Сотворение мира и человека

Продолжение. Начало в № 759

«Принести духовное в мир призван мужчина. Возвысить мир предназначено женщине. Там, где каждый играет свою партию, господствует гармония».

Любавичский Ребе

Сочетание мужчины и женщины как единство «противников» выявляется из их названий на святом языке: мужчина — «иш» (алеф-йод-шин) и женщина — «иша» (алеф-шин-хей). Рассмотрим оба эти слова. Они близки по звучанию (господствует шипящий звук «ш-ш-ш»), оба состоят из трех букв, две из которых (алеф и шин) — общие, оба начинаются с одной и той же весьма значимой буквы «алеф» (первой буквы святого языка) и, наконец, имеют близкие, но, тем не менее, не совпадающие) числовые значения (311 и 306 соответственно).

Господствующий звук обусловлен буквой «шин». Эта буква по написанию близка к русской букве «ш», и три её вертикальные ветви соответствуют на иврите трем аспектам человека: человеческая душа, общая животная (живая) душа и тело (материальный «дом» этих душ). Наличие общей буквы «шин» указывает, что эти три категории присущи и мужчинам, и женщинам в равной степени (интересно, что эта буква символизирует понятие «безрассудство», то есть все мы подвержены этому качеству).

Буква «алеф» первая и наиболее значимая в алфавите, она является символом Его присутствия («Алуф»). Характерно, что эта буква (символ) не только присутствует в обоих словах «иш» и «иша», но они начинаются с нее. С той же буквы начинаются слова: человек («адам»), святые слова — Адонай (Господь) и Элохим (Б-г) и, наконец, с нее же начинается первое имя Б-га — Эхие. Этим Тора подчеркивает подобие мужчины и женщины образу Б-жию. Это же следует и из каббалистического соответствия буквы «алеф» понятию «учение, приобретение знаний извне», то есть потенциальные способности обоих полов к восприятию знаний тоже одинаковы.

Однако и различия между ними весьма существенны, что следует из все же неодинакового написания вышеприведенных слов. Так, слово «иш» (алеф-йод шин) содержит в середине (то есть одинаково распространенную и на алеф, и на шин) весьма характерную, мужскую, букву «йод», а слово «иша» заканчивается не менее характерной, женской, буквой «хей». Обе эти буквы («йод» и «хей») связаны со способностью к самостоятельному творческому познанию. Буква «йод» (мужская буква) соответствует понятию «схватывание», быстрое «схватывание» замысла, сути и назначения какой-либо конструкции или явления и генерацию идей как в технической, так и в духовной сфере.

Это качество в среде ученых именуется «романтикой» — прокладыванием тропинок в неизвестной области или путей в неведомое вообще. Затем за романтиками следуют ученые-классики, которые преобразуют проложенные романтиками тропинки в шоссейные дороги. Буква «йод» — символ категории «хохма», которую весьма приблизительно можно перевести, например, как мудрость царя Соломона или прозорливость Эйнштейна.

В отличие от этого, женская буква «хей» близка к способностям «классиков». Другими словами, если романтик открыл (первым увидел) лес, то затем пришедший в этот лес классик видит и описывает каждое из его деревьев, но самого леса, его контуров, уже не видит. Кроме того, мозг мужчины способен в каком-либо предмете или замысле быстро увидеть дефект и сообразить (сгенерировать идею), как этот дефект убрать. Однако женщина может лучше и быстрее, чем он, приспосабливаться к новым условиям, воспринимать и осваивать уже готовые предметы и новые духовные убеждения и, главное, распространить их на детей (в этом смысл приведенного эпиграфа). Сказанное вытекает также из прямой связи женской буквы «хей» с уже упомянутой категорией «бина» — «инстинктивное понимание», включающее интуицию, предчувствие и внутреннее видение (ощущение) другого человека. Вследствие этого качества женщина может разобраться в мужчине, а мужчина в женщине не всегда.

Читатель, наверное, уже понял, что автор принадлежит к романтикам, но для познания нужны обе категории — для него вообще не имеет значения, кто был первым, а кто вторым. Открытие, освоение и новое открытие на его основе составляют процесс познания — его гармонию. Так и человеческая пара — мужчина и женщина — обеспечивает стабильность человечества, если они удерживаются в «рамках» своей природы и функций. В современном мире это условие, к сожалению, нарушается женским феминизмом и гомосексуализмом.

Различия между мужчиной и женщиной можно увидеть и в форме написания букв «йод» и «хей». Первая из них подобна запятой, то есть она открыта со всех сторон, в ней нет внутреннего (заключенного внутри ее очертания) пространства. Она вся окружена внешним пространством и как бы «смотрит на мир во все стороны». В отличие от нее, буква «хей» (по форме близка к русской букве «п») содержит внутреннее пространство и «смотрит» не столько на мир, сколько внутрь себя, то есть она более эмоциональна, направлена на свой внутренний мир (в который входит и ее семейная ячейка), но имеет, однако, «канал» сообщения с внешним миром. Как следствие, мужчина реализует себя вовне (политика, наука, техника, философия, военные действия), тогда как для женщины естественна отгороженная от мира семейная ячейка. Характерно также отношение мужчин и женщин к слову: женщина относится к нему как к эмоциональному клапану, мужчина — как к влиянию на внешний мир.

Интересны высказывания Любавичского Ребе: «Женщина должна больше изучать эзотерическую (внутреннюю, познаваемую интуитивно — В. Р.) сторону Торы, чем мужчина… Женщины гораздо более чувствительны. Поэтому муж должен уступать жене при возникновении ссоры… Самый важный аспект жизни Б-г вручил женщине: формирование ребенка от зачатия до рождения и затем повседневное общение и уход за детьми… Ее удел быть основой в доме (акерет хабайит), и в этом нет ничего унизительного. Ей доверено воспитание сыновей и дочерей с момента их зачатия, ибо сказано: «Они едят то, что мать их ест» (если она ест некошерное, то и еще не родившийся ребенок оказывается связанным с нечистотой). От отца вы можете узнать, что должны делать. От матери вам станет известно, кто вы есть. Написано в утренней молитве для детей: «Слушай, сын мой, наставления отца твоего и не оставляй учения матери твоей». Вот почему еврейство определяется по матери. Принести духовное в мир призван мужчина. Возвысить мир (включая формирование детей до и после рождения) — предназначение женщины». Наконец: «Когда Б-г сотворил мир, он каждому существу поручил определенную роль, и там, где каждый играет свою партию, господствует гармония». Однако «в последние десятилетия многие женщины стали работать наравне с мужчинами, и мир все более поддается заблуждению, будто совершенство женщины тем выше, чем успешнее она подражает мужчине. В действительности это деградация, и эти женщины могут поставить под угрозу будущее еврейского народа. Подобное уже привело к тому, что мир раскололся на две части, родители и дети перестали понимать друг друга» (и резко упала рождаемость в семьях -В. Р.). Подчеркивая необходимость с детства воспитывать чувство равенства полов, Ребе указывал, что в детских книжках «количество изображений девочек и мальчиков должно быть одинаковым».

Талмуд иллюстрирует разницу и единство полов так: «Человек работает в поле и приносит домой зерно, но съест ли он зерно? Какой прок от его труда? Жена перемелет зерно, получит муку, из которой испечет хлеб. Такова наша жизнь».

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора