В этом завершающем разделе книги «Ваикра» Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты.
Эти наказания, цель которых — побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету — «арахин», когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей «рыночной стоимости», стоимости своего скота, дома или другой собственности.
***
«Если по установлениям Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их, то…ходить буду среди вас, и буду вам Б-гом, а вы будете Моим народом» (26:3, 12).
Во время чтения праздничной молитвы «Алель» мы говорим: «Камень, который отвергли строители, стал краеугольным». Это стих из книги Псалмов («Теилим»). В оригинале «краеугольный камень» звучит как «рош-пина», дословно, голова или вершина угла.
Что такое краеугольный камень? Это основа, основание, камень в фундаменте. Но ведь «вершина» — это нечто далекое от основания.
Возможно, в словосочетании «рош-пина» скрыто какое-то другое значение?
Каменщики обычно предпочитают кубовидные камни, форма которых хорошо вписывается в любую конструкцию. Все прочие камни для них — «отвергнутые».
Философ и историк Лев Гумилев так говорил о евреях: «Еврейского этноса как такового, как единого нет. Одно время был, но очень давно. Есть еврейский супер-этнос, то есть сочетание разных этносов, объединенных элементами сходства. Мы знаем еврейский этнос во времена Авраама, Исаака и Иакова. Они были шумеры и вышли из Ура халдейского. Эти предки, чисто легендарные предки (хотя исторические прототипы у них были), были концом определенного этнического витка и исчезли вместе с гиксосами, слились с ними, когда вошли в Египет. Моисей создал новый этнос в XV веке до н.э., который просуществовал до вавилонского пленения, до того как ассирийцы уничтожили Израиль, а вавилоняне-халдеи уничтожили Иудею. После этого еврейский этнос (еще именно этнос) существовал как реликт среди других этносов, не развиваясь, а только взаимодействуя с другими этносами».
Для Гумилева, как и для многих других историков разных стран, евреи — это бесполезный «реликт», «камень, который отвергли строители». Мы не вписываемся ни в какую историческую концепцию.
Но в строительной конструкции есть одно место, для которого аккуратный квадратный камень не подходит. Когда строящееся здание подводится под свод или арку, его замко́вым или ключевым элементом может быть только остроконечный камень, который свяжет воедино все другие камни этого здания.
Еврейский народ и есть этот ключевой камень, конек на крыше мира. Именно мы, евреи, «гадкий утенок» человеческого общества, «реликт» истории, станем, уже становимся «рош-пина», краеугольным камнем, который уже никто не посмеет отвергнуть.
От всей души
«…И будете есть хлеб свой досыта» (26:5).
Почему «хлеб свой», а не просто «хлеб»? Прежде чем ответить на этот вопрос, рав Хаим из Воложина (1749 — 1821 гг.), ведущий ученик Виленского гаона и основатель знаменитой Воложинской иешивы, приводит комментарий РАШИ: «Вы будете сыты даже от небольшого количества хлеба». Другими словами, Б-г благословит вашу пищу таким образом, что даже ее малое количество будет насыщать вас.
Но тогда возникает опасность, что это благословение будет побуждать людей давать меньше хлеба (или денег на хлеб) беднякам, выделять меньше средств на пожертвования. Мол, зачем тратиться? Тора обещает, что досыта накормить бедняка можно и на грош.
Поэтому сказано «хлеб свой». Тебе самому хватит и немного хлеба, однако нуждающимся давай щедро, полной мерой, как будто на них благословение «и будете есть хлеб свой досыта» не распространяется.
Рав Исраэль Салантер (1810 — 1883 гг.), основатель еврейской этической системы «Мусар», говорил, что «апикорсус», неверие в Б-га, особенно наглядно проявляется в отношении к другим людям.
Например, когда бедняк просит о помощи, надо отнестись к этой просьбе так, как будто он умрет от голода, если не помочь ему немедленно.
Вера в обещание Б-га благословить пищу в твоем желудке уместна только применительно лично к тебе, к твоим собственным кулинарным привычкам. Тора действительно призывает к умеренности в еде, что не только похвально, но и полезно для здоровья.
Но когда речь заходит о человеке с протянутой рукой, об этом обещании надо забыть, и дать ему сполна и от всего сердца, как будто ему больше не от кого ждать помощи.
Побег от реальности
Главная тема раздела «Бехукотай» — «тохаха», суровые предостережения о тех наказаниях, которые постигнут еврейский народ, если он не будет выполнять договор, заключенный с Б-гом у горы Синай, откажется следовать законам Торы и с гордостью нести миссию избранного народа. При публичном чтении свитка Торы, которое проводится во время утренней субботней молитвы, недельный раздел делится на семь частей, к каждой из которых вызывают кого-нибудь из присутствующих.
Однако в этот шаббат этот порядок будет нарушен: к чтению предостережений никого не вызовут. Габай, следящий за порядком Б-гослужения, лишь молча кивнет чтецу, и тот продолжит читать, тихо и быстро, почти скороговоркой, как будто стремясь скорее проскочить этот тяжелый отрывок, полный грозных предупреждений и описаний страшных несчастий. Некоторые люди боятся слушать его и выходят на это время из синагоги.
Хафец-Хаим, духовный лидер религиозного еврейства начала прошлого столетия, осуждал такую практику. Он говорил, что «баал-коре» (чтец) не должен понижать голос и проглатывать слова при чтении этих страшных угроз. Ведь многие его просто не услышат.
Свою мысль Хафец-Хаим пояснял такой притчей. Одному человеку, собиравшемуся в долгий путь, посоветовали не идти опасным маршрутом, где водились дикие звери и случались разбойные нападения. Но путешественник игнорировал предупреждение: он завязал себе глаза, чтобы не видеть опасностей и не бояться. «Глупец! — прокомментировал Хафец-Хаим. — Он не только не уменьшил опасность, а наоборот, усилил ее, потому что лишил себя возможности своевременно увидеть ее и принять оборонительные меры».
«То же самое происходит и с малодушными евреями, которые стараются не слышать грозных предупреждений Торы. Они думают, что тем самым избавятся от наказания. Однако кара все равно настигнет их, вдобавок с гневом Всевышнего за то, что они не желают слушать Его».