«Хороший фашист», отменивший эдикт об изгнании евреев

17 декабря 1968 года вице-президент еврейской общины Мадрида Шмуэль Толедано явился в Министерство юстиции. Здесь ему было торжественно объявлено, что правительство Испании отменяет указ короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы Католической об изгнании евреев из страны.

Шмуэль Толедано, прямой потомок раввина Даниэля Толедано, возглавлявшего еврейскую общину Толедо в 1492 году, склонил голову в знак признательности. Так был официально завершен период изгнания евреев, продолжавшийся 476 лет. 

Фактически указ Фердинанда и Изабеллы утратил силу еще в середине XIX века, с принятием конституции Испании в 1859 году. Основной закон позволял существование в стране еврейской общины. Но формально указ об изгнании никто не отменял. В 1968 году правительство Испании, наконец, приняло решение сделать это. 

Из Министерства юстиции Шмуэль Толедано поспешил в новую мадридскую синагогу — первую, построенную в столице Испании, начиная с XIV века. Там уже собрались более шестисот человек — евреи Мадрида, представители общин Лондона, Нью-Йорка и Буэнос-Айреса. Для того чтобы принять участие в торжестве, в синагогу прибыли представители правительства Испании и мадридского муниципалитета, а также католические, православные и протестантские священнослужители. 

Шмуэль Толедано поднялся на амвон, «биму», и, с трудом справляясь с волнением, зачитал постановление правительства. Его последние слова заглушили овации. Изгнание из Испании, одна из наиболее драматических страниц еврейской истории, завершилось официально. 

Любопытно, что все это торжество происходило при правлении каудильо Франсиско Франко, чье отношение к евреям было, мягко говоря, неоднозначным. В своих речах он неоднократно клеймил «еврейский капитализм» и «еврейских спекулянтов». Не говоря уже о том, что Франко одержал победу в гражданской войне 1936 — 39 годов при прямой поддержке фашистской Италии и нацистской Германии. Сразу же после прихода франкистов к власти в Испании была запрещена деятельность любых еврейских организаций. Этот запрет был частично отменен только в 1964 году, после чего в Мадриде и в Барселоне снова открылись синагоги. 

По окончании Второй мировой войны Испания оказалась в международной изоляции. Находившуюся под властью Франко страну отказались принять в ООН. В международном бойкоте Испании участвовал и Израиль. Ситуация изменилась далеко не сразу. Лишь в 1955 году США, получившие военные базы на территории Испании, помогли ей добиться членства в ООН. 

Но, как уже было сказано, отношение Франко к евреям было далеко не однозначным. Когда в 1949 году постоянный представитель Израиля в ООН Абба Эвен проголосовал против вступления Испании в эту организацию и заявил, что франкистский режим пособничал гитлеровской Германии в уничтожении евреев, официальный Мадрид зашелся от гнева. МИД Испании опубликовал заявление, в котором утверждалось, что в годы Катастрофы Испания спасла от гибели в лагерях смерти 50 000 евреев. К заявлению прилагались многочисленные свидетельства очевидцев. На позицию мирового сообщества этот демарш никак не повлиял. Действительно спасение евреев от гитлеровского геноцида не было результатом сознательной и последовательной политики Франко в годы Второй мировой войны. Тем не менее Испания под его правлением действительно спасла от неминуемой гибели десятки тысяч евреев. В Испании нашли убежище евреи, бежавшие из стран Балканского полуострова. После того как Франция была оккупирована немецкими войсками, 40 000 евреев смогли спастись, переправившись через испанскую границу. При помощи испанского правительства из нацистских концлагерей удавалось вызволить евреев сефардского происхождения. Так, по ходатайству Испании, только из Берген-Бельзена были освобождены 1600 узников. 

Исходя из всего этого, цифра, приведенная в заявлении испанского МИДа, 50 000 спасенных, не выглядит преувеличением. Но историческая правда заключается в том, что Франко мог спасти куда больше евреев, но не сделал этого. Летом 1940 года, после того как Франция была оккупирована Германией, к испанской границе хлынули потоки беженцев. Но пересечь ее давали лишь тем, кто имел въездную визу в третью страну, чаще всего — в США или Португалию. 

Среди еврейских беженцев, искавших тогда убежище в Испании, был и знаменитый культуролог Вальтер Беньямин. Он был задержан в пограничном городе Портбоу. Никакой визы у него было. Беньямину сообщили, что он будет депортирован во Францию. Вместе с тем испанские власти позволили ему переночевать в местной гостинице, где он покончил жизнь самоубийством, отравившись морфином. Эта трагедия произвела на испанцев такое впечатление, что на следующий день они пропустили всю группу беженцев, среди которых был Беньямин, а затем на какое-то время и вовсе сняли все ограничения. Благодаря этому, через испанскую границу смогла переправиться философ Ханна Арендт, написавшая впоследствии ставшую классикой книгу «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме». 

Но когда летом 1942 года, с началом массовых депортаций евреев из Бельгии и Франции в нацистские концлагеря, к испанской границе вновь устремились тысячи беженцев, перед ними опустился шлагбаум. Перебраться на Пиренейский полуостров удавалось немногим. Но и тех, кто все же сумел преодолеть пограничные ограждения, испанские власти, как правило, задерживали и выдавали обратно немцам. 

Испания могла спасти еще большее количество своих еврейских подданных, оказавшихся на оккупированной Германией территории, но не сделала этого. Но, тем не менее, десятки тысяч все-таки спасла. Как же оценить роль, которую играла Испания во время Катастрофы? Задавшийся этим вопросом британский писатель и журналист Роберт Филпот свою статью в газете «Jewish Chronicle» озаглавил так: «Был ли Франко «хорошим» фашистом?» 

Ответ на этот вопрос заложен в самой его формулировке. «Хороший фашист» — это, конечно, оксюморон. Но, при всем том, Филпот не дает однозначного ответа на этот очевидный, казалось бы, вопрос. Спасая тысячи одних и отказывая в помощи тысячам других, Франко сделал все для того, чтобы вопрос о его роли в еврейской истории навсегда повис в воздухе. Возможно, принимая в 1968 году решение об отмене эдикта Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, он пытался застолбить себе место в списке доброжелателей народа Израиля. Для того чтобы отменить указ об изгнании евреев из Испании, потребовалось почти полтысячелетия. Возможно, и такого срока не хватит, чтобы окончательно очистить имя Франко от причастности к изгнанию еврейских беженцев в годы Катастрофы.

Борис ЕНТИН, «Детали»

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора