Две жизни, ставшие одной: Самуэль Пизар

Ветер свободы и молодости свистел в ушах. Кроме черного рынка, который ему помог обеспечить, наконец, стабильное питание, Самуэль стал брать уроки математики у одного военного в обмен на сигареты Lackey strikes, которые они доставали из-под полы у американских солдат.

«Я потерял шесть лет школы и за это время не прочёл ни одной книги», — вспоминал он. И он начал учиться в школе. Ему нужно было быстрыми темпами догонять то, что пропустил. «В то время я спрашивал себя, чего бы моя мама ожидала теперь от меня и приложил, как мне казалось, все усилия, чтобы доказать себе самому, что я выжил не зря, что это не было простым совпадением. У меня была ответственность перед теми, кого не было рядом со мной. И ещё, как и тогда: я хотел выжить любой ценой. Я хотел жить».

Спасла Самуэля его тётя Барбара, сестра матери, которая жила в Париже. Она нашла случайно в списке выживших в Дахау имя Самуэля Пизара. «Тётя вспомнила, что последний раз, когда была в Белостоке, там был мальчик, которого звали Муля, и ему было, возможно, пять лет. Она не верила тогда, что этому мальчику удалось выжить, в то время, как все взрослые члены семьи погибли». Барбара попросила своего супруга, известного журналиста из газеты Le Figaro, Лео Соважа, поехать и разыскать в Германии её племянника. «Он нашёл меня в Баварии и привёз в Париж», — вспоминал Самуэль. В Париже выяснилось, что другие два маминых брата проживают в Австралии. На семейном совете было решено, что лучшим вариантом для него в данный момент будет не Европа, где он так настрадался, а спокойная и благополучная Австралия. «И через шесть-восемь месяцев я был отправлен в Австралию». Как потом рассказывал Самуэль, его дяди сумели сделать для него чудо. «Их семьи погибли в Холокост. Они не могли их снова оживить, но решили дать вторую жизнь мне, найдя средства на моё обучение и я, к счастью, тогда понимал это».

Картинки по запросу Самуэль Пизар

Он знал, что ему, выжившему физически, предстоит выжить ещё и духовно. «В Австралии я начал учиться сначала в школе, а затем в Мельбурнском университете, где получил степень бакалавра. Я был очень хорошим студентом, занимал первые места, в то время, как другие студенты просто учились. Для меня это, по сути, была битва за жизнь». В Австралии у ослабленного Самуэля начался туберкулёз: отголоски войны давали напомнить о себе. Оправившись после болезни, он стал учиться дальше, сначала в Оксфорде, а затем — в Гарварде и Сорбонне. «Я получил степень доктора в Гарварде, а потом в Сорбонне», — рассказывал он. — «Мне удалось познакомиться с сенатором Кеннеди, который был намного старше меня, и так же, как и я, бывший выпускник Гарварда». Пизар написал диссертацию о возможности экономических, политических и внутричеловеческих отношений между Востоком и Западом, которая вышла в свет как отдельная книга под названием Coexistence and Commerce, Guidelines for Transaction between East and West . «Моя книга вызвала полемику во всём мире», — отмечал он. Как только Кеннеди был избран президентом США, он пригласил Пизара стать его советником. Это было в 1961 году. Три года он проработал в Вашингтоне советником президента, Госдепартамента и Комиссии Конгресса США. В это время встал вопрос о гражданстве США. У Пизара были веские основания получить гражданство в Америке, т.к. он уже достаточно долго там проживал и был женат на американке, его первой жене, Норме. Тем не менее, сенатор штата Оклахома, Майк Манрони, внёс предложение предоставить ему американское гражданство за заслуги в качестве консультанта высших органов власти страны. Этот законопроект был одобрен в Сенате и Палате представителей Конгресса Соединённых Штатов. После этого президент Кеннеди с удовольствием подписал указ о предоставлении Пизару гражданства Америки и выслал ему фотокопию резолюции Конгресса вместе с ручкой, которой он подписал его. «Я стал международным адвокатом в Париже, Нью-Йорке и Лондоне и жил на три страны», — рассказывал Самуэль.

