Согласно первой версии, по переписи в Одессе, проведенной летом 1795 года, среди 2349 горожан нет ни одного молдаванина (волоха — по тем временам), но есть евреи, болгары и др. В 1802 году в статистическом отчете, предоставленном генерал-губернатору Новороссии Дюку де Ришелье в разделе «Народонаселение» появились данные о молдаванах, «особою слободкою за городом поселенные: мужеского пола — 53, женского — 42 души».
В то же время есть версия, по которой Молдаванка старше Одессы лет на тридцать. Эта версия взята на основании письма войскового переводчика К. Иванова от 1764 года о молдаванах, якобы занимавшихся строительными работами в крепости Ени-Дунья, что находилась в районе нынешнего Приморского бульвара. Археологическими раскопками 1993 года в этом районе обнаружено неизвестное турецкое поселение период с 1770-х годов. Вообще говоря, маленький Хаджибейский замок был первый раз захвачен русскими войсками в 1774 г., а затем турки его отбили и удерживали до 1789 г. Но от тех времен не осталось вразумительных описаний местности.
Рассказывая о Молдаванке, не следует углубляться в археологию. Полагаю, что историю Молдаванки нужно начать с Водяной балки (отсюда Балковская улица), то есть оврага, по которому текла небольшая речка. На плане 1814 года — села с двумя десятками домов — Молдаванка изображена еще в виде квадрата в плане. При совмещении старых границ с современной картой получается, что западной околицей Молдаванки служил естественный склон Водяного оврага (балки) между нынешними улицами Средней и Дальницкой. Центром той Молдаванки в 1820 году стала Михайловская площадь с православным собором.
Но еще раньше, в конце в 1798, была построена синагога, которую впоследствии называли Молдаванской общественной синагогой на Балковской улице, № 133. Через сто лет в этой синагоге в полумраке можно было разглядеть купца Давида Голубчика, торговца сеном и овсом Шлойму Грача, Соломона Тартаковского, торговавшего красками и чернилами на Прохоровской, служащего ссудной кассы Цудечкиса, торговца недвижимостью Нухима Шнейвейса со Степовой, старожила Молдаванки Лейба Быка и других уважаемых граждан с фамилиями, известными по «Одесским рассказам» Бабеля. Увы, этот уникальный памятник еврейской культуры был разрушен местными жителями во время фашистской оккупации Одессы.
В первую четверть XIX века вокруг Молдаванки выросли рабочие слободки: Раскидайловка, Бугаёвка, Воронцовка, Матросская. Со временем эти слободки полностью или частично стали именоваться по названию центральной слободки — Молдаванки. Молдаванку определяли главным образом православное население и многочисленные православные храмы. Евреев здесь жило гораздо меньше, чем православных.
Построили здесь свои храмы старообрядцы, католики и мусульмане. Первым воспел Молдаванку Исаак Бабель, который разглядел среди беспросветной нужды большинства евреев еще и очаровательные краски еврейской нежности, доброты и остроумия. По справочнику 1913 года Молдаванка насчитывает 11 еврейских молитвенных домов и всего лишь одну синагогу. Конечно, она не могла затмить городских соперниц великолепием фасадов или роскошью интерьера. Да и прихожане здесь были намного бедней, чем в центре города. Но именно в стенах молдаванской синагоги звучали молитвы первых одесских евреев.
Знаете ли вы еще какой-нибудь район любого города мира, ставший нарицательным понятием? И где еще можно ощутить такое мощное дыхание местных легенд? Не думаю, что на Большом Фонтане или в Лузановке. Пройдитесь по улочкам Молдаванки, зайдите в обычный дворик. Вы увидите, что здесь почти ничего не изменилось с тех пор как по этим дворам ходили герои Бабеля и Паустовского. И тогда, прикоснувшись к теплым камням столетнего дома, всмотритесь в обвитую виноградом веранду и решите, где находится душа старой Одессы…
Главное достоинство Одессы и ее беда в том, что центральная часть города вместе с Молдаванкой осталась практически неизменными с начала ХХ века. Время неумолимо, хрупкий ракушечник — основной материал для строительства домов Одессы, разрушается от автомобильной и трамвайной тряски, выветривается. Слабые просадочные грунты размывают протечки из водопровода и канализации, в разветвленную сеть катакомб время от времени проваливается какой-нибудь дом. И поныне привычный пейзаж одно- и двухэтажных домов, построенных в незапамятные времена и изуродованный годами и перестройками, разбавляют лишь кое-где торчащие убогие типовые девятиэтажки.
Квартиры той же площади, что и в центре, стоят на Молдаванке намного дешевле. Из-за бедности населения интерес к недорогому жилью постоянно растет. В Одессе, как и в других больших городах бывшей Новороссии, остро ощущается обнищание основной массы населения. Для этих людей слова «благосостояние» и «покупательская способность» превратились в пустой звук на фоне рекламы элитного жилья по полторы тысячи евро за квадратный метр. Но за деньги, недостаточные для покупки даже туалета в элитном доме, одессит может приобрести сегодня не очень пригодную для жилья отдельную квартиру на Молдаванке. Вот примеры развалюх, требующих ремонта: самостоятельное строение на ул. Степовой, комната 21 кв. метр, кухня 11 кв. метров, газ, вода, туалет, есть место для пристройки или надстройки 2-го этажа — цена 3700 евро. Однокомнатная квартира на ул. Косвенной, комната 13 кв. метров, кухня 7 кв. метров, газ, вода, цена 3000 евро. Жилища, конечно, убогие, но для человека, не имеющего достаточно денег, зато имеющего горячее желание иметь крышу над головой, это чаще всего единственный выход. Таких низких цен нет больше ни в одном другом районе Одессы.
Никому из жителей современного одесского микрорайона не придет в голову выпустить вечером ребенка погулять около дома. В то время как патриархальный уклад Молдаванки изо всех сил сопротивляется этой беде. Зоркий глаз соседей всегда отметит чужого человека, потревожившего покой двора, бабушки, сутками сидящие на скамейке, всегда присмотрят за играющими детьми, да и сами отношения живущих здесь и давно знающих друг друга людей поражают своей теплотой, а порой дикими ссорами. Тем не менее сохранились некоторые дворы, где все главные события в жизни человека и сегодня отмечаются «всем двором».
Путешествие продолжается
Какой тут заголовок? просто спасибо!