«Ахарей мот»
После смерти двух сыновей Аарона Б-г велит ему и другим коэнам проявлять осторожность в храмовой службе. Описаны действия первосвященника в Йом-Кипур. После тщательной подготовки, облачившись в специальные одежды, коэн-гадоль вступает в Святая Святых Храма. Он приносит жертвы, включая двух козлов, одного из которых берут по жребию для жертвенника, а второго, «козла отпущения», посылают с грехами всего народа в пустыню, «к Азазелю». Тора требует от всех евреев: 10 тишрея (в Йом—Кипур) «смиряйте души свои и никакой работы не делайте». Далее повторяется строгий запрет употреблять кровь в пищу. Кровь мертвых птиц и диких животных надо покрывать песком или опилками. Тора не разрешает евреям подражать аморальным обычаям египтян и ханаанеев. Перечисляются запрещенные половые связи между родственниками. Резко осуждаются гомосексуализм, скотоложество и принесение в жертву детей.
«Кдошим»
Б-г призывает евреев: «Будьте святы!» — и сообщает заповеди, ведущие к этой цели. Запрещается: поклоняться идолам; есть мясо жертвенных животных после установленного срока; воровать и грабить; нарушать клятвы; присваивать чужое имущество; задерживать плату наемного работника; ненавидеть и проклинать евреев (в первую очередь, своих родителей); сплетничать и злословить; ставить преграды перед слепым — в прямом и переносном смысле; вершить неправый суд; бездействовать, когда евреи находятся в опасности; позорить ближнего и мстить ему; таить зло на ближнего. Нельзя скрещивать разные виды животных и растений; носить одежду из смеси шерсти и льна; снимать урожай с деревьев в первые три года после их посадки в стране Израиля; гадать и ворожить; сбривать бороду и волосы на висках; наносить себе порезы в знак скорби и делать татуировки. Даны также повелевающие заповеди: Б-г призывает евреев «бояться» своих родителей и почитать старших; оставлять часть урожая бедным; любить «ближних» — евреев и «пришельцев» (новообращенных); почитать Храм; уважать мудрецов и знатоков Торы. Перечислены наказания за разврат. Евреи должны вести себя «свято» в семейной жизни; им запрещено подражать другим народам — иначе Б-г изгонит их из Эрец-Исраэль. Тора призывает сынов Израиля соблюдать кашрут в еде в знак их отделенности от других народов.
***
«И положит он (Аарон) смесь благовоний на огонь пред Б-гом…» (16:13).В начале храмовой службы в Йом-Кипур Первосвященник жег благовония в Святая Святых, куда был закрыт доступ другим людям. «Цдуким» (саддукеи), реформисты библейской эпохи, отрицавшие авторитет Устной Торы, утверждали, что благовония надо вначале класть на огонь в кадильницу и лишь затем вносить за завесу. Приведенный выше стих опровергает мнение саддукеев: воскурения следует класть на огонь не снаружи, а внутри Святая Святых — «пред Б-гом». Диспут на эту тему приведен в талмудическом трактате «Йома».
В каждом поколении среди евреев были свои «саддукеи», стремившиеся «обновить» иудаизм, сделать его более «привлекательным». Подражая нееврейскому окружению, они пытались вносить «новшества» и «усовершенствования» в святость Израиля. И в каждом поколении мудрецы Торы и ее хранители вели отчаянную борьбу против этих «усовершенствований».
Сказанное вовсе, однако, не значит, что Тора застряла в мрачном Средневековье. Наоборот, Тора обращается к каждому новому поколению на понятном ему языке, предлагая решения во всех аспектах жизни. Она способна использовать даже самые тонкие научные изыски, чтобы выразить мнение Галахи по той или иной жгучей проблеме современности. Надо лишь помнить, что это мнение выводится из внутреннего императива Торы, а не пересаживается искусственно извне, с чужой идейной почвы. Тора ведет диалог с современностью не на условиях компромисса или беспринципного плюрализма; она не стремится идти в ногу с идеологиями сегодняшнего дня и не следует диктату моды. Тора смотрит на мир с позиций своих вечных, неизменных принципов. Она хранит верность непреходящей и абсолютной Истине.
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: «Говори со всем обществом сынов Израиля и скажи им: Будьте святы, ибо свят Я, Б-г…» (19:1-2).
В русском языке, как и в других европейских языках, слово «святой» отнюдь не обиходное. Оно употребляется чаще всего в шутливо-ироничном или приподнятом, торжественном смысле, а применительно к религии понятие «святости» тесно ассоциируется с монахами и монастырями, с людьми не от мира сего, которые не вступают в брак и живут в уединении. Для евреев «святость» — это повсеместное требование, это не уход от мирской жизни, а сама жизнь во всех ее проявлениях. Хасидский ребе из Коцка объяснял: Б-гу вполне хватает ангелов. На небе их огромное множество. Ему нужны святые люди — здесь, на «грешной» земле.
Не случайно Б-г призывает Моше учить святости «все общество сынов Израиля». На иврите корень «к-д-ш» означает отделенность ввиду отличия по типу. На одном конце спектра вещей и явлений находится Храм, как воплощение святости («кдуша»), как элемент духовной сферы, а на другом конце — аморальный, развратный человек, «кадеш» (проститутку при древних ханаанских языческих храмах называли «кдеша»), духовная деградация которого требовала его отделения от общества, придерживающегося моральных правил.
РАШИ объясняет, что быть «святым» — значит, избегать разврата, воздерживаться от запрещенных связей, описанных в предыдущем разделе. РАМБАН (рабби Моше бен Нахман, Нахманид, XIII век, Испания) утверждал, что концепция святости гораздо шире: она не относится к лишь одной категории заповедей. Это призыв к умеренности во всех аспектах жизни, особенно, в том, что формально разрешено: в еде, отдыхе, супружеских отношениях. Тот, кто просиживает часами за едой, поглощая одно блюдо за другим, нарушает тем самым требование «будьте святы», даже если все продукты отвечают высшим стандартам кашрута, и он произносит все полагающиеся благословения на еду. (Исключение делается для «сеудат-мицва», специальной трапезы, которой отмечают выполнение религиозной заповеди.) Чрезмерное потворство своим желаниям, стремление «побаловать» себя удаляет человека от идеала святости; и наоборот, умение воздерживаться от излишних удовольствий приближает его к этому идеалу. Пророку Ишаягу было однажды видение в духе эпикурейцев: «И вот веселье и радость! Забивают скот и режут овец, едят мясо и пьют вино: ешьте и пейте, ибо завтра умрем!» Но тут же следуют отрезвляющие слова: «И открыто было слуху моему Б-гом: не будет прощен вам грех этот, пока не умрете…» (22:13-14).Та же антитеза звучит и в книге «Коэлет» (Экклесиаст). Задорный призыв царя Шломо: «Радуйся, юноша, молодости своей, и да веселит тебя сердце твое в дни юности твоей, и иди, куда ведут тебя сердце твое и видение очей твоих» сменяется грозным предупреждением: «…но знай, что за все это Б-г приведет тебя к Суду» (11:9).Тот, кто соблюдает лишь букву закона, стремясь использовать каждую возможность для получения удовольствия, может, по словам РАМБАНА, превратиться «в выродка с разрешения Торы». Б-г требует от евреев большего, чем формальное законопослушание. Заповедь быть святым, как сказано в талмудическом трактате «Йевавот», подразумевает «освящать себя в том, что разрешено», избегать не только запрещенного, но и многого разрешенного. В конце концов, физические радости — это не самоцель, а средство достижения духовных вершин, уподобления Творцу, как сказано в сегодняшнем разделе: «Будьте святы, ибо свят Я».
«Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы мои соблюдайте» (19:3).Какая связь между этими двумя повелениями? По одному мнению, связь такова: человек обязан чтить и слушаться родителей во всех случаях кроме тех, когда они препятствуют соблюдению шаббата или других заповедей Торы. Другие комментаторы отмечают, что в Десяти заповедях порядок обратный: вначале нам дается заповедь субботы и лишь затем — почитания родителей. Святость возможна в двух сферах: в действиях и мыслях. Высшим проявлением святости в действиях является мицва почитания родителей. Шаббат, наоборот, — это вершина святости в сфере духа и разума. В разделе «Кдошим» определяется приоритетное направление для тех, кто стремится к святости: действия важнее мыслей. Вначале человек должен освятить свои действия и лишь потом он может претендовать на святость мыслей и духа.