Майя Поляк
В самом ли деле израильтяне массово вышли на улицы праздновать решение ООН о разделе страны? В 70-ю годовщину голосования 29 ноября 1947г. выходцы из семей ЭЦЕЛ и ЛЕХИ рассказывают об иной стороне той драматической ночи: о тяжелых чувствах из-за отрыва частей Родины и о замыкании в своих домах в то время, когда голоса радости МАПАЙников раздавались на улице. Задним числом часть из них полагают, что Бен-Гурион был прав
Бурная речь транслировалась по радиостанции «Коль Цион а-лохемет» (голос сражающегося Сиона) — подпольной радиостанции ЭЦЕЛя 30 ноября 1947г.
Выступал командир организации Менахем Бегин.
«В Эрец Исраэль будут 2 арабских государства, а еврейскому государству выделяется не более 10% земли Родины — большей частью в пустыне Негев»,
— говорил Бегин. —
«Иерусалим, вечная столица Давида, передается иностранной власти.
Перед большей частью народа народа, пресыщенного преследованиями и мечтающего о Геуле, закрывается дверь к возвращению в Сион. Представители Сохнута, на протяжение четверти века ведшие народ от проблемы к провалу, согласились с этим грабежом и подписали вексель отчуждения земель Родины и будущего нашего народа.
Настоящим мы заявляем перед народом и перед народами мира:
расчленение нашей Родины незаконно. Оно никогда не будет признано. Подпись учреждений и одиночек под этим договором о расчленении не имеет никакой силы. Она не обязывает еврейский народ, и еврейский народ, сознавая справедливость своего пути, продолжит воевать за освобождение своей страны и прием миллионов своих сыновей на своей земле с обеих сторон реки Иордан… Земля Израиля будет возвращена еврейскому народу, вся, навечно».
И организация ЛЕХИ выступила с резким протестом. В заявлении, опубликованном в еженедельнике организации «а-Маас» (действие), говорилось:
«Раздел Эрец Исраэль резолюцией ООН — в дополонение к первому разделу Британией в 1922 г. — это преступление перед исторической, географической и экономической правдой Страны, это грабеж против еврейского народа…
Еврейский народ не признавал и никогда не признает расчленение своей Родины. Борцы за свободу Израиля (ЛЕХИ), первыми выдвинувшие требование ликвидации иностранной власти и самоотверженно воевавшие за это, продолжат сражаться методами, соответствующими обстоятельствам, месту и времени, за единство Родины и собирание еврейского народа на своей Родине, за величие Родины и народа».
Недавно исполнилось 70 лет с 29 ноября 1947г., когда генеральная ассамблея ООН собралась в зданиях Park Flushing Meadows в Нью-Йорке (там тогда располагалась ООН) и проголосовала за окончание британского мандата и за план раздела.
Евреи Эрец Исраэль прильнули к радио и напряженно слушали представителей государств, заявлявших один за другим: «за», «против», «воздерживается». В конечном итоге с большинством в 33 против 13 предложение было принято. Смысл его — как видели тогда большинство евреев Эрец Исраэль — заключался в международном признании создания еврейского государства на Земле Израиля.
В коллективной национальной памяти мощно запечатлились картины радости, вырвавшейся на улицы.
«Мой отец разбудил меня, чтобы я слушал окончание голосования»,
— вспоминает 81-летний д-р Яков Цур, в прошлом депутат Кнессета и министр от партии Авода.
«Мы жили в районе Неве-Шеанан в Хайфе возле синагоги и по окончании голосования спустились на улицу танцевать. В моей памяти запечатлелась радость: нескончаемые круги людей, танцующих, потому что было создано государство».
Но были в еврейском ишуве и те, кто не чувствовал огромную радость. Более того — они видели в голосовании надломную точку в истории еврейского народа. Таким был, например, проф. Арье Наор (78), зав.кафедры политики и СМИ в академическом колледже «Адасса».
«Мы чувствовали, что вот, с одной стороны, принимают решение, что и у евреев будет государство, а с другой стороны, делят страну»,
— рассказывает Наор о тяжелой атмосфере в его доме в ту драматическую ночь. Его родители были членами ЭЦЕЛ, и его отец был под арестом 29 ноября.
«Мы жили с дедушкой и бабушкой, и никто из нас не вышел на улицу. И не только мы: не вышли плясать те, кто верил, что нельзя делить страну, как потому что эта страна принадлежит нам, так и потому что Всевышний, Благословен Он, обещал ее праотцу Аврааму».
«Когда все плясали, я сказал: нечего плясать, потому что мы проиграли Хеврон и Шхем»,
— вспоминает Эльяким Аэцни (91), бывший депутат от партии Тхия.
«Я помню, что чувствовал, что нам достался коридор, а салон у нас забрали. Было ощущение, что в урезанном карикатурном государстве, предназначенном для нас, мы проиграли Эрец Исраэль».
Государство-гетто с искуственными границами
Решение ООН от 29 ноября 1947г. было пиком процесса, начавшегося за 30 лет до этого.
В 1917г. лорд Бальфур послал свое известное письмо, выразившее поддержку британским правительством воссоздания еврейского национального дома в Эрец Исраэль. Еще одна существенная станция — это конференция в Сан-Ремо (1920 г.), когда государства-победители в Первой мировой войне собрались обсудить יаздел Османской империи.
Конференция передала Британии мандат на управление Землей Израиля, включая восточное Заиорданье и возложила на Британию ответственность за реализацию декларации Бальфура.
В 30-х годах собирались несколько конференций для обсуждения того, как Эрец Исраэль будет разделена между евреями и арабами: конференция Пилля в 1937г., конференция Вудхеда через год. То, что характеризовало предложения (не реализовавшиеся) этих комиссий, так это то, что территория, предназначенная для еврейского государства, все время сокращалась.
В мае 1947 г. ООН создала комиссию UNSCOP (United Nations Special Committee on Palestine), в которой были представители 11 государств. Члены комиссии прибыли в наш регион, чтобы проверить какое решение будет самым приемлемым для раздела страны, и выслушали, среди прочих, Давида Бен-Гуриона, выразившего поддержку идее раздела, и Менахема Бегина, решительно отвергшего.
Эстер Штейн-Ашкенази в своей книге «Мы поклялись ликвидировать галут» рассказывает, что Бегин
«настаивал на требовании ЭЦЕЛя создать еврейское государство по обе стороны Иордана и заявил, что противится разделу страны и будет бороться против плана раздела.
После поколений ожиданий евреев вернуться в Эрец Исраэль нельзя принимать в расчет отказ от частей Земли Израиля, и на его языке: «Родиной не торгуют». Он даже предупредил, что если план раздела будет принят, то возникнет «государство-гетто» с искуственными границами.
«Эрец Исраэль принадлежала евреям десятки поколений», — подчернул он. — «Надо позволить еврейскому народу вернуться в Эрец Исраэль и жить при своей независимой власти и признании единства всей Страны».
В выводах, опубликованных в конце августа 1947 г., комиссия UNSCOP рекомендовала как можно скорее завершить британский мандат на Эрец Исраэль, разделить страну на 2 государства — еврейское и арабское.
Согласно резолюции 181 ООН еврейское государство должно было занимать 15 тыс кв км (55% подмандатной Эрец Исраэль, из которой уже было исключено Заиорданье) и включить Побережье, Восточную Галилею и пустыню Арава. Арабское государство должно было включать Иудею и Самарию, бОльшую часть Галилеи, восточный Негев, включая Беэр-Шеву, Иорданскую долину и т.д.
Иерусалим определялся как международный район, а в Яффо предполагался арабский анклав в еврейском государстве.
Одним из событий, предшествовавших голосованию, было выступление Андрея Громыко — тогдашнего представителя СССР в ООН, позднее министра ин.дел.
14 мая 1947 г. он произнес воспламеняющую речь, посвященную еврейскому народу: после страданий Катастрофы и скитаний без постоянного дома пришло время евреев удостоиться своего государства в Эрец Исраэль.
Вследствие этого поэт Натан Альтерман начал «7 колонку» в газете «Давар» под заголовком «По телеграфу Андрею Громыко»:
«Андрею Громыко, Лайк-Саксесс (резиденция ООН). Спасибо. Нет слов. Мы еще потрясены».
(ле-Громыко Андрей / Лак-Саксесс / Кирият УМ. / Тода / Эйн милим / а-ишув од hамум)
Дата голосования на ассамблее ООН отодвигалась несколько раз и в итоге назначена на 29 ноября. Это оставило представителям Еврейского Агентства (Сохнута) во главе с Абой Эвеном и Абой Гиллелем Сильвером время для дипломатичеких усилий в попытке убедить колеблющиеся страны проголосовать за создание еврейского государства.
«После Второй мировой войны возник тайминг, который не повторится, для проведения судьбоносных изменений не только у нас, но и во всем мире», — говорит проф. Моти Голани, зав.кафедры истории еврейского народа при Тель-Авивском университете. —
«Бен-Гурион, Хаим Вайцман и другие знали, что речь идет об «искусстве возможного»: не то, что желательно, а то, что мы можем достичь. Они понимали, что это возможность, которую нельзя упускать».
Поддержка плана UNSCOP характеризовала партию МАПАЙ (доминантную тогда партию) и партию Общих сионистов (вторая по численности партия).
Среди религиозных сионистов возникли споры, усилившиеся перед голосованием в ООН. В своей книге «Религиозный сионизм — история и идеология» описывает раввин Шварц, как религиозные представители стояли против руководства Сохнута и требовали, чтобы еврейское государство было создано на всей территории Эрец Исраэль.
«Решение комиссии ООН о разделе и особенно отдельный статус Иерусалима были кризисом для религиозных сионистов, который постарались преодолеть утверждением о постепенности Геулы. Мессианская идея была одним из факторов, продиктовавших реакцию»,
— пишет Шварц.
Раввин Цви Йегуда а-Коэн Кук, бывший в то время духовным руководителем ешивы «Мерказ а-Рав», принимал участие в общественной деятельности по созданию государства. Раздел страны по решению ООН принес ему нестерпимую боль. Свои чувства в ночь 29 ноября он описал на трапезе в честь 19-й годовщины Дня Независимости Израиля, за 3 недели до начала Шестидневной войны.
Его речь удостоилась с тех пор названия «19-й псалом государства Израиль» и многие видят в той речи пророческую мечту о возвращении в Иудею и Самарию.
«19 лет назад в ту ночь 29 ноября, когда было получено известие о положительном решении ООН о воссоздании государства Израиль, когда весь народ устремился на улицы праздновать свою радость, я не мог выйти и присоединиться к веселью», — рассказал он.
«Я сидел в одиночестве и красный от напряжения. В те первые часы я не мог смириться с ужасной вестью, в которой осуществлялось слово Всевышнего (из книги малых пророков): «И Землю Мою разделили!» (прим.перев. — дословно “Я соберу все народы и сведу их в долину Йеошафата, и буду судиться там с ними за народ Мой и за удел Мой – Йисраэйль, который они рассеяли среди народов, и за землю Мою, что они разделили” (Йоэль 4)) Где наш Хеврон — мы забыли это? Где наш Шхем — мы забыли это? А где наш Йерихон — мы забыли его? А где наше Заиорданье? Где каждая пядь? Где каждая часть Земли Всевышнего? Имеем ли мы право отказаться от одного миллиметра? Не дай Бог!»
Продолжение следует
Источник на иврите — Макор ришон
Перевод М.Боруховича — МАОФ
Ноябрь 2017 — февраль 2018
Трудно согласиться с утверждениями профессора Моти Голани относительно
неизменности миропорядка после 2МВ. Распалась Британская империя,
Советская империя, распалась Югославия, значительные перемены на
Африканском континенте,не останется в стороне и БВ. Согласие Бен-Гуриона
на крохотный и беззащитный клочок земли понять можно — это надежда.
Возможно сейчас, через семьдесят лет, настал судьбоносный час для Израиля,
Всевышний услышит нашу молитву и вернёт Его народу Святую Землю.
Очень хорошая правдивая статья, но в Израиле при нынешнем правительстве ничего не изменится, лишь бы не отказались от каких-нибудь территорий, а уж вернуть какие-либо, тот же Хеврон, или предложить палестинским арабам — добровольную репатриацию с компенсацией в страны их Исхода в Палестину, так это вообще — утопия.
Статья, на мой взгляд, хорошая, иначе бы ее здесь не было. Но мы еще не прочли ее до конца, чтобы делать выводы. И потом, хронография не знает ни солагательного наклонения, ни обратного хода. Что было, то было! И суть — не столько в том, чтобы кого-то в прошлом обвинять в преступлениях или близорукости, а в том, чтобы увидеть более правдоподобные оценки прошедших событий и сделать по ним более правильные заделы на будущее.
Это верно, что нужно сделать выводы о прошлом и «сделать правильные заделы на будущее», так как раньше я думала, на основании прочитанного, что поголовно все радовались 29 ноября 1947 года, а оказывается все было не совсем так.
То, что оно было не так, известно давно. Так же, как не Сталин и не Трумэн создалти Государство Израиль. И так же, как тот же Трумэн никогда не посылал делегацию в ООН с приказом проголосовать за признание Израиля. И множество еще всякой мелкой и крупной брехни, как целенаправленной, так и — сделанной по глупости и безграмотности, которую по прошествии уже (70!) лет, пора дезавуировать!
Статья Майи, написанная по поводу злополучной, противозаконной рез. ООН 181, очень, на мой взгляд, к месту.
Это точно, только жаль, что этого не прочитают — весь Израиль, Трамп, ООН —«и прочие шведы».
Нет, Сюзанна, — это не утопия, а принципиальный вопрос
национальной безопасности страны и народа. Жизнь и опыт
показывают — другого кардинального пути НЕТ.
Вопрос принципиальный — это верно. Но вот уже Трамп заявляет, что он не видит, чтобы Израиль хотел мира с палестинцами, кажется, на Мигньюс.
То есть Трамп ждет от Израиля — уступок арабам, а не их трансфера и возврата еврейских городов.
Сюзанна! Ваш второй абзац взят на основе личного заявления Трампа? С трибуны или в Твиттере?
«Трамп не уверен, что Израиль хочет мира». Мигньюс 12.02.2018 13:08
«Трамп: израильские поселения затрудняют достижение мира». Курсор, 12.02.2018 13:05
«Госсекретарь США: границы Иерусалима будут определены на переговорах». Курсор, 12.02.2018 16:12
Большое вам мое узбэцкое «фэ»! О заявлениях ГС США я вас не просила, мне они неинтересны, тем более, будучи сделанными в Египте. Мы говорили о Президенте. А Госдеп СЩА еще за четверть века до провозглашения Независимости был к нам активно враждебен. При всех правительствах. Две же другие ссылки взяты с сайтов, пиарящих активную антипоселенческую политику. Они выдрали из контекста какой-то бряк Трампа про поселения. И все. Там речи нет ни об уступках Израиля, ни о невозможности трансфера арабов. Очевидно, за прошедший год Трамп медленно, но верно идет к пониманию бливневосточных проблем, и израильских, в частности, преодолевая дурь прежних представлений.
Спасибо за разъяснение. В любом случае — не сама я это придумала. Но все вместе взятое наводит на разные мысли, которые я высказала. Буду рада, если ошиблась.
Не послушалась я профессора Преображенского — «не читать» … (израильские русскоязычные сайты).
Сюзанна, мир на уступках — это капитуляция и
путь к разрушению государства.Вопрос пользы уступок исчерпан — наглость претензий только возросла — наши уступки —
это их победа. Трамп это понял и должен
принять иное решение, а это трансфер.
Подождем, когда он произнесет эти слова — ТРАНСФЕР АРАБОВ …
Мне на почту присылают, (хотя я не подписывалась и как говорили в СССР, читаю и пишу на английском — со словарем), статьи из World Israel News и Unaited with Israel — на английском и с машинным переводом на русский язык.
Процитирую фрагменты из Unaited with Israel.
«Трамп: палестинцы не ищут мира»
Президент США Дональд Трамп дал интервью главному редактору израильской газеты «Айом» Боазу Висмуту.
«Прямо сейчас я бы сказал, что палестинцы не ищут мира».
«Израиль должен быть осторожным с поселениями».
Вопрос: Что вы имели ввиду, когда недавно говорили в Давосе, что Иерусалим был за столом из-за вашего решения?
«Захватив Иерусалим со стола, я хотел дать понять, что Иерусалим является столицей Израиля, и что касается конкретных границ, я бы поддержал то, что согласились бы обе стороны».
Вопрос: Будет ли Израиль давать что-либо в обмен на решение о Иерусалиме?
«Я думаю, что обе стороны должны будут пойти на компромиссы для достижения мирного соглашения».
Вопрос: Когда США обнародует свой мирный план?
«Мы собираемся посмотреть, что происходит. Прямо сейчас, я бы сказал, что палестинцы не стремятся к миру. И я не уверен, что Израиль хочет примириться».