Из евреев в греки

Я принадлежу к модернистским ортодоксальным (МО) иудеям. МО стремятся соблюдать заповеди Торы, и в то же время овладевать светскими знаниями и профессией. Во время празднования Хануки уважаемый член нашей синагоги, профессор психологии заметил: не поражение ли наших предшественников мы празднуем?

На протяжении своей истории евреям пришлось тесно общаться со многими народами. На лекции лингвиста А.Ю.Милитарёва я узнал, что евреи удивительно мало вынесли из своего пребывания в Египте. В еврейском языке профессор насчитал всего около 30 египетских слов, в египетском же — порядка 300 еврейских. Многие — для важнейших понятий. Куда более сущностным оказалось для нас столкновение с греками.

В 332 году до н.э. Иудея стала частью империи Александра Македонского. В последующие века её контролировали то греческие правители Египта Птолемеи, то греческое сирийское царство Селевкидов. Восстание Хасмонеев (167-142 годы до н.э.) восстановило независимость Иудеи, но и столетия после того греческое влияние на евреев было велико. Основанная Македонским и названная в его честь Александрия многие века оставалась одним из главных культурных и экономических центров и греков, и иудеев.

411812c400000578-4570894-neighbor_cash_freeman_pictured_with_his_wife_was_alerted_by_a_12-a-2_1496619255528

История античных греков исключительна. Греки создали практически все науки и искусства. И достигли в некоторых из них совершенства, ныне не превзойдённого. Вряд ли кто-то назовёт писателя крупнее Гомера или философа — подобного Платону и Аристотелю. А найденная в Риме в 1505 году копия скульптуры «Лаокоон», созданной в Пергаме в 200 году до н.э. была предметом зависти гениального Микеланджело.

Так что объекты национальной гордости евреев: учёные — нобелевские лауреаты, великие художники, поэты, писатели, музыканты — все они наследуют традиции, перенятой нами у эллинов. Даже Карл Маркс, гордиться которым особой охоты нет, написал свою докторскую диссертацию о философии античного грека Эпикура.

Греки, впрочем, получили от нас даже больше. Они приобрели религию.

Верования эллинов были красочны. Они обильно питали искусства. Но не выдержали 400-летнего соперничества с иудаизмом и были отвергнуты. Начало этому процессу положил перевод Торы на греческий, организованный Птолемеем II Филадельфом в III веке до н.э. Этот текст получил название «Септуагинта».

Два с половиной века, начиная с восстания Хасмонеев и до катастрофы разрушения Второго Храма в 70 году н.э., были полны внутренними религиозными войнами евреев. Основными соперниками являлись секты саддукеев, к которой принадлежали первосвященники — по некоторым мнениям, все первосвященники периода Второго храма, храмовая знать, а также люди зажиточные, и фарисеев — ревностно религиозного простого народа. Семейство Хасмонеев по статусу должно бы относиться скорее к саддукеям, но по взглядам было фарисейским. Однако их потомок, правивший в следующем поколении, — Гиркан I — примкнул к саддукеям. В войне его сына Александра Яная с фарисеями, по сообщению крупнейшего еврейского историка древности Иосифа Флавия, писавшего — характерно — на греческом, погибли 56 тысяч евреев. Война за престол между двумя сыновьями Александра Яная завершила независимость Иудеи — один из сыновей в 63 году до н.э. призвал на помощь Гнея Помпея с римским войском.

41180b9400000578-0-image-m-18_1496584641438

Ко времени восстания против римлян — к 66 году н.э., еврейское общество состояло из ненавидевших друг друга саддукеев и фарисеев, экстремистов зелотов, террористов сикариев. Их разбавляли эллинизированные евреи. Набирала популярность секта назаретян. Эти верили, что Машиах уже объявлялся. Римляне Машиаха распяли, но тот ожил, являлся своим ученикам и обещал прийти вновь. О том ходило немало сказаний, но канонизированные позже Евангелия ещё написаны не были.

Существовала также секта ессеев. Эти удалились от общества к Мёртвому морю в Кумран, в котором припрятали рукописи, которые находят и сегодня. Проповедуя безбрачие, ессеи потомства не оставляли.

Все названные секты между собой, мягко говоря, не ладили. Крайне враждебной была реакция на назаретян, что нашло отражение даже в добавлении к тексту ежедневной молитвы. Сравним: сегодня многие члены одной из значительных хасидских общин верят, что покинувший наш мир Ребе — Машиах. И они остаются важной частью еврейского мира.

Когда в ходе восстания 66 года римляне осадили Иерусалим, там продолжалась гражданская война между тремя еврейскими группами. Одна из них сожгла склады с продовольствием. Среди осаждённых — по Флавию — 1 100 000 человек умерли от голода. Остальных продали в рабство. Наши мудрецы определили, что потерей Второго Храма и страны мы были наказаны за беспричинную ненависть друг к другу.

В исторической перспективе катастрофу войн с римлянами пережили лишь фарисеи и назаретяне. Но последние в основном — среди греков, примкнувших к этой еврейской секте. Иудейский «апостол язычников» Павел, возглавивший секту после казни евреями его предшественника — брата Иисуса, Якова, разрешал неевреям присоединяться к назаретянам без прохождения обрезания. Греки приняли приглашение.

Моментом, с которого христианство стало самостоятельной религией, а не иудейской сектой, стал Никейский собор 325 года. На нём христиане заменили Шаббат воскресеньем и признали Иисуса богом. Второе было в традиции римлян, обожествивших не только великого Юлия Цезаря, но и никчёмного Клавдия. В еврейском понимании Всевышнего для подобного расширения места нет. Впрочем, идея троицы стала причиной и многих внутренних христианских конфликтов. Так в XIII веке против её противников — катаров был организован Альбигойский крестовый поход, уничтоживший около миллиона человек.

17457301_1644670122226139_3624042276413173968_n

Христианство, ставшее крупнейшей мировой религией, своему распространению обязано, похоже, симбиозу еврейской и греческой составляющих. Вклад эллинизма — весомый довесок к еврейской теологии — идущая от греков эстетика.

Музыка Генделя и Баха, мадонны Леонардо, Рафаэля и Мурильо, работы лучших скульпторов, архитектурное совершенство многих соборов стали грандиозной эмоциональной добавкой в богослужение.

В 1992 году в кафедральном соборе Леона — бывшей столицы Леоно-Кастильского королевства, я попал на выставку «Музыка и религия». В величественную базилику свезли со всей Испании скульптуры и картины, изображающие музыкальные сюжеты из Библии, откуда-то из-под купола звучала чарующая музыка. Не думаю, что можно вызвать больший эстетический восторг. Это было на грани эротики.

А двумя годами позже я показывал семье Париж. Мы шли по правому берегу Сены вдоль величайшего архитектурного шедевра мира — Нотр Дам де Пари. Открывавшиеся всё новые перспективы здания захватывали дух. Мой 13-летний сын Давид провёл предыдущий год в Израиле и стал там ревностным иудеем. «Когда придёт Машиах, этот собор превратится в синагогу», — предположил он.

Отсутствие зримых объектов при еврейском богослужении объясняется второй Синайской заповедью: «…Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что в небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…» Можно предположить, что имеются в виду реалистические изображения.

С возникновением модернизма появились замечательные еврейские живописцы: Камиль Писсаро, Хаим Сутин, Амадео Модильяни, Марк Шагал. Они стали основателями новых направлений, порой состоявших только из их создателя. Музей Шагала в Ницце «Библейские образы» являет миру замечательную еврейскую живопись на темы ТаНаХа. Но в синагогах по-прежнему изображений нет.

В ХХ веке христианские направления, утилизовавшие в богослужении эстетику, увяли. Сначала случилась страшная катастрофа в России. Православный народ в гражданской войне сжёг церкви, перебил 11 миллионов единоверцев и походя — несколько сот тысяч евреев. Полвека спустя католики в Европе без повода вернули свои соборы.

Сейчас российские власти пытаются вернуть в страну религиозность. Для возрождения духовности необходима основная идея. Какова она?

В последнее время я состоял в переписке с двумя православными священниками. Один из них, ссылаясь на слова апостола Павла, что «если не было Воскресения Христова, то тщетна вера наша и упование», написал в своей статье: «Факт Воскресения Христова — одна из самых важных, а учитывая эти слова «Апостола языков», может быть наиважнейшая из основ нашей веры». Другой выразился проще: «Если Христос умер и воскрес — истинна наша вера». Я спросил первого: «Если души, как мы знаем, бессмертны, то статус Иисуса отличается от других тем, что у него осталась бессмертной не только душа, но воскресло и тело. Однако тело не может попасть в духовные миры, где нет места для материальности. Где тогда пребывает Иисус со своим телом? У самого Всевышнего, как мы знаем, телесной формы нет, и версия Микеланджело из Сикстинской капеллы — лишь красивая аллегория. У евреев есть представление, что в теле остался пророк Элиягу. В трудную минуту он может выручить человека. Ему в Пасхальный седер мы наливаем бокал вина и открываем двери. Но мы полагаем, что он не умер, а находится где-то в этом мире».

Другому священнику я написал, что не понимаю важности его доказательства. «Пророк Элиша воскресил юношу. Сам Иисус воскресил Лазаря. И что? По тем временам это были будни. Воскрешённый Элишей юноша вырос в пророка Иону. Тот провёл 3 дня в чреве рыбы и остался жив. Это куда большее чудо, чем воскрешение из мёртвых, которое, по пророку Езекиилю, нам всем предстоит».

Я недоумевал: ТаНаХ (Ветхий завет) сообщил христианам о Синайском откровении, о 10 заповедях. Им даны псалмы Давида, пророки, писания. Почему вся вера моих корреспондентов зависит, как они пишут, от случившегося два тысячелетия назад воскрешения одного еврея? Но потом я осознал: если не это небольшое, по еврейским меркам, чудо, то христианство будет неотличимо от его материнской религии, сольётся с ней и исчезнет.

Протестанты евангелики, как евреи, следуют запрету на изображения в своих молельных домах. Важным фокусом их духовной жизни являются происходящие в последний век чудесные преображения евреев — возвращение наше в Страну Израиля, сверхъестественные победы, вроде одержанной в Шестидневной войне, годовщину которой мы отмечаем. Как и евреи, евангелики ожидают после чудесного возрождения Израиля приход Машиаха. В личности его они с евреями расходятся, но этот непростой вопрос будущее разрешит само.

Евангелики — это единственное динамичное христианское направление, оно насчитывает в США 60-70 миллионов последователей. Их активная поддержка еврейского проекта в Земле Израиля, похоже, обеспечивает им самим духовную помощь Небес.

А что же с прямым наследием греков — православием? Мне на глаза всё почему-то попадаются православные клирики-евреи. Депрессивное самоощущение еврея — продолжателя дела известного священника Александра Меня, зарубленного единоверцем — в единственном из сохранивших доктрину антисемитизма направлении христианства, выражено в строках стиха преподавателя богословия И.А.Забежинского: «Из церкви можно уйти, только потеряв разум… Это горькое понимание того, что и со мной уже могло бы случиться или может еще случиться в любую минуту… да будь у нас хоть трижды неблагоразумный патриарх. Да будь у нас хоть четырежды самодуры епископы, жадные до денег и до власти. Да будь они хоть на 90 процентов все голубые-преголубые… Господи, упаси нас от этого безумия… Без церкви нет спасения».

Почему у этого еврея нет спасения без церкви? Не о нём ли строки Мандельштама: «Свое родство и скучное соседство\ Мы презирать заведомо вольны».

Видно, наше соперничество с греками ещё не завершилось.

Новая книга Бориса Гулько:

«Мир еврея». Часть 2. 111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах. 547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1. 57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах. 269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

«Путешествие с пере- садками». Три книги воспоминаний. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 4,80 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

18 комментариев к “Из евреев в греки

  1. Очень интересно!
    В своей книге «Сын человеческий», (которую я прочитала очень давно), Александр Мень писал об Иисусе как о — человеке, и даже о его «вознесении на небо» написал, что это не означало, что Иисус пересек мировое пространство, а что это было — вознесение духа.
    Возможно, это можно или должно понимать как-то иначе, но я поняла так.
    Без «воскресения Иисуса» и его — «непорочного зачатия» не было бы и христианства, но и им мешают евреи.

    1. SUZANA, то, что вы пишете о трактовке А.Меня (я его не читал), очень интересно. Если Мень считал, что тело Иисуса не возносилось, а только дух, то я не вижу разницы в участи души Иисуса с душами других евреев, покинувших этот мир. И, как я пишу в эссе, непонятно тогда, чем такое христианство заслуживает считаться отдельной религией.

      1. Читала давно, (после жестокого убийства Александра Меня), осталось такое понимание его «вознесения», и впечатление, что Иисус сам придумал о себе легенду, что он сын — «отца небесного». (Иисус много об этом говорит), а затем было, полагаю, придумано и «непорочное зачатие» его матери — «от святого духа», чтобы подтвердить его «божественную сущность».
        Иисус назначен считаться Богом в 325 году на Никейском Соборе..

      2. Искала одно, а нашла выписку из книги «Сын человеческий», (где-то есть и книга), в которой Александр Мень написал, что , когда мы говорим про Иисуса, что «Он вознесся» — это не означает, что Иисус «пересек мировое пространство», а означает, что Иисус «окончил свое земное служение», («отдал Богу душу»).

  2. Борис, Вы подняли важный вопрос о диалектике между Партикуляризмом (религиозном миросозерцании) и Универсализмом (этическом миросозерцании) в иудаизме. Для себя самого я выбрал следующую диалектику-аллегорию. Жизнь — это как поездка на автомашине: Взгляд вперед означает окружающий мир; Взгляд через зеркала назад — религиозный мир. Для того, чтобы успешно добраться до цели необходимы оба элемента. Тот, кто сосредоточен только на одном элементе, до цели не доберется.

    Меня несколько смутило Ваше «модернистско-ортодоксальное (МО)» направление в иудаизме, Борис. Такого рода классификация в самой сути своей является противоречием: Как может быть нечто грязно-чистым или холодно-горячим?
    Среди евреев мира по современной классификации существуют 4 направления:
    1. Ортодоксальный иудаизм (полное отделение от современного мира «Традиция»).
    2. Консервативный иудаизм (частично открыт для изменений современного мира, «Традиция и изменения»).
    3. Реформистский иудаизм (открыт для изменений современного мира «Изменения и ассимилиляция»).
    4. Реконструктивизм (совершенно открыт для изменений, полная ассимимиляция «Past has a vote but not a veto»).

    Ваше мировозрение, насколько я могу судить, скорее всего можно причислить к категории «Консервативного иудаизма».

    1. FRITZ, мне кажется, вы неточно представляете себе, что такое ортодоксальный иудаизм. Все его многочисленные направления – от Натурей карта до Религиозного сионизма, от меховых шапок – штремелов и белых чулок до шортов поселенцев, от живущих поколения в США и не знающих английского, обучающих детей только Талмуду до Джерада Кушнера, окончившего Гарвард, одного из влиятельнейших людей мира, объединяет исполнение формальных заповедей – кашрута, Шаббата. От консервативного иудаизма, допускающего отказ от некоторых заповедей – началось это с поездок в синагогу в Шаббат на машине – ортодоксов отделяет пропасть. Ортодоксальному еврею не разрешается даже молиться в консервативной синагоге.
      С Вашей аналогией жизни с ездой в машине я тоже не согласен. Иудаизм – это руководство к жизни. ТАНАХ в первую очередь – это учебник истории. Если не понять правильно его уроков – можно въехать в какую-нибудь мерзость – в коммунизм или в либерализм. Есть ещё заповеди морали (Не убей, не укради). И их тоже желательно видеть не только в заднее стекло.

      1. Борис, спасибо за разъяснение Вашей позиции. Вы несомненно правы в том, что человека нельзя, как картину, втиснуть в какие-то определенные рамки или категорию. Я (как несомненно и Вы) счастлив в том, что каждый может свободно наслаждаться свободой слова и вероисповедания и самому определить свою стезю.
        Около 300 лет назад знаменитый король Пруссии Фридрих Великий сказал: „Jeder soll nach seiner Façon selig werden“.

  3. Борис, у вас написано: «Греки создали практически все науки и искусства. И достигли в некоторых из них совершенства, ныне не превзойдённого. Вряд ли кто-то назовёт писателя крупнее Гомера или философа — подобного Платону и Аристотелю. А найденная в Риме в 1505 году копия скульптуры «Лаокоон», созданной в Пергаме в 200 году до н.э. была предметом зависти гениального Микеланджело.»

    Пошто вы египтян обижаете? У них парой тысяч лет раньше вполне была налажена геометрия, включая стереометрию и тригонометрию. Сомневаюсь, чтобы у яваним (тех греков!) было, скажем, кино: и как техника, и как искусство. А то, что Лаокоон был предметом зависти Микеланджело? Может, автор Лаокоона, увидев «Моисея», «Пьету» и росписи Сикстинской капеллы, тоже обзавидовался бы? Откуда вы знаете? Вообще, сравнение в искусстве, насколько я понимаю, вещь такая субъективная, что в приличном обществе и не стоит им заниматься. Кто лучший жипописец: Александр Иванов или Клод Моне? Кто ваятель: Роден или Неизвестный? Не знаю, как вам, а мне как-то довелось побывать в Национальном музее Египта. Там экспозиция египетских скульптур, начиная с минус 20-25 веков и обширнейшая, что там — Британский музей и Эрмитаж! (Не знаю, что там натворили мурсики, но очень жаль, если этого музея уже нет 🙁 ) Так вот, египетские скульптуры 4000-летней давности, с точки зрения исполнения дают 100 очков вперед греческим! И тщательностью отделки, и «оживляжем». Скажем, скульптурная собака-охранник внутри пирамиды следит за тобой злыми вставными глазами в пределах, по крайней мере, полусферы, куда бы ты ни перемещался! И что, интересно, чем старше артефакт, тем он совершеннее! Так же, как и пирамиды — чем старше, тем больше, тем массивнее каменные глыбы из которых они сложены, Относительно молодые (-13-15 вв), возможно, построенные нашими предками, те, вообще, из кирпичей, как и написано в Книге Шемот.

    Во всяком случае, видно, откуда у греческого ваяния ножки выросли.

    Что же касается большего идейного влияния сыновей Исраэля на египтян, чем наоборот, так это, опять же, написано в Торе. Бней-Исраэль принесли в Египет идею Единственного Творца, и она там чуть было не прижилась, при Эхнатоне.

    1. Реувен, о зависти Микеланджело можно судить по тому, что выступая экспертом, он утверждал будто Лаокоон (это сложнейшая композиция!) изваян из двух куском мрамора, в то время Плиний считал, что из одного. Ещё о зависти Микеланджело я читал в романе о нём Ирвинга Стоуна. Конечно, эту зависть мог придумать Стоун. Тогда и претензии к нему.
      В Каире я не был, но египетскими скульптурами заставлены все музеи мира. На мой вкус скульптуры эти мёртвые. Как и все искусство Египта, заточенное на гробницы. Как и его идеология. Ни на кого, она, мне кажется, не повлияла.
      То, что Вы пишете: «Бней-Исраэль принесли в Египет идею Единственного Творца, и она там чуть было не прижилась, при Эхнатоне» показывает, что египтяне, в отличие от греков, еврейскую идею не приняли. В Торе Всевышний всё время повторяет Моисею: теперь египтяне увидят, что Я – Бог. А они не увидели.

      1. Борис, а вам не пришло в голову, что за те много веков, что прошли от Плиния до Микеланджело, камень мог, по какой-то причине треснуть? Не до конца, но явно визуально на поверхности? И потом, насколько Плиний был квалифицирован в этих вещах? Или он тоже «шил понемножку» ваянием?

        Отсылка к Стоуну просто смешна. Если я правильно помню, то мы с вами с ним по жизни даже пересеклись. Я в школе восхищался его «Жаждой жизни». Но во взрослом состоянии взял, было — фу, какая пошлятина в духе соцреализма!

        А, вот, насчет Каирского музея можете только пожалеть! Особенно, если его разгромили. Экспозиции в Европе, во-первых, бессистемны, во-вторых, на них ограничения, связанные с добычей и доставкой. Я такие крупные скульптуры, как в Каире, нигде не видел. А то, что египтяне еврейскую идею не приняли, кто спорил? После Эхнатона наступила резкая контрреволюция, к власти пришла династия, фараоны которой Йосэфа не помнили, и на евреев начались гонения, приведшие, в конце концов, к Исходу. Но влияние осталось. Как у русских полно тюркских слов от монголов, но не наоборот. Как у более поздних русских, послепетровских — упертое неприятие Европы, в основном — «Духооовное», но при заимствовании, даже краже оттуда научно-технических достижений. И даже временами повального перехода образованными слоями на иностранные языки.

        1. Реувен, по поводу Стоуна — когда он писал книгу о Микеланджело — по-моему — страниц 900, то наверняка изучал воспоминания современников и все существующие материалы. Так что я его свидетельство так просто бы не отвергал.

  4. Я не впервые вижу, что два мейнстримных течения Традиции того времени: цдуким (садукеи) и прушим (фарисеи), названы сектами. И каждый раз удивляюсь. Это примерно как назвать сектами сегодняшних ультраортодоксов и модернортодоксов.
    Вот кто действительно был сектой, так это ессеи — малочисленная эскапистская секта.

    1. PRATTO, Википедия определяет: Се́кта (сред.-в. лат. secta — школа, учение). Ничего обидного в этом термине нет. И прушим, и цдуким подпадают под определение — школа, учение.

      1. Дело не в обидности, а в том, что как бы ни переводилось слово «секта», его, как правило, используют не для обозначения мейнстрима, а того, что откалывается от мейнстрима. Не просто оветвляется, а откалывается.
        Большинство отколовшихся так и остаются сектами (пр. ессеи).
        Некоторые перерастают в самостоятельные религии (пр. христиане).
        Те, кому удается, ответвишись, не отколоться, могут со временем завоевать господствующее положение и стать мейнстримом (пр. прушим).

  5. Ваша классификация евреев, Fritz — вобщем-то гибридная! Более строгая классификация предполaгает разделение по признаку отношения к иудаизму — сохраняющие верность и отказывающиеся от него (полная ассимимиляция?). А затем верные иудаизму — по признаку адаптации к современности. Это и будут три первые указанные Вами группы.

  6. Отличная, серьезная и своевременная статья! В наше время все больше людей ждут и говорят о приходе Мошиаха, Мессии, «Конце Времени», «Единой Религии», «Торжестве Истины» и т. д.
    В этом смысле давно назрел уважительный Диалог, — но не спор (зачастую переходящее в хамство) — между религиозными авторитетами на важные для «маленького человека» духовные темы. «Духовной жаждою томим» — вот запрос рядовой души, которая вдруг осознает, что голова дана не только, чтобы кушать. Думаю, что первый этап Диалога будет в том, чтобы создать Храм Дегустации Духовных Вод — рукотворный или не.
    А вы как думаете?

    (Кстати, автор не упомянул о давно замеченных совпадениях христовых «логий» с индусскими и буддийскими нравоучениями. (логии — сборники изречений Иисуса Христа, устно и письменно бытовавшие еще до написания Евангелий. Впервые термин «логии» употребил во II веке Папий Иерапольский. В его книге Изложение изречений Господних, сохранившаяся в цитатах у Иренея и Евсевия, говорится, что «Матфей записал беседы (λόγια) Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог» )
    Это еще один хороший «агент влияния» на раннее христианство. Отсюда был сделан вывод (в основном в кругах эзотериков и гностиков), что «вырванные годы» (с 13 до 30 лет о которых христианство скромно молчит) Иисус, вероятно, провел на шелковом пути и в Индии, где и научился буддизму, врачеванию и суперсилам. Вполне естественное желание юноши набраться восточной магии, чтобы отомстить за маму и тяжелое детство с дразнилками типа «байстрюк». Подобное желание набраться магической силы и «отомстить за маму и тяжелое детство» не редкость: например, такое было у буддиста Миларепы. Естественно, если это правда, то подобная история влияния «конкурирующей фирмы» буддизма не могла попасть в новозаветный свод, за который дружно (все «за») голосовал епископат на первом соборе в 325 году).

    *…Греки создали практически все науки и искусства …*

    Насчет греков я бы уточнил. Уникальный культурный взрыв древней Греции положил начало наукам и искусствам, но не «все науки создали». Но и это было настолько невероятно, что конспирология предполагает вмешательство внеземлян. Одна теория атомов Демокрита и его аллюзии специальной теории относительности (где-то на уровне современной средней школы) чего стоят.

Обсуждение закрыто.