Ханука — ключ к взрослению

Говорят наши мудрецы, что взросление человека и взросление народа построено по одинаковым принципам. Чем отличается ребенок от взрослого в принятии решений?

Ребенок не имеет своего опыта, поэтому он действует, опираясь на авторитет родителя.

Отец должен указывать, что делать, и одновременно учить, как самому принимать решения.

Повзрослев, человек должен решать уже сам, опираясь на родительские уроки, на то, что он «выучил» в детстве.

Момент перехода от ребенка к взрослому в еврейской традиции называется Бар-мицвой.

При этом психологи говорят, что процесс перехода 13 лет — очень непростой, сопровождается возрастным кризисом (переходный возраст тинэйджера), конфликтами с родителями и поисками своего пути в жизни.

Посмотрим с помощью этой модели на историю взросления еврейского народа.

Вся еврейская история делится на две глобальные эпохи: эпоху пророков (детство народа) и эпоху мудрецов («взрослость» народа).

Как «взрослел» еврейский народ?

Всю первую эпоху у евреев не было тех, кто принимал бы серьезные (политические, военные и др.) решения по своей инициативе. Был пророк, который «ретранслировал» послание Б-га, передавал готовые решения для исполнения. Это называется теократия — власть Б-га. Т.е. народ слушался указаний Б-га (как отца) и одновременно учился мудрости.

После разрушения Первого Храма (уход из родительского дома) — постепенно исчезает пророчество (прямая связь с Б-гом — родителем).

С уходом пророчества начинается эпоха мудрецов. Мудрецы, как и все мы, не имеют прямого (уровня пророчества) «доступа» ко Всевышнему, но могут, опираясь на опыт «учебы» эпохи пророков (зафиксированной в книгах ТаНаХа), сами принимать зрелые решения.

Еврейский народ, перейдя от эпохи пророчества к эпохе мудрецов, вступил во взрослый период.

Сложный переходный возраст (возрастной кризис) в нашем народе соответствует событиям, отраженным в двух важнейших праздниках — Пурим и Ханука.

Ханука — самый поздний исторический праздник и характеризует окончательный переход во взрослый период.

Рав Гутнер пишет, что греческий галут в мистических книгах называют эпохой тьмы. На иврите слово «тьма» (хошех) близко к слову «забывание» (шохех).

Мудрецы за время греческой тьмы «забыли» состояние прямой связи со Всевышним. Сразу после событий Хануки появляются первые дискуссии мудрецов (на иврите — махлокеты). С помощью дискуссий мудрецы стали познавать мир и принимать решения. Это и есть взрослость (народа).

Объясняет традиция, что «забывание» — это дистанцирование Б-га (отец), чтобы народ (сын) научился принимать решения свободно, ответственно и самостоятельно.

Но если мудрецы как бы «забыли» о прямом управлении Б-гом, чтобы перейти к взрослому сознанию, то несознательная часть народа «забыла» всерьез, увлекшись внешне ярким, но внутренне пустым греческим образом жизни.

Это же происходит и с современными тинэйджерами: чувство взросления без достаточной мудрости приводит к бунту против родителей, свободе ради свободы и увлечениям внешней мишурой современных идолов поп-культуры (наследников древних греков).

В чем символ зажигания ханукальных свечей?

Мы зажигаем свечи, когда вокруг темно (свеча памяти против тьмы греческого забвения). Оливковое масло, которое зажигали в Меноре, очень важный символ.

Маслина (оливка) снаружи — очень твердый, соленый на вкус продукт (бунтующий тинэйджер). Но если маслину сжать, то из нее появится масло — полезнейший продукт, который своим горением освещает тьму, разгоняя ее светом.

Это — символ еврея. Без мудрости Торы мы — горько-соленая маслина.

Сжатие маслины — наши жизненные трудности и испытания. Вооружившись еврейской мудростью, в результате испытаний мы станем источником «масла», которое горит, согревая теплом и освещая жизнь духовным огнем, делая мир светлым и теплым.

(Напоминаем, что каждую субботу в 12 часов дня встреча

с р. М. Бруком в Jewish Center of Brighton Beach, 2915 Ocean Parkway).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора