Сотворение мира и человека

Продолжение. Начало в № 759

Что означает выражение «по образу Своему»? Согласно Торе, Б-г, с одной стороны, не имеет образа (Он не материален вообще), а с другой, может проявлять себя в любом образе, но если Он не материален, следовательно, образ и подобие Б-га следует искать не в материальном образе человека, а в его идеальном — в мышлении или воображении и духовных качествах. Человек является единственным существом, в которого Б-г вложил интеллект, то есть качество, которым в абсолютной форме обладает только Он сам. Другими словами, на Земле появилось относительное подобие абсолютного Творца, имя которому — человек, названный Б-гом — Адам, и жена его, названная Адамом — Хава («дающая жизнь»). Корень слова «адам» («алеф-далед-мэм») является корнем двух ивритских слов: «адом», что означает «красный», и «адама» — «земля, почва». По Торе, Адам был сотворен Б-гом из первобытной почвы. Теперь мы знаем, что первобытной почвой Земли действительно была глина красного цвета, но как это мог знать Моисей или любой другой, кроме

Б-га?

Итак, человеку Творец придал (хотя только в определенных пределах) одно из своих качеств — способность осознанно творить и разрушать. Относительная приближенность к Творцу подчеркнута в Торе описанием его сотворения: если весь остальной мир возникал просто по слову Б-жию («да произрастит земля зелень…, да воскишит вода…, птицы полетят»…), то человека Б-г сначала сделал («наасе») «из праха земного (первобытной почвы) и (затем) вдунул в ноздри его дыхание жизни (так в Торе названа душа — дух, духовность), и (только после этого) стал человек существом живым (одухотворенным, человеком — 2:7,8)», т.е. только после одухотворения стал он человеком. Метафора «вдунул» указывает, что душа человека получена от самой Б-жией сущности, из Него самого (поэтому она бессмертна). Здесь Тора показывает исключительность и особое назначение человека. Так была сотворена первая пара — мужчина и женщина. Оба, он и она — «по образу и подобию Своему»,

т.е. оба наделены всеми качествами человека, и от этой пары зародилось человечество.

Трудно было людям поверить в это, ибо «наука» веками отрицала такую возможность, и только в 1992 году было высказано, что все люди Земли, скорее всего, произошли от одной и той же первой пары. Создав человека, Творец пригласил его «доделывать» себя и мир. Таким образом «иудаизм внес в мир фундаментальный принцип: человек должен сам себя создавать!» (С. Динкевич), т. е. усовершенствовать себя и мир. Справился ли человек с этой задачей? К сожалению, развитие науки и технических возможностей не сопровождается ростом духовности и морали. Сегодня человек «оказался не готовым исследовать даже структуру атома, так как обратил его против себе подобных» (Александр Мень).

Так или иначе, современная наука в полном соответствии с Торой утверждает: человек не является продуктом эволюции, он появился сразу в «образе и подобии Б-жием» и сохранился таким же по сей день. «Современный человек (Homo sapiens) появился внезапно и дожил до наших дней без видимых перемен» (профессор S. M. Stanley, 1981). «Его превосходство над другими видами, — подчеркивает Рамбан, — заключается в его знаниях, речи и интеллекте. Физически современный человек — вполне заурядное существо. Жажда знаний, способность к их накоплению и передаче последующим поколениям (в этой связи характерно высказывание Исаака Ньютона: «Мне удалось заглянуть дальше потому, что я стоял на плечах гигантов»), способность различать Добро и Зло и иметь свободу воли (свободу выбора в своем каждодневном поведении), а также возможность личного прямого контакта с Создателем — это основные отличия человека, созданного «по образу Б-жию».

В день, когда был создан человек, Сотворение мира было завершено, мир был запущен, и начался первый год его существования.

Все вышеизложенное относится к сотворению Адама и рода человеческого вообще.

Остановимся на особенностях сотворения мужчины и женщины, их сходстве и отличиях. Вначале, при сотворении человека, Б-г создал из земли его первичную «модель». Этот Адам хаКадмон (иврит, «предварительный») был создан как единое существо — с мужской и женской сущностями, чтобы это единство сохранилось в людском сознании и после разделения на два разных, но привязанных друг к другу человеческих существа: мужчину-мужа и женщину-жену. После сотворения Адама хаКадмона Б-г превратил эту «модель» в мужчину, и вдунул в него душу, и только после этого Адам стал первым человеком.

«И сказал Господь Б-г: нехорошо человеку быть одному, сделаем ему помощника, соответствующего ему (2:18,19)». Надо, однако, согласиться с Полонским, что указанный перевод не отвечает смыслу оригинала, так как фраза «нехорошо человеку быть одному» на иврите должна была бы звучать — «ло тов (не-хорошо) ле-адам (человеку) лихийот (быть) левадо (одному). В отличие от этого, в оригинале читаем: «Ло тов хейот ха-адам левадо», что буквально означает: «нехорошо бытие, когда человек один», то есть Тора указывает, что не Адаму нехорошо, а вся структура бытия нехороша, когда человек один. Однако среди ранее созданных творений не было партнера, соответствующего человеку. Поэтому «И навел Господь Б-г крепкий сон на человека, и когда он уснул, взял одно из ребер его и перестроил (это ребро) в женщину. И сказал человек: сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей… Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей и станут они одной плотью (2:21-24)».

Всевышний создал женщину не как «помощника (т. е. подчиненного), соответствующего ему» (как это написано в русском переводе), а так, как в оригинале: «эзер ке-негдо», что означает помощник («эзер»), как в качестве («ке-») противника, против него («негдо»). Мужчина и женщина созданы не как мастер и подмастерье для выполнения одних и тех же функций, а каждый из них предназначен для выполнения своих функций, и эти мужские и женские функции раздельны и могут приводить к несовпадению интересов и поведения («ке-негдо»). Поэтому, хотя мужчина и женщина созданы «по подобию Б-жию», они не похожи друг на друга не только физиологически, что видно с первого взгляда, но и психологически, ибо каждый из них выполняет не только общие, но и различные функции, и только сочетание мужских и женских функций обеспечивает гармоничное развитие бытия (несмотря на вытекающие из различий естественные столкновения). Из этого следует, что ни мужчины, ни женщины не должны претендовать на функции друг друга, ибо смешение (хаос) разрушает гармонию бытия. Наряду с этим, их сотворение по одному и тому же образу подчеркивает равную значимость их функций.

Наконец, нельзя забывать, что Адам и Хава названы в Торе «иш» и «иша», что значит мужчина и женщина, но более точно (в данном контексте) эти слова означают на иврите — муж и жена, т. е. предназначение человека — создание семьи.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора