Иранские войска на границе с Израилем. Неизбежна ли большая война?

Из серии «Диалоги у телевизора»

Беседуют Владимир Янкелевич (Израиль) и 

Лев Мадорский (Германия)

Лев. Всё чаще и чаще, Владимир, Башар Асад повторяет, ставшую уже привычной, мантру-заклинание:

«Мы больше не потерпим нарушения израильскими самолётами границ Сирии».

Напоминает коронную фразу Катона Старшего «Карфаген должен быть разрушен» или китайское 144-ое серьёзное предупреждение.

После ударов по ракетным складам в Сирии, о которых ты говорил 17 января в очередном комментарии по израильскому телевидению, это было произнесено, как мне показалось, как-то особенно отчётливо. (См. с отметки 1:17:00)

Ты высказал мнение, что Асад развязать такую войну, учитывая военную мощь еврейского государства, сегодня не решится. Его цель — надавить на Россию и показать, что он не марионетка, а вполне самостоятельная фигура, и с ним можно иметь дело. Россия же, хотя и поддерживает Сирию, но ни в коем случае не хочет обострения отношений с Израилем.

Тут возникает вопрос:

Неужели Асад так наивен, что думает, будто кукловод — Россия сможет поверить в самостоятельность своей куклы?

 

Владимир. Я не считаю, что Россия — кукловод Асада. Я думаю, что эта роль уже занята, в ближневосточном кастинге она досталась Ирану. Интересы России в Сирии мне непонятны, туманны, и я думаю, что Путин вероятно и ушел бы оттуда, о чем он говорил неоднократно, но озабочен «сохранением лица». Можно соглашаться или не соглашаться с действиями России в Сирии, но думаю, что Москва хорошо понимает то, что реально Сирия, как государство, существует только в перечне государств. Она сегодня скорее площадка для создания геополитических проблем, но говорить, что есть такое государство Сирия во главе с законным президентом… можно, конечно, для таких «говорений» ограничений нет.

 

Лев. Вскоре после этих «грозных» заявлений Асада, 29 января, Путин и Натанияху встретились в Москве, причём, по инициативе президента России. Министр абсорбции и стратегического планирования Израиля Зеев Элькин посчитал, что встреча была «очень важным» мероприятием и прошла успешно.

Что же такого в это встрече было успешного, если вот уже прошли с той поры более чем три недели и ничего не изменилось? О чём, собственно, договорились два лидера?

 

 

Владимир. Лев, они мне не позвонили и не рассказали содержание своих секретных переговоров. Я ждал, но не дождался. Но предположить, о чём — вполне возможно. Иран строит военные объекты. Они, как и любые иные объекты, имеют свою цель. Так вот цель очевидна, это война с Израилем. Израилю важно не войти в прямое столкновение с Москвой, вот собственно, это и есть основная тема встреч. А то, что говорят на пресс-конференции не всегда отражает реальное содержание переговоров.

 

Лев. Ранее, отвечая на вопрос ведущей, об информации арабского телеканала «Аль-Джазира» о якобы сбитом ранее израильском самолёте, ты сказал, что это фикция. Из твоего ответа можно было предположить, что сбить израильский самолёт у Сирии, что называется «кишка тонка». С тех пор прошло больше месяца и «Аль Джазира» накаркала: один из самолётов ВВС Израиля всё-таки был сбит и, к счастью, упал на израильской территории.

Означает ли это, что системы ПВО асадовского режима стали более совершенными?

 

Владимир. Они какими были, такими и остались. Я думаю, что командир сбитого самолета расслабился, допустил ошибку. Подтверждением этого является тот факт, что в ответном ударе по израильским самолетам стреляло все, что есть, но ни одна ракета в цель не попала. Ракеты и средства ПВО те же, и израильские самолеты те же самые.

Правда в последнее время появились публикации, что повреждение израильскому самолету F16 «Суфа» было нанесено осколками ракеты, имеющей классификацию НАТО SA17, иными словами это был Бук-М3 последней модификации, о поставках которых России сирийской армии никогда не заявлялось.

Если Бук-М3 есть только у российских военных, то вполне возможно предположить, что стрелял по самолету российский расчет. Ракета Бука была сбита мини-противоракетой типа «Ветровка», которыми укомплектовываются все гражданские и военные самолеты Израиля, однако предотвратить осколочные попадания оказалось невозможным.

