Первое испытание

В десятом поколении после Ноаха на свет появляется Аврам (впоследствии Авраам), будущий основоположник этического монотеизма, впервые осознавший, что миром управляет его Творец, Высший Разум — Единый Б-г. В награду за этот интеллектуальный подвиг, совершенный в языческом окружении и с риском для жизни, Всевышний «открывается» Авраму и велит ему отправиться в неведомую страну, где от него произойдет великий народ.

Аврам уходит вместе с женой Сарай (впоследствии Сара), племянником Лотом, слугами и учениками в Ханаан, где Б-г сообщает ему, что эта земля будет отдана его потомкам. Вскоре в стране начинается голод, и Аврам уходит в Египет. Зная дикие нравы египетских варваров, и опасаясь, что красота Сарай погубит его, он выдает жену за свою сестру. Сарай приводят к фараону, но Б-г поражает египтян тяжелыми язвами, и они отпускают пленницу, не тронув ее. Авраам и Сарай возвращаются со своими спутниками в Ханаан со щедрыми дарами от египтян и многочисленным скотом. Лот отделяется от Аврама из-за ссоры, вспыхнувшей между их пастухами, и поселяется в долине Иордана, в процветающем, но насквозь порочном городе Сдоме. Между местными царями начинается война. Сдом побежден, и Лот попадает в плен. Аврам бросается ему на выручку с горсткой верных людей и одерживает победу. Он освобождает племянника, но отказывается от военных трофеев. Б-г сообщает Авраму в мистическом видении, что его потомки будут порабощены четыреста лет в чужой стране, но затем выйдут из плена «с большим достоянием» и вернутся в Эрец-Исраэль (Ханаан). Сарай бесплодна, и она дает Авраму свою служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. Забеременев, Агарь ведет себя заносчиво. Сарай проявляет строгость, и Агарь уходит из дома, но затем возвращается по велению ангела и рожает Ишмаэля. Б-г дает Авраму и его потомкам заповедь обрезания как знак союза с Ним, меняет имя Аврам на Авраама, а Сарай — на Сару и обещает 99-летнему патриарху, что его 90-летняя жена вскоре родит ему сына Ицхака, его истинного преемника. В тот же день Авраам совершает обрезание себе, 13-летнему Ишмаэлю и всем другим мужчинам в своем доме.

***

«И сказал Г-сподь Авраму: «Уходи из страны твоей, с родины твоей, от семьи отца твоего — в страну, которую Я укажу тебе. И сделаю тебя великим народом…» (12:1-2).

Рабейну Бахье (XI в., Испания) приводит такой мидраш. Когда родился наш праотец Авраам, на востоке засияла звезда и проглотила четыре другие звезды, расположенные в четырех концах неба. Умные советники царя Нимрода сказали ему, что у Тераха только что родился сын, и от него произойдет народ, которому суждено унаследовать этот мир и Мир грядущий. Они посоветовали царю убить новорожденного, а чтобы Терах не возражал, заполнить его дом серебром и золотом.

Нимрод предложил Тераху эту сделку, но тот ответил ему притчей о лошади, которой обещали конюшню, полную овса, если она согласится, чтобы ей отрубили голову. Лошадь ответила: «Дураки вы! Если вы отрубите мне голову, чем я буду есть овес?»

«То же самое и со мной, — продолжил Терах. — Если вы убьете моего сына, кто унаследует серебро и золото?». «Из твоих слов следует, — сказал царь, — что у тебя действительно родился сын!». «Да, родился, — ответил Терах. — Но он умер».

Поняв, что Нимрод поверил ему, Терах спрятал маленького сына на три года в пещере. Всевышний проделал в стенах пещеры два окна: через одно окно Он снабжал младенца растительным маслом, а через другое — мукой.

Когда Аврааму (тогда его звали Аврам) исполнилось три года, он вышел из пещеры. Оглянувшись вокруг, он спросил себя, кто создал небо и землю, кто создал его самого. Видя, как могучее солнце поднимается на небосклоне, он весь день молился ему, пока не наступил вечер, и солнце спряталось за горизонтом на западе, а вместо него на востоке появились луна и звезды. «Это, должно быть, и есть владыка мира, — сказал Аврам, глядя на луну, — а вон те (звезды) его свита».

