Свет жизни

Супруга посетовала: «В газете одна за другой биографии евреев, прославившихся среди народов — артистов, бизнесменов, учёных… Их расхваливают, предлагают в образцы для подражания. А что читатели будут знать о тех выдающихся людях, кто шёл путём своего народа?»

Заяц прав. Вспомнил я блестящего «Шифера» Высоцкого: «Вот прекрасно, ты и защитишь!», услужливая память подбросила: «не боги горшки обжигают» — и решил я попытаться заполнить лакуну. Только, чур, не обещаюсь, что каждый раз,- мало ли какая глупость в голову забредёт… Попробую кратко рассказать о некоторых мудрецах и праведниках нашего народа. О тех, кому на самом деле не стыдно подражать.

Начну с человека, которого я, пусть шапочно, знал лично и о ком уже писал — рава Ицхака Зильбера, благословенна память о праведнике. Прошу извинения за повторы.

Лично я с равом Ицхаком встречался лишь раз — он проводил хупу моих друзей. И несколько раз перезванивались в последний год его жизни, на его столе лежала распечатка моих стихов в ожидании раввинской оценки. Не сомневаюсь, некоторые рав успел прочитать, но, в силу своей предельной добросовестности, хотел осилить все — а здоровье ослабло… В итоге благословение на издание книги дал его сын и продолжатель дела, нынешний глава созданной равом Ицхаком организации Толдот рав Бенцион.

010ggggggggg

Супруга с детьми начинали погружение в еврейство с семинара, который вёл рав Ицхак. Начну с впечатлений жены — как-никак, вдохновительницы всей серии. «Мы были ещё совсем «свеженькие», даже не знали, кто такой рав Зильбер. Он говорил очень просто, «на пальцах» объясняя, что есть Б-г. Рассказывал о себе, показывал, как бегал в лагере с вёдрами воды (чтобы успеть набрать заранее воду для лагеря и в Шаббат «отлынивать»). Было очевидно, что это — праведник». Я спросил: как же это видно было? Жена замялась, подбирая слова. «Знаешь, он был самим собой, совершенно не играл и не изображал чего-либо; он был именно такой, каким должен быть».

Наверное, женская интуиция подсказала наиболее чёткое определение праведника: это тот, кто адекватен самому себе. Всевышний заложил в нас такого масштаба, такой тонкости, такой беспредельности душу, что человек, становящийся самим собой, несомненно свою праведность проявит. «Свеча Б-га — душа человека». Горит эта свеча светом жизни, светом «образа и подобия Б-жьего». Оттого праведный человек всегда скромен — он ощущает свою личность, свою способность светить — отражением огня великого.

Вспомнилось одно из моих любимых маленьких стихотворений — возможно, оно тоже расскажет о праведности? Тем более, сейчас как раз время светлячков.

Взлетают светлячки и огонёчки тают;
Так наши дни и наши вечера:
Над скошенной травой на крылышках взлетают
И вот уже отходят во вчера.

Мы, люди, мотыльки и светлячки порою,-

Так повторяй по десять раз на дню:

Есть только путь один над полем и горою —

Найти тропинку к вечному огню.

Рав Ицхак родился 22 июля (3 Ава) 1917 в Казани, между двумя «великими российскими революциями». Не знаю, в какой час — если вечером, то день рождения мы с ним празднуем вместе. Время траура в преддверии 9 Ава. Снова из памяти строчка о советском еврее: «Я пришёл из страны «Трагедия»…

Есть такая формула у евреев: «Перед тем, как послать болезнь, Всевышний создаёт противоядие». Человек, который через десятилетия станет лидером возвращения русскоязычных евреев к своим корням, пришёл в этот мир тогда, когда начиналась самая масштабная, самая «успешная» попытка оторвать евреев от источника их Торы. Отец его, рав Бен-Цион Зильбер (Циюни), был тогда раввином Казани. По отцовской и материнской линии многие предки — раввины городов, кабалисты, авторы книг. В генеалогической линии выдающегося рава Мойше-Мишл-Шмуэль Шапиро, отца матери рава Ицхака — величайший кабалист рабби Ицхак Лурия, Аризаль.