Этим и объясняется то, что самолет не упал, но благополучно дотянул почти до средиземноморского побережья, где пилоты были вынуждены «уложить» самолет на полигонное плато. а сами катапультировались.

Официальных подтверждений этому я нигде не видел, так что информация вполне может быть и недостоверной.

 

Лев. Россия — союзник Асада.

Сможет ли она, учитывая наличие её войск на территории Сирии, сохранить нейтралитет в гипотетической войне Сирии с Израилем?

 

Владимир. А у России нет другого варианта. Абсолютно уверен, что на эту тему между Натанияху и Путиным полное взаимопонимание. Более того, есть признаки того, что и в треугольнике Россия-Иран-Израиль наметились изменения.

19 февраля Сергей Лавров, выступая на сессии Ближневосточной конференции клуба «Валдай», заявил:

«Мы не раз говорили, что мы не приемлем заявления о том, что Израиль как сионистское образование должен быть уничтожен, стерт с лица земли. Считаю это абсолютно неверным путем к тому, чтобы продвигать собственные интересы. Точно так же мы не согласны с тем, что предпринимаются попытки любую региональную проблему рассматривать через призму задачи борьбы с Ираном».

Я думаю, что по мере подавления сопротивления остатков ISIS в Сирии, интересы Ирана и России будут расходиться все больше. Правда до этого еще далеко.

 

Лев. Есть ли у Израиля данные о том где и какие иранские объекты (базы, склады, тренировочные лагеря и т. п. ) находятся в настоящее время на сирийской территории?

 

Владимир. На недавно завершившейся «МЮНХЕНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ» министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф честно и ответственно — а на Востоке только так всегда и говорят, честно и ответственно — заявил, что в Сирии иранских военных объектов нет.

И, как назло, оказалось, что The New-York Times совершенно не поняла честного иранского политика и опубликовала точную карту тех самых «отсутствующих» военных объектов Ирана в Сирии. На карте они отмечены красными квадратиками. Более того, даже приложила к статье спутниковые снимки объектов-«ихтамнетов».

Тут сработали два фактора.

Это во-первых тесное сотрудничество с Россией, откуда и перенята методика «ихтамнет», а, во-вторых, стремление Израиля привлечь внимание к угрозе большой войны, создаваемой в Сирии «ихтамнетами».

Иран строит на юге Сирии не только тренировочные лагеря, но и подземные хранилища для вооружений и боеприпасов, в иранских тренировочных лагерях боевики не только обучаются методам ведения боевых действий, но и новейшим военным технологиям. В частности, они обучаются управлением беспилотными летательными аппаратами, методам разведки и кибератак.

Неудачно высказался Джавад Зариф, но нельзя же считать из-за этой мелочи всех иранцев глупыми, он просто расслабился, переобщавшись с Джоном Керри, а так они умные ребята. И потому они понимают, что Израиль вполне способен разбомбить на территории Сирии и их объекты и их воинов.

 

Лев. Насколько я понимаю, Иран в борьбе с Израилем, хочет таскать каштаны из огня чужими руками. Это так?

 

Владимир. Да, именно так. Иран, видимо, считает, что он нашел решение проблемы, и спешно создает в Сирии военизированную организацию наподобие «Хизбаллы». Зачем самому подставляться, прокси удобнее, и всегда дают возможность вводить подразделения «ихтамнетов». Такой подход позволяет усилить свою власть в арабском мире, одновременно уменьшая угрозу своим собственным силам и непосредственно Ирану.

Кадровой базой новой как бы Хизбаллы являются боевики. Когда в 2013 году Асад был на грани краха, Иран вмешался, и, проведя обширную региональную операцию по транспортировке, вооружению и подготовке тысяч шиитских ополченцев из Афганистана, Ирака, Ливана, Пакистана и других стран в Сирию, создал там боеспособные подразделения для борьбы с повстанцами.

Асаду помогли смелые шиитские джихадисты: они сначала воевали против повстанцев, потом против исламского государства, а потом вдруг столкнулись с проблемой, им стало неясно, с кем воевать. Они потеряли почву под ногами. Дело в том, что сейчас никаких явных угроз правительству Башара Асада не осталось. Но решение всегда находится, вместо того, чтобы покинуть страну, они повернули свои взгляды на Израиль. А Иран тут же начал создавать для них инфраструктуру будущей войны.

С кем? Конечно с Израилем.

 

Лев. Наметились ли в Мюнхене какие-либо конкретные планы взаимодействия Израиля, США и суннитских стран?

 

Владимир. В Мюнхене скорее просто обозначилось понимание проблемы и необходимость ее решения. До реальных планов дело не дошло, да и там планы не составляют.

Было показано, что Иран обучает и оснащает бойцов, укрепляя связи с союзниками в Ираке и Ливане, для создания единого фронта в случае новой войны.

Это проблема не только для Израиля и для суннитских стран, это так же угрожает интересам США в регионе.

«Что особенно важно, так это то, что эта сеть прокси становится все более и более боеспособной, поскольку Иран все больше и больше «увеличивает наличие своего «разрушительное оружие» в этих сетях. <…> Итак, настало время, по нашему мнению, действовать против Ирана»

МЮНХЕНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ,
Генерал McMaster, советник президента США по национальной безопасности

А пока Иран пытается устроить для Израиля ситуацию почти по Троцкому — «Ни войны и ни мира», и спешно создает структуры в Сирии, которые «Израиль не сможет разбомбить».

 

Лев. И как же, на твой взгляд, могут развиваться события?

 

Владимир. В этой ситуации для Израиля есть три варианта развития событий:

  1. Протестовать в международных организациях, бдительно охраняя свои границы.
  2. Продолжать то, что делалось, периодически нанося удары по особо «выдающимся» объектам.
  3. Нанести превентивный удар или использовать какой-либо casus belli, и уничтожить всю создаваемую инфраструктуру.

Первый вариант настолько бессмысленен, что его нет смысла обсуждать.

Второй вариант опасен, на севере Израиля будет создана база для войны, а это ставит под угрозу жизненно важные объекты и может нанести неприемлемый ущерб.

Третий — самый перспективный, но он имеет варианты. Большая война в регионе не нужна, и вполне возможно, что давление США и России на Иран приведет к сворачиванию их деятельности и уходу из Сирии. Некоторые признаки такого развития есть.

Но если признаки так и останутся признаками, тогда третьего варианта не избежать.

(См. с отметки 2:05)

Лев. Мы заговорили о новой иранской угрозе и я вспомнил, что прочитал недавно о новой израильской ракете ХЭЦ-3, способной перехватывать иранские баллистические ракеты.

Что ты можешь об этом сказать?

 

Владимир. Успешные испытания Хэц-3 в свете возможной войны крайне важны. В этой ракете, в отличие от Хец-2, нет боевой части, что уменьшает ее вес. Ракета попадает, как говорят, «иголкой в иголку», баллистическая ракета разрушается от прямого попадания «Хец-3». Её работа перехват баллистических ракет с дальностью от 400 до 2000 км, подобных иранским ракетам «Шахаб-3» и «Саджил», сирийским «Скад» и ливанским «Фатах-110», то есть она способна защитить Израиль от иранских ракет дальнего радиуса действия в любое время суток и при любых погодные условиях.

Ракета «Хец-3»

«Хец-3» может уничтожать баллистические ракеты в космосе — ещё до того, как они снова войдут в атмосферу. При этом «Хец-3» почти в два раза легче более ранней модели, что позволяет монтировать её на морских судах.

Кроме баллистических ракет, «Хец-3» также может сбивать и искусственные спутники Земли.

Но задача не только сбить иранскую ракету, важно сбить ее не над территорией Израиля, а как можно дальше, т.е. раньше. Если ракета сбита — ты избежал «Хиросимы», но если сбил ее далеко от Израиля — избежал и «Чернобыля».

Для этого ракета «Хец-3» сделана быстрой. Скорость перехвата — до 4,5 км/с, что несколько более 13 скоростей маха.

Могу добавить, что боеготовность Израиля, его союзнические отношения с США и дипломатические усилия дают реальный шанс избежать войны, но «легкой жизни никто не обещал».

 

Источник — Мастерская

Февраль 2018

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Янкелевич

Журналист. Обозреватель по военно-политической тематике. Живет в Нетании (Израиль).
Все публикации этого автора