Марк Аврутин
75-летию восстания в Варшавском гетто посвящается
Когда горело гетто,
Когда горело гетто,
Варшава изумлялась.
И было столько треска,
И было столько света,
И люди говорили:
— Клопы горят.Ал. Аронов
Утром 19 апреля 1943 года началось немецкое наступление с целью уничтожения Варшавского гетто.
Первый удар был нанесен по позициям «Еврейской боевой организации» (Z.О.В.), возглавлявшейся Мордехаем Анилевичем. Её бойцы сопротивлялись до 16 часов дня, и этим единственным боем фактически исчерпывается участие Z.О.В. в восстании.
Все руководители Z.О.В. покинули гетто через обнаруженный ими канализационный проход. При этом они отказались взять с собой нескольких беспартийных евреев, просивших о помощи, а также бросили группы своих бойцов, с которыми не было связи. Лишь один Мордехай Анилевич отказался уходить. Когда его бункер был окружен немцами, он застрелился. Так кто же продолжал воевать с немцами?
На самом деле, в гетто существовали две боевых группы, и основную роль в восстании сыграла «Еврейская военная организация» (Z.Z.W), ядро которой составили представители ревизионистских организаций – офицеры польской армии Крайова (АК). В Варшавском гетто, как и в довоенной Польше, как и в современном Израиле, существовали сторонники сионистов-социалистов и сторонники Жаботинского. В гетто сторонников Жаботинского его политические противники называли «милитаристами», а себя считали «пацифистами».
Ещё в ноябре 1939 года, к одному из руководителей польской подпольной организации «Войсковы звионзек валки збройней» («Военная организация вооруженной борьбы»), капитану Генрику Иванскому, пришли четыре еврея – офицеры польской армии, во главе с поручиком Давидом-Мордехаем Аппельбаумом. Они предложили Иванскому создать еврейскую боевую группу, которая станет частью польского подполья.
В конце декабря группа в количестве 39 человек была создана и получила название «Жидовски звионзек войсковы» (Z.Z.W.).
После принесения всеми членами группы присяги Иванский передал им 39 пистолетов. 30 января 1940 года информация о создании Z.Z.W. была передана генералу Сикорскому, после чего тот дал указание содействовать еврейской организации. В 1940-1942 годах ячейки Z.Z.W. распространились по всей Польше.
Ядро Z.Z.W. составили члены трех организаций, входивших в состав ревизионистского движения Жаботинского: «Бейтар», «Эцель» и «Брит а-хаял».
«Брит а-хаял» – международный союз еврейских солдат и офицеров различных армий, был создан в Польше ещё в 1933 году по инициативе Жаботинского. Именно членами «Брит а-хаял» были Давид Аппельбаум и первые подпольщики Z.Z.W.
Летом 1942 года немцы приступили к планомерному уничтожению гетто. Руководитель Z.Z.W. Давид Аппельбаум был предупрежден о предстоящей немецкой акции. В июле 1942 года по инициативе Аппельбаума состоялось собрание актива гетто, на котором предложение выступить против немцев было отвергнуто.
Тогда Z.Z.W. решила действовать самостоятельно.
Большая акция» началась 22 июля и продолжалась до 21 сентября. Пока из Варшавы вывозили в Треблинку и Майданек евреев, члены лево-социалистических сионистских партий никакой подпольной деятельности не вели. И только когда в гетто осталось порядка 50 тысяч человек, а более 300 тысяч уже вывезли, и никто не сомневался — вывезли на уничтожение, Бундом и коммунистами была создана боевая подпольная организация Z.О.В. Но ни оружия, ни людей, умеющих с ним обращаться в Z.О.В, не было.
К началу восстания численность Z.Z.W. составила 500 человек: две роты по 240 человек, вооруженные и экипированные, и две «потенциальные» роты, которые не имели солдат и оружия, — был только офицерский состав. Предполагалось укомплектовать их добровольцами во время восстания. В апреле 1943 года именно так и произошло.
Оружие Z.Z.W. получала из нескольких источников: Корпус Безопасности Армии Крайовой (А.К.), группа А.К. под командованием генерала Родницкого, Польская народная организация за независимость (PLAN). Кроме того, оружие покупали у частных лиц, а в подпольных мастерских делали самодельные гранаты. Всё это позволило вооружить отряды Z.Z.W. почти не хуже других частей А.К. Были у Z.Z.W. и пулеметы, даже один тяжелый, и автоматы, и винтовки, и пистолеты и несколько тысяч гранат.
У Z.О.В на момент её создания было только два пистолета и одна граната. К 19 апреля 1943 года Z.О.В. имела 70 пистолетов, но не было ни одного пулемета, а численность Z.О.В. составила 300 человек. Численность Z.Z.W. достигла к тому же моменту 1500 человек.
Это объясняется тем, что Z.О.В. строилась по партийному принципу. Беспартийных в организацию не принимали. А ряды Z.Z.W. пополнялись добровольцами, вне зависимости от их партийной принадлежности.
Кроме того, Z.О.В. ориентировалась на Советский Союз и на польское коммунистическое подполье. Помощь же польские коммунисты оказать не могли в виду своей слабости и малочисленности. А.К. не помогала этой коммунистической, просоветской организации, что породило легенду, будто бы А.К. не помогала вообще всем варшавским евреям.
Все же, несмотря на отказ, даже в тех трагических условиях левых сионистов объединиться с «фашистами-ревизионистами», было достигнуто соглашение о сотрудничестве. Территория гетто была разделена на два «военных округа», и каждая организация отвечала за свой округ.
До 27 апреля немцы воевали только с Z.Z.W.
27 апреля в гетто через туннель прошел отряд майора А. К. Генрика Иванского и атаковал немцев. Одновременно, немцев атаковали на Мурановской площади бойцы Z.Z.W. Когда оба отряда соединились, бойцам Z.Z.W. было предложено выйти из гетто и перейти на «арийскую» сторону. В этом, собственно, и состоял смысл этой операции А.К. Но, поскольку связь со многими группами Z.Z.W., находящимися в других местах, отсутствовала, Давид Аппельбаум отказался выходить. Вышли лишь 34 человека, чтобы вынести раненых.
Поляки несколько часов прикрывали их отход и понесли большие потери. Сам Иванский был ранен, а его сын Роман и брат Эдуард – погибли. Но большие потери понесли и немцы.
В этих же боях 27 апреля был тяжело ранен и Давид Аппельбаум. 28 апреля он скончался.
Таким образом, основную борьбу с немцами вели не «пацифисты» Z.О.В., а «милитаристы» Z.Z.W. Единственным из руководителей Z.Z.W., оставшимся в живых, был Давид Вдовинский.
А из руководителей Z.О.В погиб лишь один Анилевич. Деление на «пацифистов» и «милитаристов», к сожалению, остаётся актуальным и для современного Израиля.
Апрель 2018
Очень интересный и, одновременно, печальный очерк. Много читал о Варшавском гетто, но о том, что там были две боевые организации, не нашедшие общего языка, не знал. Поражет, что и в смертельной ситуации у евреев были разногласия. Это какой-то странный феномен, который трудно объяснить. Подвиг Анилевича ( он сам проник в гетто, чтобы организовать борьбу) восхищает. Спасибо, Марк.
Просто, Лёва, про подвиг Аппельбаума известно гораздо меньше, потому что мало чего сделавшие, но спасшиеся руководители группы Анилевича растрезвонили про свои подвиги и умолчали про настоящие подвиги группы Аппельбаума, и о поляках, в основном, с их же легкой руки известно, что они злорадствовали тому, что евреи, как клопы, горели. А они не только оружием снабжали, но и собой жертвовали.
И сегодня ,к большому сожалению, всё остается точно также.Так было, так есть и ,наверное, будет. Сложный народ,с тяжелой судьбой. История Ничему Не Научила .!!!!!!.