Материалы сайта www.evrey.com
Руководство Палестинской автономии обнародовало список условий “возобновления сотрудничества с Израилем в сфере безопасности”. Палестинская сторона требует полностью запретить вход израильских военных в “зону А” Палестинской автономии, находящейся, в соответствии с договором “Осло” — под палестинским контролем. Появились также требования, касающиеся “зоны В” (смешанный контроль ПА и Израиля) и “зоны С” (полный израильский гражданский и военный контроль). Так, палестинцы выдвигают требование передать под контроль палестинской полиции и спецслужб израильские контрольно-пропускные пункты, разделяющие “зону А”, “зону B” и “зону С”. А также — допустить палестинских представителей на пограничный переход на мосту “Алленби” на границе Израиля с Иорданией, где на текущий момент работают только иорданские и израильские сотрудники.
Напомним, что то, что в Палестинской автономии называют “сотрудничеством с Израилем в сфере безопасности” было прервано во время недавних беспорядков на Храмовой горе (см. на сайте материал “Ду-киюм” на Храмовой горе”), которые начались после того, как Израиль установил металлодетекторы, через которые должны были проходить посетители Храмовой горы. Эта мера стала реакцией на совершенный на Храмовой горе кровавый теракт, в ходе которого два жителя израильской арабской деревни Умм эль Фахм (их подельники еще до этого беспрепятственно пронесли на Храмовую гору огнестрельное оружие) — расстреляли двоих израильских полицейских. Через некоторое время правительство Израиля, под мощным арабским давлением, дало указание демонтировать металлоискатели и отказалось от любых иных дополнительных проверок арабов, посещающих Храмовую гору. Тем не менее, палестинцы заявили что, не намерены отказываться от “приостановки сотрудничества” с Израилем и собираются обсудить условия его возобновления. С результатами этого обсуждения мы сейчас, видимо, и получаем возможность ознакомиться. В анализе происходящего наибольшее значение, как нам кажется, имеют два фактора. Первый из них — совершенно очевидный расчет палестинских мастеров “восточной торговли” на то, чтобы под шумок “кризиса на Храмовой горе” — выторговать как можно больше уступок и “жестов доброй воли” со стороны Израиля. Мы уже писали о том, что события будут развиваться именно в этом направлении. Подчеркивая, что и что на деле главная политическая цель спектакля, разыгранного арабами после теракта на горе Мория — выторговать изменения “статуса-кво” (причем, как сейчас выясняется, не только на Храмовой горе) — см. на сайте материал “Плата за катастрофическую ошибку”. Вторая, весьма важная деталь происходящего — то, что палестинские требования на сей раз касаются, ни много ни мало — качественных изменений, установленных со времен договора Осло, в сферах контроля и порядка осуществления этого контроля в различных зонах Палестинской автономии. Разумеется — не в пользу Израиля. Здесь уместно вспомнить о том, откуда течет набирающий все большую глубину и силу “ручеек” требований о пересмотре правил контроля в зонах А, В и С. Все началось с идеи, выдвинутой администрацией Белого дома, которая предложила внести небольшие изменения в порядок осуществления полномочий Израиля в полностью контролируемой им зоне С. Это должно было касаться исключительно — объемов арабского строительства в этой зоне. Израильское правительство, помнится, проявило тогда гибкость и готовность конструктивно обсудить данную идею. А затем — и согласилось с большинством высказанных предложений.
Вполне ожидаемым (впрочем, конечно же, не израильскими лидерами) результатом этого “небольшого послабления” Израиля стало ныне предъявленное палестинцами требование о фактически тотальном сломе порядка, установленного во всех зонах израильского, палестинского и смешанного контроля. С отказом Израиля от основополагающих, с точки зрения поддержания реальной безопасности, функций военного контроля, обозначенных договором Осло, считавшихся краеугольным камнем израильской концепции “нейтрализации негативных последствий” палестинской действий в контролируемых ПА зонах А и В. Что в который уж раз, подтверждает старую истину о том, что арабы любую, даже гипотетическую уступку — считают “само собой разумеющейся”. И на ее основе — немедленно выдвигают новые и новые требования. И так до тех пор — пока т.н. ”партнер” не останется ни с чем. Отдельной ремарки заслуживает и само, анекдотичное, с позиций сотрудников израильских служб безопасности, понятие — “сотрудничество ПА с Израилем в сфере безопасности”. Каков реальный эффект этого сотрудничества — об этом можно судить по фактам. Известно, что значительную часть терактов, совершенных палестинцами против Израиля до настоящего времени осуществляли (либо активно помогали осуществить) как раз представители палестинской полиции и спецслужб, которые ничем другим, кроме планирования войны с Израилем (и прикрытия этой войны лицемерными разовыми акциями “помощи”) — не занимаются. Следует отметить, что представители израильских силовых структур сразу после “разрыва отношений”, провозглашенного администрацией ПА, заявили, что им удается достичь лучших показателей в сфере сбора информации и сотрудничества с агентами — без сомнительных “посредников” в лице палестинских спецслужб. Что касается слома порядка контроля в зонах А, В и С, на чем настаивает ПА — Израилю самое время задуматься об этом. Только теперь уже — в пользу Израиля. И это означает — полный выход Израиля из договора Осло (о своем выходе из ословских соглашений палестинцы, кстати сказать, официально объявили с трибуны ООН) и установление на всей территории между морем и Иорданом такого порядка, который отвечает интересам Израиля.