К слову, Зильбер («серебро») — это не настоящая фамилия, фамилия его отца — Циюни. Отец её сменил в начале Первой Мировой, чтобы избежать службы в царской армии. Перспектива защищать «правое дело» царя-антисемита, патрона «Союза русского народа», армия которого вышвыривала евреев из их домов в районах, прилегающих к фронту, обрекая в лучшем случае на нищету — отчего-то не вызывала у евреев энтузиазма. По оценке Солженицына, депортировано было 500000 человек. Загоняли всех подряд в вагоны и отправляли в неизвестность. В том числе — семью родителей рава Ицхака.

«Не имя красит человека, а человек красит имя». Добрые дела трёх поколений Зильберов привели к тому, что фамилия закрепилась за потомками.

Чтобы представить себе способности нашего героя, приведу пару примеров. В советскую школу он не ходил, учил его дома отец и изредка приглашённые учителя — но в 18 поступил в Казанский Химико-технологический институт, вскоре перевёлся в Казанский Университет на физмат, который закончил с отличием. Специализировался в области высшей алгебры и теории чисел и, вернувшись после работы сельским учителем в Казань, стал близким учеником великого математика академика Чеботарева. Написал работу по теории чисел и собирался было послать её Эйнштейну… Знаете, что остановило? «Понял, что если я стану известным математиком, мне будет ещё труднее вырваться из СССР».

Трудоспособен невероятно. В 13 лет пошёл учиться на слесаря, с 14 работал. Причём нашёл место, где ему позволили не выходить по субботам — а в компенсацию юноша вкалывал… не 36 часов в неделю, как остальные, а 60! 5 дней в неделю с 8 утра до 8 вечера. До того — молился и занимался Талмудом. Стал слесарем высшего, 6 разряда. А позже, уже в лагере, куда вредного преподавателя не только «кошерной» математики, но и «некошерного» Талмуда упекли на 2,5 года по обвинению в «мелкой спекуляции», рав Ицхак проделал небольшой эксперимент. Путь с вёдрами от реки до лагеря занимал час. Он стал его пробегать — хватало 45 минут. И вот— в эти сэкономленные 15 минут он забегал в барак, где в тайничке хранились чудом пронесённые в лагерь несколько книг, и — учился. Рав показывал, как умеет читать в темноте, освоил это в лагере, где учился по ночам, почти в полной тьме.


Так вот, с таким «классическим еврейским образованием»: утром до каторжной работы, в войну — в тулупе со спрятанными в рукава от пронизывающего холода руками, всегда тайком (изучение Торы было строжайше запрещено, особенно молодым) — переехав наконец в Израиль, рав Ицхак становится «хеврутой» с великим раввином Шломо-Залманом Ойербахом! Помню изумление «светского Израиля», когда, в 1995-м, на похороны этого, почти неизвестного «светским» раввина, всегда избегавшего официальных постов и тихо жившего в иерусалимском квартале Шаарей Цедек, собрался миллион человек. Чтобы на равных учиться с одним из величайших мудрецов века, нужно быть гигантом Торы.

image3hhhhhhhhh

Одно можно сказать с уверенностью, «хеврут» объединяли человеческие качества: открытость людям, чрезвычайная деликатность, чуткость и приветливость. Рав

Ойербах, например, был очень дружен с равом Куком (который когда-то проводил его хупу) — несмотря на то, что они принадлежали к разным «лагерям». Ещё — объединяла хеврут готовность служить людям и приближать их к Создателю. Что, наверное, есть самая трудная из всех «служб» — и величайший подарок, который один человек может сделать другому?

image2hhhhhhhhhhhh

Рав Ицхак не ставил себе «памятники», его книги — это неторопливый рассказ о людях, идеях и событиях, а его комментарии к Торе выглядят элементарными. Никогда не слышал более доходчиво устроенных уроков Торы, чем его уроки. Чтобы разглядеть за этим всеобъемлющие знания и предельную точность, нужно вглядываться очень внимательно. Он просто служил Б-гу и людям. Мудрость, величайшая тораническая и «общая» культура автора, его образованность словно бы прячется, чтобы не давить на — слушателя, читателя, собеседника. Его железный характер во всём, что связано с заповедями (даже в лагере соблюдал Шаббат и ел лишь кошерное!), его знания — это было только между ним и Б-гом. А к людям всегда повёрнуто лицо человека простого, доброго и бескорыстного, готового простить многие их прегрешения и недостатки и считающего их — хорошими. Часто — несмотря ни на что. Не одичавших окончательно это порой обезоруживало. И — приводило к добру. К Б-гу.

5-1

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора