Или: Куда марширует ХАМАС?
Из серии «Диалоги у телевизора». Беседа десятая
К видеоколонке «Граница на замке»
Беседуют Владимир Янкелевич (Израиль) и Лев
Мадорский (Германия)
Лев. Сегодня, когда мы беседуем с тобой, Владимир, пошёл четвёртый день так называемого «Марша возвращения». «Марш» показал, что «Прогнило что-то в Датском королевстве», то бишь в Газе, гнойник лопнул и, растекаясь, приблизился к заградительному забору. Хамасовский Лидер Яхья Синуар в привычно-угрожающем тоне сформулировал цели акции: «Безработные, которые не находят себе работу в Газе, нашли работу у забора — сжигать вашу технику и стрелять по вам с нулевой дистанции».
Действительно, в первые два дня хамасовцы вели себя агрессивно, пытались разрушить забор и даже стреляли по военнослужащим ЦАХАЛа «с нулевой дистанции». Однако, на третий день, получив серьёзный отпор (по разным оценкам от 10 до 16 убитых террористов), они стали осторожнее и если приближаются к забору, то без оружия. Большинство же участников «марша» предпочитает отсиживаться в палатках на значительном расстоянии.
Впрочем, мои вопросы связаны не столько с маршем и его возможными последствиями, сколько с реакцией на происходящее в мире и, особенно, в Египте. Ты недавно сказал, что Израиль и Египет по вопросам, связанным с отношением к ХАМАСу, «в одной лодке».
Как объяснить, что, несмотря на это, Каир выступил (цитирую СМИ): «… с резким осуждением применения насилия Израилем в отношении палестинских жителей сектора Газа» и поддержал инициативу ПА собрать экстренное заседание Лиги арабских государств (ЛАГ)? Не боится ли «страна пирамид», что ЛАГ осудит не только «сионистское образование», но и сам Египет, который проводит в отношении Газы блокаду ещё более жёсткую, чем Израиль? Каковы твои прогнозы в отношении позиции Саудовской Аравии на этом заседании? Могут ли Сауды поддержать Израиль?
Владимир. Лев, в Египте с 26 по 28 марта проходили выборы президента Египта. Активно действовало созданное в 2017 году там было «Гражданское демократическое движение Египта». Демократия, они предполагают, именно то, что необходимо Египту прямо сейчас. Так вот в качестве демократических действий они объявили о намерении бойкотировать выборы и призвали всех присоединиться к бойкоту, назвали предстоящее голосование «фарсом» и «абсурдом, граничащим с безумием». В итоге явка на выборах была 41%, что для Египта очень мало.
Вновь избранный ас-Сиси принесет присягу перед Палатой представителей в начале июня 2018 года. Сейчас идет переходный период. Президент тот же самый, но и проблемы те же самые.
Перед выборами ас-Сиси добился решения о возврате островов Саудовской Аравии. Этим он дал зеленый свет совместным с Саудовской Аравией проектам развития и прекрасный повод для обвинений всевозможными египетскими оппозиционерами. Те говорили, что острова Тиран и Санафир «это наше все» и объявили ас-Сиси израильским агентом, «сыном еврейки», продавшего египетскую землю Саудовской Аравии и готовящегося завтра продать Синайский полуостров Израилю.
Напомню, в чем там дело. Эти острова принадлежали Саудам. В 1950 году острова были переданы Насеру как бы для «защиты их от Израиля», на самом деле для организации морской блокады Израиля. У самих Саудов для этого не было сил. В итоге после Шестидневной войны острова оказались под контролем Израиля, и вернулись в Египет в рамках Кэмп-Дэвидского мирного соглашения.
Ас-Сиси сегодня нужно решить внутриполитические проблемы, и видимо поэтому у него сегодня не самое лучшее время, чтобы во всеуслышание поддерживать Израиль. Но у него нет альтернативы, «Братья мусульмане», а с ними Газа и Турция с Ираном друзьями ему не станут.
Поэтому то, что говорит Египет, это, на мой взгляд, сиюминутная реакция на внутренние политические проблемы. Ас-Сиси с ними должен справится. Нужно следить не за тем, что говорит, а за тем, что делает Египет. Например — ослабляет ли блокаду Газы, прекращает ли борьбу с исламскими группировками на Синае…
А раз этого нет, то слова уже унес ветер.
Куда? Естественно в Лигу арабских государств.
3 апреля 2018 года было открыто чрезвычайное заседание Совета Лиги арабских государств на уровне делегатов для обсуждения преступлений израильской оккупации против палестинского народа. В такой формулировке обратилась к Лиге Палестина. На сессии председательствует Саудовская Аравия.
В Лиге сегодня состоят 23 государства.
Вроде серьезная сила, если не вглядываться в состав. Например, в состав входит Катар, который, мягко говоря, не в ладах с суннитскими монархиями. Йемен, находящийся в состоянии войны с Саудами. Сирия, которую в ЛАГ представляет оппозиция режиму Б. Асада. Ирак, который в противостоянии «Сауды — Иран» на стороне Ирана…
В этой демократической структуре «все равны»: одна страна — один голос, «но некоторые равнее». Как-то сложно поверить в равенство Саудовской Аравии с ВВП на душу населения (ППС) в 55 300 USD с Ливией, где соответственно 6 400 USD и Джибути с 3 600 USD. Может и равны, конечно, но в это плохо верится.
Когда-то внутренние противоречия в Лиге могли быть преодолены и создано подобие арабского единства на общей задаче — на противостоянии Израилю. Сегодня же Израиль перестал быть враждебной страной. Не всем, конечно, но очень многим. Для вражды есть Иран, есть Йемен, есть внутренние экстремистские группировки… В прошлом Израиль, Иерусалим и палестинцы были основным объединяющим фактором, сегодня же это иллюстрация разделения.
Примером может служить отношение к Хизбалле. Несмотря на ее последовательную антиизраильскую позицию, Лигой она признана террористической организацией.
Да и что ЛАГ может сделать?
Когда-то могли объявить нефтяное эмбарго Западу. А сейчас? Как говорится, «Не смешите наши Искандеры». Так что, выскажут озабоченность и попросят проявлять сдержанность.
Лев. 30 апреля по инициативе ПА и Кувейта прошло заседание СБ ООН (израильская делегация во главе с Дани Даноном отсутствовала в связи с праздниками), на котором обсуждались события хамасовской акции.
Как ты оцениваешь его результаты, учитывая, что резолюция осуждающая Израиль за «чрезмерное применение силы» не была принята? Что можно сказать о позиции ЕС и России?
Может ли «марш» принять хронический характер или, во всяком случае, продолжаться до дня 70 -летия образования еврейского государства? Приблизил ли этот «марш» возможность военной конфронтации между ХАМАСом и еврейским государством?
Владимир: ХАМАС в тупике. Трафик синайских туннельных поставок перекрыт, туннельная и «кассамовская» войны с Израилем практически скончались. Желающих платить им… А за что? БАПОР начали наконец проверять, разбираться, на что они тратят деньги. Да и Абу Мазен сам без денег, зачем ему платить ХАМАСу? Катар подбросил денег, но у него у самого проблемы. Кому он нужен, этот террористический анклав? Стала реальной перспектива полностью исчезнуть из повестки дня. И вот ловким ходом ХАМАС снова стал темой новостей, о нем говорят. То есть они свою задачу выполняют.
Что теперь им еще надо? Например выстрелить по Израилю так, чтобы в ответ получить еще с десяток трупов, и для ХАМАСа лучше всего, если это будут старики, женщины и дети. Вот тут они и поднимут мутную волну.
Справочно: более 10 000 йеменцев были убиты и 53 000 ранены с начала войны в Йемене.
Как и сколько это будет продолжаться сказать сложно, но думаю, что пока ХАМАС не добьются своей цели. Есть откликнувшиеся на их дело. Есть, как не быть. Есть. Всегда есть жалеющие террористов, живущие в парадигме кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!».
Давайте, но тогда из террористов ХАМАСу придется «переквалифицироваться в управдомы».
P.S. В Израиле скучно не бывает
Вот сейчас милая левая организация «Бецелем» начала новую агитационную кампанию. Естественно — призывающую израильских военнослужащих не стрелять в «безоружных митингующих в секторе Газа». Кампания проходит под девизом: «Прости, командир, я не выстрелю». Это своего рода рекорд.
Господа левые, которые себя с «Бецелем» не отождествляют, заблуждаются. Тренд определяется не по ним, а по аксиоме Юрия Моора:
«политика партии определяется ее самым левым членом – как скорость каравана – самым медленным в нем верблюдом».
Источник — Мастерская