Но, к сожалению, хотят общаться с Ним панибратски,
выдавая собственные желания за волю Б-га.
И я не горю желаньем лезть в чужой монастырь,
Я видел эту жизнь без прикрас…
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды он прогнётся под нас.
Андрей Макаревич
Однажды я уже писал рассказ и песню-антитезу современной песни Андрея Макаревича «Брошенный Б-гом мир». Песня и рассказ назывались «Неброшенный мир». В них было показано, что мир совсем не брошен, Всевышний управляет им, делает все для нашего блага.
Вообще, ранний Макаревич мне ближе. То ли потому, что я как личность формировался, когда: «вот море молодых колышет супер басы». А выползать из тьмы начал почти под пятьдесят. То ли молодой Макаревич был более аполитичен, менее прогибался под изменчивый мир. Но всё это вступление — лишь эпиграф к истории, которая случилась 1900 лет назад.
Рабби Акива и его ученики. Я уже писал об этом. Но, вероятно, рабби Акива – мой любимый герой, да и тема вечная. Так что приступим.
У рабби Акивы за короткий срок умерли 24 тысячи учеников. Умерли по постановлению Небесного Суда. Причём указано, что они умерли самой мучительной смертью — от дифтерита. Умерли, потому что недостаточно почитали друг друга.
Я задумался, что это означает – что они недостаточно почитали и уважали? Не подумайте, что они хамили, обзывали друг друга или хотя бы тихо презирали в душе. Я предположил, и мой учитель одобрил, что просто Тора другого еврея не была для них так же дорога, как своя собственная.
Мне близка эта мысль, потому что я сам до неё дошёл. Но я не представляю, как такого вообще можно достичь!?
Мне рассказали историю сватовства рава Авраама Купермана к дочке рава Ицхака Зильбера Хаве. Рав Ицхак попросил будущего зятя поделиться какими-то своими открытиями в Торе. Рав Авраам поделился… А потом, он сказал: «Я не представлял, что человек может так радоваться чужим открытиям, — больше, чем своим собственным!».
Но это речь идёт о праведниках. А, впрочем, разве не были праведниками все или хотя бы большинство учеников рабби Акивы? Чтобы воспитать этих учеников, он 24 года не виделся с женой, великой праведницей Рахель, которая пожертвовала всем, чем может пожертвовать женщина для Б-га.
И все коту под хвост? Как можно не упасть духом, не решить, что ты сам недостоин? Что Б-гу неугодны твои жертвы? Или наоборот, что ты настолько высоко взлетел, что на твоём фоне любой ученик будет казаться недостойным и кого ты ни воспитай, их ждёт та же участь? И что всё бесполезно.
Рабби Акива не хотел «прогибаться под этот изменчивый мир». Кстати, а почему он изменчив? Бытие, существующее во времени, подвержено изменениям, а любое изменение – это страдание.
«Порча связана со временем», поскольку корень возникновения категории зла — во времени… «А исправление — с человеком»: на человека возложено служение.
«И из этого (из времени) пришла беда» (Маараль).
«Человек своим выбором повелевает временем и его категорией, будучи способен склонять его туда, куда пожелает… Это и есть: “…и захватывайте (землю)” (Берешит 1) — укрепись и стань властелином» (Виленский Гаон).
«Гаон объяснил нам причину зависимости изгнания от времени: “…и будут порабощать и истязать их (евреев в Египте) четыреста лет”, а освобождения — от человека: “…а четвёртое поколение вернётся сюда”. Потому что порча связана со временем, а исправление — с человеком» (Рав Ицхак Гутнер, Пахад Ицхак).
«Порча связана со временем», поскольку корень возникновения категории зла — во времени, как объяснено выше. «А исправление — с человеком»: на человека возложено служение. Он должен преодолеть категорию зла и отринуть её. Ему нужно прорвать все блоки и экраны, за которыми находится реальность материального мира и найти Творца из каждой точки сокрытия. От каждого места, где Он скрыт и отдалён, приблизиться и приобщиться к Нему.
«Каждая точка сокрытия Всевышнего во времени и испытание, заключённое в ней, создаёт возможность служения для человека. Каждый отрезок времени — это приглашение для человека быть готовым к своему предназначению. Каждый момент времени уникален, он не похож ни на какой другой момент со дня сотворения мира и до его конца. Каждая ситуация во времени — это одноразовая возможность для человека использовать её для приближения к Творцу. Время есть величайший инструмент, данный человеку, чтобы служить в нём.» (из книги Рава Эуда Раковского «Знание молитвы»)
Все это знал рабби Акива, который единственный из человечества вошёл в Пардес и вышел оттуда, не пострадав. То есть он освоил все тайны Торы. У него хватило скромности не идти дальше и не пытаться понять все замыслы Всевышнего. Поэтому он берет пять новых учеников. Один из них – рабби Шимон бар Йохай, объединяет своим трудом весь еврейский народ и завещает в книге «Зоар» всем учащим Тору любить друг друга, чтобы у них не был такой же конец, как у 24000 учеников рабби Акивы.
Я вспомнил одну похожую личную историю. 15 лет назад я сосватал одну пару. И молодой муж вскоре заболел раком и через год умер. Я подошёл к своему раввину сказать, что категорически отказываюсь заниматься сватовством. Рав сказал, что тогда я своими действиями как бы отрицаю Б-жественное управление миром. Я продолжил этим заниматься и завтра еду на бар мицву одного из своих «внуков».
Сегодня почти все люди верят в Б-га. Но к сожалению, чаще всего хотят общаться с Ним панибратски, выдавая собственные желания за волю Б-га. И величайший ум двух последних тысячелетий понял, что он не всегда может понять Его волю. Поэтому себе и другим советую: чаще обращаться к своим раввинам, когда вы сомневаетесь. И намного чаще, когда вы не сомневаетесь.