцов всех восточных каббалистов последних веков». И не только восточных.
Учтите, когда я попросил грамотного раввина рассказать мне о Рашаше, тот только развёл руками и показал куда-то вверх. А уж он-то о каббале знает куда больше моего… Так что относитесь к мои россказням снисходительно, они — это сказочки, в силу слабого авторского понимания состряпанные.
Сар-Шалом Шараби родился в 1720 (или в 1723?) году в Сане, столице Йемена. Впрочем, другие источники называют местом его рождения Таиз — горный город, тоже не раз побывавший йеменской столицей. Известно, что его отец рано умер и юный Сар-Шалом много времени уделял заботам о семье. Учился он, видимо, в Адене — портовом городе на юге страны, в котором многие столетия существовала и часто процветала многочисленная еврейская община. Познания свои он скрывал и, кормя семью, занимался продажей пшеницы. Затем, став в очень раннем возрасте выдающимся знатоком Торы, в том числе её тайного учения, он прослышал о существовании в Йерушалаиме ешивы каббалистов «Бейт Эль». И отправился туда в дальнее, со многими остановками путешествие. Якобы на его решение покинуть Йемен повлияла модная сцена, в которой юноше пришлось выпрыгивать из окна третьего этажа, спасаясь от притязаний богатой и влиятельной мусульманки,- в чей дом он попал по делам бизнеса.
Вероятнее всего, судя по дошедшим до нас не очень детальным сведениям, побывал он и в Индии, и в Сирии, и в Иране, и в Ираке. В частности — в Багдаде, где учился у знаменитых местных мудрецов. Об этом периоде путешествий Рашаша подробно рассказал ученик его учеников Бен Иш Хай. Упоминает он и о том, что в Багдаде у Рашаша открылись высшие каббалистические способности (только не спрашивайте меня, что это такое) — свидетелями сего стали многие при коллективном посещении могилы Ицхака-гаона.
Есть, правда, некоторое недоразумение: отправился Сар-Шалом на Святую Землю в 18
лет, то есть в 1738 или 39 году. Ешива ж та, куда он вроде бы шёл, на долгое время ставшая самым авторитетным центром изучения каббалы в мире, как бы «новым Цфатом» — создана чуть позже, году, вероятно в 1740-м.
Величие Цфата пришлось на 16-й век, с того времени отзвук Лурианской каббалы лежит на всём еврейском тайнознании — как и в наши, более поздние времена слышится в нём отзвук мудрости учеников ешивы «Бейт Эль». Но как Рашаш мог знать о создании ещё несозданного? Впрочем, какие-такие пути Промысла собрали вместе стольких тайнознатцев и что во всей этой истории первично, биографические рамки или надмирные круги, мне сходу не уразуметь. И не сходу тоже.
А для решительных противников мистических туманов предложим более плоское объяснение: некоторые относят создание ешивы «Бейт Эль», при этом называя её «Мидраш хасидим», к 1720 году, то есть к году рождения Рашаша. Кое-кто идёт ещё дальше и годы жизни самого Рашаша относит к концу 18-го-середине 19 века, что излишне смело. Или путаница: тогда жил Рашаш из Вильно. Ну а для меня, некогда начитавшегося «мексикана-тибетской каббалы» из писаний Кастаньеды, оно как раз неудивительно: те, кто действуют в неземных мирах, стараются «стирать биографию», прятать фотки и путать историков. Хотя евреи чаще любят что-нибудь распутать.
Последняя остановка перед Иерушалаимом случилась у Сар-Шалома в Дамаске, где тоже хватало, у кого поучиться. В конце концов добрался пытливый юноша в столицу мира. И — устроился в ту ешиву… служкой. Пожалел его рав Гедалья Хайюн, создатель и руководитель ешивы, мудрец из Португалии, признанный уже тогда лидером иерусалимскими каббалистами. Условия были скромными, работал молодой пришелец за кров и пищу. В обязанности его входило приносить воду, следить за чистотой и убирать помещения, расставлять по местам книги и будить учеников на ночную молитву «Тиккун хацот» («исправление середины ночи»), которой знатоки каббалы не пренебрегают по сей день. Когда знакомый шахматист-полицейский водил меня по туннелю Хашмонеев под/возле Стены Плача, он показал маленькую синагогу, где каббалисты собираются на молитву каждую ночь.
Основным занятием 12 мудрецов ешивы, среди которых упоминают, в частности, аХиду, было исследование «тёмных мест» Лурианской каббалы, передававшихся из уст в уста или записанных учениками Аризаля. Можете представить, насколько сложны были их труды, если лидер следующего (после Рашаша) поколения аХида со своими конгениальными товарищами, посвятившими жизнь святости и глубинной мудрости, часто не могли эти проблемы разрешить!
Но вот наконец история, достойная триллера Голливуда. Молодой служка, получивший разрешение сидеть в уголочке и тихонько почитывать псалмы, на самом деле прислушивается к разговорам членов «Святого сообщества». Мудрецы натыкаются на какое-то особо тёмное место, диалоги идут до глубокого вечера — пока все не расходятся в печали, не в состоянии предложить чего-либо путного. И служка, пожалев доброго к нему рава Хайюна, пишет на листочке ответ и вкладывает его в книжку на столе рош-ешивы. Наутро рав Гедалья открывает книгу… вот оно, долгожданное решение, несомненно присланное самим Всевышним! Если учесть, что гематрия имени «Гедалья» равна удвоенной гематрии четырёхбуквенного Имени Создателя — то что ж тут удивительного? (Есть, конечно, более приземлённая версия: служка чего-то для себя в уголке записывал и однажды рав Гедалья случайно бросил на эти записи взгляд — но вариант триллера нравится мне куда больше)
Мудрецы забираются по лестнице миров выше и выше, неразгаданные проблемы всплывают всё чаще… И всё чаще рош-ешива находит в своей книге аккуратно исписанные листочки с ответами. Он начинает подозревать, что тут не одно Высшее влияние — но и пиратствует кто-то из учеников. Коварно скрывает своё величие, подбрасывая ответы. Рав объявляет, что таинственный «мистер Икс» должен раскрыться и ему воздадут должную порцию уважения. В ответ — молчание… Дочь Хана, видя томительные сомнения отца, решается ему помочь — она прячется ночью во тьме перед окном ешивы и сторожит. И вот глубокой ночью служка что-то вкладывает в книгу на папином столе… Бежит разведчица к папе, преступник пойман и вынужден сознаться.
Сцена следующая, логически завершающая предыдущую. Рав Гедалья видит в том, что именно его дочери удалось разрешить загадку, знак с небес — и вскоре она уже жена Рашаша. У них рождается сын, которого назовут Ицхаком — видимо, в честь того вавилонского Гаона, на могиле которого Сар-Шалому начали открываться высшие миры. Рашаш входит в узкий круг особо продвинутых учеников. После смерти тестя, согласно последней воле учителя, его избирают главой ешивы. Вскоре присваивают титул: «рав хасидим» (глава благочестивых), выделяющий старейшину каббалистов святого города. Возглавлял ешиву и носил почётный титул Рашаш до своей смерти в 1777 году.
Перечислить всё, что сделал Рашаш для понимания евреями глубинных основ мироздания, будет сложно. Начнём с того, что среди ближайших учеников его был ученик Бешта рав Гершон Кутовер, выдающийся каббалист и праведник из Брод, на сестре которого Баль Шем Тов женат. Другие знаменитые ученики Рашаша — рабби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида) и рабби Йом-Тов Аль-Гази (Маарит Аль-Гази), духовные лидеры следующего поколения евреев.
Без комментариев Рашаша на труды святого Аризаля каббалу сегодня не изучают. По Традиции передаётся, что единственная книга из входящих в «Писания Аризаля», которую он дословно надиктовал своему ученику рабби Хаиму Виталю, это «Эц ахаим» (Древо жизни). Говорит рав Йедидья Рафаэль Абулафия, глава ешивы «Бейт Эль»: «Тот, кто изучает «Эц ахаим» без комментариев Рашаша, ходит как слепой и видит только тьму». Рав Ицхак Кадури, недавно ушедший от нас выдающийся каббалист из Иерушалаима, часто повторял: «Если некто знает наизусть все писания Аризаля и изучал «Эц ахаим» с превеликим усердием, но не читал комментарий Рашаша «Эмет вешалом» — ещё не приближался к изучению каббалы».
Опять цепочка, принятая в устной Торе: без работ Аризаля ничего невозможно понять в книге «Зоар»; без комментариев Рашаша — в трудах Аризаля. А понять смысл написанного Рашашем помогут книги Бен Иш Хая и двухтомник внука Рашаша рабби Рафаэль-Авраам-Шалом Шараби, тоже главы ешивы «Бейт Эль». Сей труд, названный «Диврей шалом» (Слова мира), посвящён глубокому анализу текстов Торы, Танаха и сидура Рашаша.
Сидур (молитвенник)… Перу Рашаша принадлежат многие книги, но только с его знаменитым сидуром случилась подобная история. Рашаш переписывал его дважды, расширяя и уточняя предложенные духовные настрои (каванот). Он углублял и несколько иначе интерпретировал каванот, предложенные Аризалем в записанной его учениками книге «Шаар акаванот» (Врата намерений).
Приведу, чтобы хоть отдалённо представить, о чём идёт речь, краткое и упрощённое определение понятия «кавана» (рав Элиягу Эссас). «Кавана — это понимание, осознание глубинных слоёв слов молитвы и представление о том, куда возникшая мысль, чувство, а затем и слово, произнесённое во время молитвы, направляются в Небе. То есть — указание некоего, если можно так выразиться, «Небесного адреса», куда следует «отсылать» мысли и чувства, слова и фразы, которые возникают и звучат в правильной молитве.» Разумеется, это не единственная возможная интерпретация «каваны», в иврите слово происходит от «кивун» — направление к. Только искренне глубоко сосредоточившись и хоть до некоторой степени зная те «адреса», о которых говорит рав Эссас, можно сделать свою молитву творческим и духовно обогащающим процессом.
Но ни один из трёх рукописных вариантов сидура Рашаша не сохранился! Первое печатное издание его состоялось только в 1911 году, через 134 года после смерти автора, прежде он передавался в рукописях. Существуют несколько его вариантов, отличающихся в деталях и используемых каббалистами. Может быть, кому-то из них известно, отчего Небеса не захотели широкого и надёжного распространения рекомендаций великого учёного? Или нам оно незачем, слишком высоко? Сегодня даже обычное внимание и ясное понимание простого смысла молитвы считается высоким уровнем…
Одна из книг Рашаша, написанная вскоре после его «разоблачения», раскрывает учение Аризаля и называется «Реховот a-Наар». Когда мудрецы Туниса, изучавшие каббалу, обратились к нему с просьбой объяснить непонятные места, возникла новая книга: «Наар ашалом», содержащая 70 ответов и разъясняющая смысл многих заповедей и сокровенное значение многих молитв. Принадлежат его перу собрание обычаев мудрецов Йемена, каббалистическое понимание главного свода наших законов и т.д.
Рашаш был весьма сведущ и в практической каббале, этим и своей святой жизнью он завоевал уважение не только евреев, но и многих мусульман. Каждую ночь шёл он к Стене Плача — плакать об изгнаниях Шехины и нашем и молитвой приближать Избавление. Дорога не была безопасной. Однажды десяток арабов, вооружась копьями и кольями, попытались преградить путь ему и его ученику. Рашаш что-то тихо произнёс — и бандиты оцепенели, не в силах двинуться. Наутро их увидели многие, лишь после слёзных просьб родственников краткой молитвой Рашаш вернул им способность двигаться в обмен на обещание никогда не причинять вреда ни одному еврею. Двадцатилетний араб до полусмерти избил пожилую еврейку — и впал в паралич; после мольбы родственников («прости его, наша семья всегда хорошо относилась к евреям!») и обращения турецкого губернатора Рашаш возвратил ему жизнь под сходное обещание. Историй рассказывают много, не знаю, всем ли можно верить — но «дыма без огня не бывает». Достоверно, что рав пользовался славой святого чудотворца и что жизнь его, мало понятная посторонним, окружена легендами.
Рав Сар-Шалом Шараби ушёл из мира 10 Швата (18 января) 1777 года. Он был совершенно здоров и крепок — просто узнал, что пришло его время перейти границу между мирами. Он облачился в талит и тфиллин и его душа покинула тело.
В день 10 Швата, его йор-цайт, многие люди приходят к могиле в Иерушалаиме на Масличной горе, молятся за себя и за весь еврейский народ. Рашаш сказал перед смертью: «При любой беде поднимайтесь на мою могилу, и если будете молиться от всего сердца, ваши молитвы будут услышаны».
После ухода мудреца главой ешивы стал его ученик Маарит Аль-Гази. Другие источники называют лидером ешивы и иерусалимских каббалистов сына Рашаша рабби Хизкию-Ицхака Шараби, которого через много лет сменит внук основателя династии рабби Рафаэль-Авраам-Шалом Шараби. Вероятно, Маарит Аль-Гази и рав Хизкия-Ицхак делили обязанности и возглавляли ешиву поочерёдно, «посменно». Ныне же учениками Рашаша стали, наверное, все, кто стремиться постичь глубины Торы.
Знаменитый каббалист рав Хаим Пеладжи утверждал, что Рашаш — перерождение души Аризаля. То есть как бы сам Аризаль возвратился в мир, чтобы, проживши на 20 лет дольше, растолковать своё учение новым поколением. Тогда возникает вопрос: каванот Рашаша — это расширение и разъяснение каванот Аризаля или нечто большее?
Знатоки утверждают, что и Аризаль, и Рашаш часто беседовали с пророком Элиягу и что не могли многие знания и открытия Рашаша прийти просто из Традиции — настолько они новы, неожиданны и несут печать высшего откровения. Есть те, кто называет самого Аризаля перерождением души судьи Израиля Отниэля бен Кеназа — ученика Иешуа бин Нуна, святого мудреца и воина. Иные, однако, видят Аризаля перевоплощением Бецалеля бен Ури — создателя нашего первого, переносного Храма в пустыне. Я эти карты тасовать не умею и мог бы только спросить: если так, то кто кому при беседах с Элиягу рассказывал новости высших миров?
Я отыскал ссылку на разницу между системами двух Учителей: Аризаль — это как бы чистый сгусток света, посланец Создателя; его каванот в первую очередь приближают человека к своему Истоку, ко Всевышнему. А Рашаш — тот, кто, можно сказать, уже изрядно пожил в нашем земном мире — и его каванот в несколько большей степени идут от человека. Они активней настроены на соучастие человека в творении миров. Впрочем, это же читал про самого Аризаля. Если сможете, растолкуйте мне, что всё это означает?