Так он провел ту ночь в молитвах, обращенных к луне. Однако утром он заметил, что луна исчезла с небосклона на западе, а на востоке снова взошло солнце. Тогда Аврам понял, что не солнце и не луна являются повелителями мира, и что подлинный властелин — это Б-г, Творец всего сущего, включая солнце и луну. Отныне он будет молиться только Ему, Единому Б-гу. Затем он отправился к отцу и спросил его, кто создал небо, землю и его самого. Отец ответил, что все это создано его богом. Аврам попросил показать ему этого бога, и отец выполнил просьбу сына — показал идолов, олицетворявших того божка, которому он поклонялся.

Тогда Аврам попросил свою мать приготовить вкусные блюда для отцовских идолов. Мать выполнила его просьбу, и он поставил блюда перед самым большим идолом. Идол никак не реагировал.

Аврам вернулся к матери и попросил ее приготовить более изысканные блюда для главного идола. Просьба была выполнена, и Аврам вернулся к идолу и поставил перед ним более вкусную еду. Однако никакой реакции снова не последовало — идол молчал и не двигался.

И тут «шехина», Б-жественное провидение опустилось на Аврама, и он заявил: «У них есть рот, но они не могут говорить». Затем он разбил молотком истуканов, не тронув лишь самого большого, главного идола. Аврам отодвинул его в сторону и вложил в его безжизненную руку молоток.

Когда Терах вернулся домой и увидел разбитых идолов, он сразу понял, что это сделал его маленький, но не в меру инициативный сынок. Но Аврам отказался признать свою вину и заявил отцу, что его главный идол рассердился на других идолов и в гневе разбил их молотком: «Видишь, этот молоток в его руке».

Терах оторопел: «Глупости! Идолы не живые. В них нет духа жизни. Это знают все. И они не могут ничего делать, тем более бить молотком. Разве ты не знаешь, что я их сам изваял».

Именно этих слов и ждал Авраам. Он посмотрел в упор на отца и медленно произнес: «Пусть твои уши слышат то, что сказали твои уста. Если, как ты утверждаешь, твои божки бессильны и не могут двигаться, почему ты сказал, что они создали небо и землю? И вообще, почему ты поклоняешься им?!»

Однако сей аргумент не произвел впечатления на Тераха. Он отправился прямо к царю Нимроду и доложил ему о том, что сотворил его непутевый сынок — дискредитировал и уничтожил государственных идолов.

Нимрод вызвал к себе Аврама и потребовал ответа: почему он разбил отцовских божков? Отважный мальчик повторил все то, что сказал отцу: мол, не я разбил их, а самый большой идол — вот и молоток в его руке. Нимрод не смог возразить вразумительно, и тогда Аврам прямо заявил царю: «Почему ты не признаешь настоящего Б-га, сотворившего небо и землю, а поклоняешься истуканам, слепленным из глины или вырезанным из дерева?»

«Я сотворил небо и землю своими собственными руками», — грозно произнес Нимрод.

«В самом деле? — насмешливо спросил Аврам. — Неужели ты можешь что-либо создавать? Когда я вышел из пещеры, то увидел, как солнце поднимается на востоке и садится на западе. Если ты можешь изменить его маршрут: заставить солнце вставать на западе и садиться на востоке, тогда я признаю тебя Творцом и буду тебе поклоняться. Но если ты не в состоянии это сделать, то Давший мне силу разбить идолов, даст мне также силу убить тебя».

Выслушав Аврама, Нимрод повернулся к своим советникам и спросил их, что ему делать с этим взбунтовавшимся мальчишкой.

Советники тут же вспомнили, о ком идет речь. Этот мальчишка, сказали они царю, есть не кто иной, как тот самый сын Тераха, родившийся у него три года назад. Он будет основателем народа, которому суждено унаследовать этот мир и Мир грядущий. Короче, с ним надо поступить так, как он поступил с идолами Тераха.

Нимрод без промедления велел бросить Аврама в огнедышащую печь. Но произошло чудо. Всевышний сжалился над своим любимцем и спас его с помощью откровенного чуда. Аврам вышел живым и невредимым из печи, как сказано в Торе: «Я — Б-г, который спас тебя из печи Ура Халдейского».

По мнению некоторых мудрецов, это было первое из десяти испытаний, которым Б-г подверг нашего праотца Авраама и которые он успешно выдержал.

1

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора