Много лет назад я расспрашивал переводчика восточных эпосов и знатока Востока поэта Семёна Израилевича Липкина, похож ли сюжет Корана на Тору. «Как сталинский «Краткий курс» на реальную историю партии», — объяснил он. Понятнее не скажешь. Историю определяет тот, кто её записал.
Относится это к еврейской истории. Предшествующее нынешнему Израилю еврейское государство воссоздано в 142 году до н.э. в результате восстания братьев Хашмонеев. Оно просуществовало как независимое до 63 года до н.э. и как провинция Рима — до поражения восстания Бар Кохбы в 136 году н.э. Наши национальные катастрофы — потеря независимости, а в конце — рассеяние, должны иметь серьёзные причины. Осознаём ли мы их?
Поначалу то еврейское государство было весьма успешным. Победы его под правлением последнего из братьев Хашмонеев, Шимона, и его сына Иоханана Гиркана I — над греками-селевкидами, над Шхемом, над эдомитянами позволили евреям присоединить к Иудее Шомрон, Эдом, в Заиорданье — Моав. К 76 году до н.э., после успешных войн сына Гиркана I царя Александра Янная, завоевавшего для евреев прибрежные земли от Нила до горы Хермон, оно владело большей территорией, чем сегодняшний Израиль.
Но одновременно с созиданием из-за постоянной вражды двух религиозных сект — фарисеев и саддукеев (прушим и цдуким) — происходило разрушение Иудеи. К фарисеям в основном принадлежал глубоко религиозный простой народ, к саддукеям — люди состоятельные, храмовая знать. Эллинизация Иудеи коснулась в основном саддукеев. Исторически победили фарисеи, поэтому сегодня мы следуем их нарративу. Не уверен — насколько он справедлив.
Уже восстание Хашмонеев было в большой степени гражданской войной. Братья Хашмонеи, хотя и когены, служившие в Храме, духовно были близки к фарисеям. К саддукеям примкнул Иоханан Гиркан I. Ссора его с фарисеями произошла так: один фарисей предложил Гиркану сложить с себя полномочия первосвященника, поскольку город его матери был до его рождения захвачен врагами. В ту пору постоянных войн у захватчиков было принято насиловать женщин в захваченных городах, и теоретически мать могла зачать Гиркана не от мужа. Не знаю, не от этого ли у нас идёт закон определять принадлежность к евреям по матери.
Традиция изнасилования пленниц даже отражена в Торе, дающей правила для еврея, желающего взять в жёны понравившуюся ему пленницу. Отголосок этого сегодня: некто из современных израильских левых обвинил воинов ЦАХАЛа в расизме, поскольку те не насилуют арабок.
В требовании к Гиркану отразилась важная особенность мировосприятия фарисеев: понимание всех законов иудаизма буквально. Позже наши мудрецы постановят не считать незаконнорожденными детей, родившихся после захвата еврейских городов врагом.
Другой пример трансформации буквальной трактовки Торы: в старые времена евреи могли мужественно сражаться в течение недели, но в шаббат, чтобы не нарушить его святости, давали себя убить. Мудрецы постановили, что в шаббат можно воевать, чтобы спасать свою жизнь. Но не более того.
Когда в 63 году до н.э. Гней Помпей с римским легионом, ворвавшись в Иерусалим, не мог захватить Храмовую гору, окружённую глубоким рвом и яростно защищаемую евреями, он прибег к хитрости. В шаббат римляне не вели боевых действий, они только засыпали ров. Поскольку непосредственной угрозы жизни это не несло, евреи римлян в это время не атаковали. Храмовая гора пала. После этого закон видоизменили вновь.
Гиркан I поручил фарисеям судить своего обидчика, но те вынесли мягкий приговор (по обычаям того времени оскорбившему царя полагалась смерть). Гиркан разгневался и казнил многих фарисеев.
Вспыхнувшая вражда фарисеев к Гиркану I перекинулась позже на его сына, царя Александра Янная. Историю с матерью-пленницей относят иногда к Яннаю.
Восстание против Александра Янная вспыхнуло во время того как царь в должности первосвященника, в Суккот последовал традиции саддукеев, а не фарисеев. Во время моления о дожде он вылил воду не в специальное отверстие в жертвеннике, а просто на землю. Протестуя, фарисеи стали метать в царя этроги — цитрусовые, используемые для богослужения. Стража убила в тот день около 6000 восставших.
