— Добрый день, уважаемый рав!
Учусь в институте, нужно сдавать экзамен по религиоведению! Допускаются ли Торой учебники по религиоведению, и соответствует ли информация, данная в них, истине?
Михаил, Украина
— Мне представляется, что всюду, кроме «специализированных» учебных заведений, религиоведение следует изучать добровольно, то есть оно не должно стоять в программе обучения в ряду обязательных дисциплин. Иначе этот предмет начинает как-то напоминать недоброй памяти «научный атеизм».
Еврею изучать религиоведение совершенно незачем. У нас — иные задачи: постигать Мудрость, которую открыл нам Творец мира в своей Торе, Письменной и Устной, и то, что передавали нам Учителя из поколения в поколение свыше трех тысяч лет.
По поводу того, что следует изучать неевреям, ничего сказать не могу. Но и им я не рекомендовал бы заниматься религиоведением. И вот почему:
— Этот учебник, скорее всего, написан с материалистических позиций, в лучшем случае (согласно веяниям времени после развала СССР) — «нейтрально». То есть в основе такого учебника нет идеи, что мир, в том числе и человек, сотворен Всевышним (большинство создающих подобные учебные пособия авторов до сих пор придерживается концепции, что человек якобы произошел от обезьяны), что все изложенное Им в Торе — истина.
Допускаю, что в учебнике по религиоведению говорится о том, что «основатели» и представители разных религий «признают» идею о сотворении мира. Но это лишь «взгляд со стороны». И в результате получается, что в рамках дисциплины, получившей название «религиоведение», преподается «отсутствие Истины».
— В таком учебнике нет описания духовных корней идолопоклонства. В нем умалчивается, что, начиная с третьего поколения, считая от Адама, на фоне высокой духовности (а не наоборот) люди начали поклоняться различным силам, пытаясь оказать влияние на «решения» этих сил. И это, вопреки распространенной в среде религиоведов позиции, не было выражением «примитивных верований». На самом же деле идолопоклонство было глубокой и трагической ошибкой.
— В таких учебниках мировая история не описывается как процесс исправления этой ошибки, как процесс, развитие которого устремлено к великому этапу истории человечества, когда мир будет наполнен осознанием присутствия Творца, когда все люди поймут, что в мире существует только Он, Он Один.
Перечислив по пунктам основные «недостатки» учебников по религиоведению, мы приходим к общему выводу, что данная дисциплина не возвышает человека, не раскрывает перед ним реальную картину мира (а ведь именно для того, чтобы человек мог познавать реальность, предназначены учебные предметы и учебники в любой области знаний). И не помогает ему выбрать в жизни правильный путь. Тогда зачем изучать сию дисциплину? А еврею тем более она не может принести никакой пользы.
— Что же делать, если данный курс включен в список обязательных предметов?
— Тут, вероятно, ничего не поделаешь. Для того, чтобы сдать экзамен, придется внимательно прочесть учебник. Но на самом экзамене, на мой взгляд, лучше все-таки сказать правду. Сказать, что «у меня — свое мировоззрение. Я верю в то, что написано в Торе. Но для экзамена изучил содержание учебника. И готов рассказать, о чем в нем говорится».
В дискуссии о своем мировоззрении вступать не следует.