Шауль — первый из еврейских царей — был помазан на царство пророком Шмуэлем по приказу Всевышнего. После войны с Амалеком, которую Шауль провел не совсем так, как ему было предписано: оставил в живых царя Агага и лучший скот амалекитян, — Всевышний лишил Шауля царского величия и могущества, лишил его «качества» «царь», хотя на троне Шауль остался.
Царь Давид, находясь на престоле, тоже совершил серьезное прегрешение в известной истории с Бат-Шевой, но «по качеству» остался царем, а наказан был Всевышним другим образом. (Что значит «лишиться царского качества», почему Шауль нарушил волю Всевышнего, и в чем именно заключалось прегрешение Давида — сложные вопросы, каждый из которых может быть отдельной темой.)
Почему из двух царей, совершивших прегрешение, один «внутренне» перестал быть царем, а другой — нет?
Комментатор Торы Мальбим, отвечая на этот вопрос, называет несколько причин. Две из них понятны по самому содержанию событий.
Первая — это то, что прегрешение Шауля относилось к сфере его царских функций. Если Давид согрешил в личной жизни как частное лицо, то Шауль, можно сказать, сам вывел себя за рамки «служебной компетентности», «не справился» со своей царской задачей.
Вторая причина заключается в реакции Шауля на упреки пророка Шмуэля и в реакции Давида на упреки пророка Натана в связи с их неправедными поступками. Давид сразу признал свою вину и покаялся. Шауль считал, что он «исполнил… слово Г-спода» (Шмуэль, 15:13) и объяснял Шмуэлю, что оставил часть скота для жертвоприношений Всевышнему и сделал это по желанию народа, пойти против которого ему помешала скромность. Шауль осознал и признал свою ошибку только после того как пророк объяснил ему, что в глазах Всевышнего «послушание лучше жертвы» (там же, 15:22).
Анализируя этот вопрос, рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, останавливался на третьей, не столь явной причине лишения Шауля царского достоинства. Рав Шмулевич говорил, что это произошло потому, что служение Шауля Всевышнему (авдут) было неполным, так как он считал возможным «корректировать» приказы Свыше собственными соображениями.
Говоря о том, как наша инициатива должна соотноситься с выполнением заповедей Всевышнего, Гемара в трактате «Брахот» рассматривает следующий эпизод.
Когда царь Хизкияу заболел, навестить его пришел пророк Ишаяу. «Ты умрешь, — сказал он царю, — и не будешь жить» (это не ненужный повтор, а предсказание физической смерти и посмертной гибели души, отсутствия для души Хизкияу Будущего мира). Пророк объяснил царю, что это страшное наказание следует ему за невыполнение заповеди плодиться и размножаться. Хизкияу возразил, что сделал это не без оснований: ему пророческим путем дано было знать, что его потомки будут дурными людьми, и он не стал заводить детей. «Не твое дело тайны мира», — отвечал ему пророк.
Преднамеренное невыполнение заповеди плодиться и размножаться, несомненно, грех. Но трудно ожидать, что за него следует такое суровое наказание. Действительно, дело не в том, что Хизкияу не выполнил заповеди, а в том, почему не выполнил. Объяснение Хизкияу — грех еще более тяжелый, чем невыполнение самой заповеди. Мотивы, по которым он ее не выполнил, хуже невыполнения. Никакие собственные соображения и расчеты не должны мешать человеку выполнить действия, которые предписаны ему Всевышним прямо и четко.
Сайт: http://www.toldot.ru