Вспыхнула гражданская война, продолжавшаяся 6 лет и унесшая ещё более 50 000 еврейских жизней. Когда Александр Яннай взмолился «Что вас удовлетворит, чтобы замириться?», фарисеи ответили: «Твоя смерть».
Фарисеи совершили национальное предательство, пригласив в Иудею сирийского царя Деметрия III с армией. Сирийцы в 89 году до н.э. нанесли войскам царя поражение при Шхеме. После этого фарисеи одумались, и гражданская война закончилась.
Насколько критично различие в форме исполнения закона, разделившее Янная и фарисеев? Часто пересказывается Агада о том, как члены Санхедрина решали вопрос о кошерности печи. Мнение рабби Элиэзера явно поддерживалось Свыше. Об этом в какой-то момент прямо возвестил Голос с небес. Но мудрецы ответили: «Тора не на небесах, а на земле» — и большинством голосов отвергли мнение рабби Элиэзера. Еврейские мудрецы сами трактуют законы Торы и на многие вопросы дают разные ответы. Например, есть несколько версий времени, в которое заканчивается шаббат.
Выслушать вторую сторону в споре с фарисеями мы не можем, так как после разрушения Храма небольшая секта саддукеев, связанных с храмовым богослужением, постепенно растаяла. Но поскольку историю записали враги саддукеев, вражда к тем осталась до сегодня как фантомные боли. В ежегодной службе на Йом-Кипур мы читаем: «Накануне Дня искупления старейшины брали с первосвященника клятву…, что он не изменит порядок служения… из подозрения, что в его сердце закрались идеи саддукеев. Он удалялся и плакал из-за того, что его подозревали, а старейшины удалялись и плакали потому, что подозревали того, чьё служение никто не видит…». Служение происходило в Святая Святых, куда раз в году мог войти только первосвященник. По некоторым мнениям, все первосвященники периода Второго Храма были саддукеями. Немало негативного о саддукеях содержит и Талмуд.
Однако в главной катастрофе еврейской истории — в разрушении Иерусалима и Второго Храма в 70 году н.э. — повинно радикальное крыло фарисеев — зелоты и их экстремистский отряд — сикарии. Среди двух допускавших успех стратегий — подчиниться Риму или сражаться с ним, восставшие против Рима евреи избрали третью — гражданскую войну в осаждённом Иерусалиме. Сикарии сожгли два склада с продовольствием, содержимого которых, сообщает историк, осаждённым хватило бы на 30 лет. Возможно, эта акция явилась формой шантажа Всевышнего: от Него требовали немедленных чудес, предсказанных пророками. Иначе евреи умрут от голода. Это «иначе» и случилось.
Три года спустя у восставших оставался последний бастион — горная крепость Масада, находившаяся в руках сикариев. Но когда римляне, потрудившись год, соорудили насыпь, позволявшую им штурмовать Масаду, сикарии накануне решающей битвы убили своих жён и детей, после чего совершили массовое самоубийство.
Самоубийство, а тем более убийство и тем более своих жён и детей, категорически запрещено иудаизмом. Довод сикариев, что евреи не должны быть рабами, а могут принадлежать только Всевышнему, не перевешивает эти запреты.
В Масаде находились 960 сикариев. Это серьёзная армия. Еврейский герой Гидеон с отрядом в 300 воинов совершил неожиданное ночное нападение на мидьянитян, которых было, «как саранчи и как песка на берегу моря», и разбил тех. Но сикарии, похоже, рассчитывали только на те чудеса, которые не требовали их участия. Масада сегодня — странный символ героизма.
Современными наследниками фарисеев представляются мне ультраортодоксы. Их отношение к нынешнему Израилю основывается на спорных трактовках древних текстов и на мнениях некоторых раввинов прошлых поколений. Крайнюю позицию среди ультраортодоксов занимает секта «Нетурей Карта», относящаяся к Израилю так же, как его враги ООП и Иран. Близки к этим взгляды сатмарской общины, считающей необходимым уничтожение Государства Израиль. Многие более умеренные группы ультраортодоксов тоже не признают Государства Израиль. Раввин Стюарт Вайс предположил в Jerusalem Post: «Угроза, перед которой мы сейчас стоим, быть может, наибольшая, с какой мы когда-либо сталкивались. Мы находимся в этой стране на грани гражданской войны между большим и растущим сегментом населения — ультраортодоксами и почти всеми остальными».
«День гнева» провела недавно «Иерусалимская фракция» — часть «литовской» (ашкеназы — не хасиды) общины рабби Шмуэля Ауэрбаха. После того как двое учащихся их иешивы были арестованы, парни отказались не только идти в армию, но даже зайти в офис и заполнить анкеты для освобождения от службы, более 1000 протестовавших перекрыли важные транспортные магистрали Иерусалима, остановив транспорт. Они держали плакаты: «Ортодоксальные евреи гордо пойдут в тюрьму, но не в сионистскую армию», «Мы скорее умрём, чем будем призваны».
Спектр мнений авторитетов иудаизма, определяющих мировоззренческие позиции религиозных евреев Израиля, предельно широк. Один полюс этого спектра — учение выдающегося раввина конца XVII — начала XIX века Хатама Софера, утверждавшего, что иудаизм не допускает ничего нового. Противоположный полюс — доктрина рава Авраама Ицхака Кука о том, что ход истории, развитие культуры и цивилизации являются «Продолжающимся Б-жественным Откровением». Рав Кук видел задачу современности в том, чтобы полностью сохранить все аспекты ортодоксального иудаизма, и при этом воспринимать то духовно новое, что открывается в мире; стараться интегрировать Исходное Откровение с Продолжающимся. При этом рав Кук осознавал неоднозначность поставленной задачи, признавая, что «иудаизм достаточно велик для противоречий».
Если признать, что современные ультраортодоксы находятся ближе к традициям фарисеев, дававших себя убить, абсолютизируя законы соблюдения шаббата; готовых призвать для правления своей страной из-за, казалось бы, незначительного расхождения в исполнении ритуала сирийского царя; развязавших гражданскую войну в то время, когда Святой город был осаждён врагами, то следы традиции саддукеев хранятся, похоже, у оппонентов ультраортодоксов. Религиозные сионисты, последователи учения рава Кука, получают светское образование, что в сегодняшнем мире неточно соотносится с древним понятием «эллинизации». Для них важную религиозную роль играет возрождение Израиля, земли которого под еврейский суверенитет были собраны когда-то выдающимися победами правителей-саддукеев Иоханана Гиркана I и Александра Янная.
Выбирая политического предтечу современного Израиля, я бы предпочёл традицию правителей — победителей Иоханана Гиркана I и Александра Янная фарисейской, с их гражданскими войнами, разрушившими когда-то еврейское государство.
Новая книга Бориса Гулько:
«Мир еврея». Часть 2. 111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах. 547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея. Часть 1. 57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах. 269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
«Путешествие с пере- садками». Три книги воспоминаний. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Борис, Вы затронули интересную и сложную тему о пропорции между фанатичной верой и здравым смыслом.
Чарлз Дарвин во время посещения Галапагосских островов обнаружил, что существуют 3 варианта Галапагосских Вьюрков:
1. С длинными крыльями 2. С нормальными крыльями 3. С короткими крыльями. Длиннокрылые гибли от резких порывов ветра, короткокрылые не могли ловить достаточное количество насекомых и гибли и только «золотая середина» смогла успешно вести существование и размножаться. Не являтся этот факт для человечества одним из сигналов Творца? Видимо также для евреев единственным способом, чтобы выжить, является принцип: «На Б-га надейся, но сам не плошай». В противном случае, как Вы показали на исторических фактах, фанатики («Длиннокрылые») или атеисты («Короткокрылые») просто исчезают. Наша повседневная жизнь меняется Всевышним и является, вне всякого сомнения Его творением, и нежелание приспособиться к ней видимо вызывает гнев Творца и человек платит дорогую цену за упрямство.
Борис, в это воскресенье мне посчастливилось побыть на вечере у Игоря Губермана, два часа счастья.
«Заоблачные манят эмпиреи
еврейские мечтательные взгляды,
и больно ушибаются евреи
о каменной реальности преграды».
FRITZ, судя по разнообразию евреев, нам почему-то необходимы и «Длиннокрылые», и «Короткокрылые», и средние. Мы не датчане какие-то, про которых Лоуренс Стерн писал, что они — все одинаковые.
Знаете, Борис, известный еврейский публицист Henryk Broder как-то написал, что «Разница между исламом и исламизмом, как между алкоголем и алкоголизмом: Все дело в дозировке». Так и яд змеи может быть в разумных размерах целителен, в передозировке — смертельным. Применяя эту истину для наших еврейцев, можно с уверенностью сказать, что на все времена и для идн действуют те же законы и идеальным остается умеренная дозировка. Но видимо Всевышнему для какой-то цели действительно, как Вы заметили, необходимо мутить воду и создавать несоразмерное количество евреев-мудаков и евреев-фанатиков.
FRITZ !
Хочу вам напомнить Заповедь : «Да не будет у тебя иных богов /АВТОРИТЕТОВ/ помимо МЕНЯ !
Онемеченный Henryk Broder много чего говорит умного но, но если он сказал о том что существует разница между исламом и исламизмом, то он конченный м !
И вот почему ! Если читать внимательно коран, то становится очевидно, что его написали очень искушенные христианские теологи ! Коран это плагиат выдранных из библии, из талмуда и других источников текстов .
Может Бродер еще уверовал в то, что текст Корана 20 лет передавал ангел Жебраил мухамеду с СЕДЬМОГО НЕБОСВОДА !
У нас СЕМИ НЕБОСВОДОВ в окружающем пространстве Земли НЕ СУЩЕСТВУЕТ ! Может Бродер считает истиной то, что Солнце в конце дней ДОГОНИТ ЛУНУ и поглотит ее , как утверждают авторы корана ? Коран это книга собранная не по смыслу, а по длине входящих текстов, посланных в разное время с СЕДЬМОГО НЕБОСВОДА.
Видимо Жебраил передавал их мухамеду по телефону !
Скорее всего через ВЕБЕР !
Как утверждают научные книги ислама, Мухамед получал т.о. тексты , приходил к арабам и рассказывал им послания .
Арабы в то время были оказывается поголовно грамотные ! Они обладали феноминальной памятью т.к. сразу запоминали все тексты , и писали их очень длинные и короткие на кусках глины, на листьях, на коже, на руках и ногах, и хранили их много лет до смерти мухамеда .
Когда мухамед умер , те арабы которые запоминали продолжали еще жить ! Т.о. благодаря не мухамеду, а этим арабам появился коран ! Мухамед не позаботился при жизни записать полученные по телефону с СЕДЬМОГО небосвода тексты ! Видимо ждал когда сам Аллах ему пришлет сразу написанный Коран ! Но так и не дождался ! Умер !
Приемник Мухамеда Усман приказал сообщить всем арабам записавшим тексты принятые с СЕДЬМОГО неосвода Мухамедом к нему, собрал их и положил в сундук .
Потом эти тексты переписал переписчик и и НЕ АЛЛАХ, а САМ ПЕРЕПИСЧИК принял решение какие тексты куда поставить !
Т.о. как вы понимаете эта книга появившаяся через 150 лет после смерти Мухамеда была написана не самим Мухамедом, не имеет последовательности текстов Аллаха посланных Жебраилом, тексты были собраны от неизвестных людей ! Так как эти люди не могли запомнить 20 листов текста услышанных от Мухамеда и записать их на листьях и камнях, то сами понимаете что это за тексты !
Если яд очень сильный то никакая умеренная дозировка не спасет !
И если человек дурак, проглотит яд, то дураком и помрет !
Что значит ЕВРЕЙ ФАНАТИК ? Я напимер ЕВРЕЙ ФАНАТИК !
Никому ничего плохого не делаю ! То что БОГ повелел соблюдаю !
БОГ сделал настоящих ЕВРЕЕВ ФАНАТИКАМИ ЗАВЕТА !
Те кто требует уничтожения Израиля вообще не евреи, а жертвы САТАНЫ !
Их место на свалке истории ! Ни один их них не спасет свою душу, и прокляты они и их дети БОГОМ !
О воинах МАССАДЫ !
Воины МАССАДЫ сдали крепость только потому, что сильно ослабли от ГОЛОДА ! Они исхудали и еле держались на ногах !
Римляне не смогли их СЛОМИТЬ ! Они приобрели ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ ! Ибо умерли С БОГОМ ИЗРАИЛЯ в СЕРДЦЕ и НЕ ПОКОРЕННЫЕ !
СЛАВА ИМ ВО ВЕКИ ВЕКОВ !
Прокляты римские псы многобожники извращенцы оскернившие СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ и СВЯТУЮ ВЕРУ , и души их мучаются в ВЕЧНЫХ МУКАХ !
В советах нету благодати
и большей частью пользы нет,
и чем дурак мудаковатей,
тем он обильней на совет.
(Губерман)