Картинки по запросу Самуэль Пизар

В своём интервью в канун 70-летия освобождения Аушвица он так определил себя: «Тот молодой человек, которым я был в Аушвице в то время, до сих пор живёт во мне и сейчас. Во мне живут одновременно два человека — подросток, запавшие глаза, бритая голова, худой, как скелет, узник лагеря смерти Аушвиц и преуспевающий человек сегодняшнего дня, выпускник элитных университетов, который живёт новой жизнью, работает в крупнейших столицах мира, как будто у него было нормальное детство».

Ему пришлось много работать в области торговли и инвестиций. Пизар являлся консультантом таких известных бизнесменов как Дэвид Рокфеллер (David Rockfeller), который открыл отделение своего банка в Москве рядом с Красной площадью. Он долгие годы консультировал Арманда Хаммера, работавшего с российскими большевиками ещё при жизни Ленина. Они вместе приезжали в Москву договариваться о торговых сделках Хаммера. Останавливаясь в гостинице «Националь», Хаммер снимал всегда номер, в котором проживал Владимир Ильич после революции. «Когда я приезжал в Москву, мне выпадала честь поселиться в этом номере с супругой», — вспоминал Пизар. Позднее, будучи 22 года адвокатом Международного Олимпийского Комитета, Пизару доводилось встречаться с советским руководством, начиная от Брежнева и кончая Путиным. Его адвокатский список включал в себя 500 ведущих мировых компаний и отдельных бизнес-лидеров. Он был адвокатом у таких выдающихся кинозвёзд, как Элизабет Тейлор и Рита Хейворт, основателя компьютерного концерна Apple Стива Джобса и других. Являлся автором ряда книг. Его автобиографическая книга «Из крови и надежды» («Of Blood and Hope»), была удостоена в 1981 году специальной литературной премии (Present Tense literary award) и переведена на 20 языков (за исключением русского — Э.Г.). Самуэль Пизар также оказывал помощь политически преследуемым — греческому композитору Микису Теодоракису, академику Андрею Сахарову и писателю Александру Солженицыну.

Трагические переживания военных лет, которые не покидали Самуэля Пизара до его последних дней, привели к тому, что он, несмотря на свою разностороннюю общественную и адвокатскую деятельность, стал заниматься также вопросами сохранения памяти жертв Холокоста, будучи соучредителем французского отделения Яд-Вашем». «Мне кажется — я мальчик в Белостоке. Кровь льётся, растекаясь по полам…», — писал в своей знаменитой поэме «Бабий Яр» поэт Евгений Евтушенко. Пизар считал, что эти слова написаны о нём и о его родине и гордился этим.

Самуэлем Пизаром был написан текст (либретто) к симфонии Леонарда Бернстайна «Кадиш». Эта симфония была создана в 1963 году и впервые прозвучала в Тель-Авиве, хотя композитору не очень нравилось либретто. После того как Бернстайн прочёл воспоминания Пизара о его жизни в концлагерях, он решил изменить его текст. Он понял, что никто кроме Пизара не сможет написать новое либретто. Пизар отказывался, но когда Бернстайн, умирая, повторил в своём завещании эту просьбу, обратившись к жене Пизара, Джудит, с которой дружил всю жизнь, Самуэль его просьбу выполнил. Новое либретто «Диалог с Б-гом» было написано в 1990 году. Премьера симфонии Бернстайна с новым либретто состоялась в 2003 году в Чикаго. Это выдающееся совместное сочинение стало обращением к памяти погибших 6 миллионов евреев в годы Холокоста.

За свою общественную деятельность Самуэль Пизар был отмечен Премией Эли Визеля, награждался почетными орденами «За заслуги» перед Польшей и «За укрепление международных отношений и прав между народами» Австралии. Кавалер ордена Почетного Легиона Франции.

Пизар был женат дважды. У него остались две дочери от первой жены, Нормы и дочь от второй жены, Джудит. Он также усыновил её сына Энтони Балинкена, работавшего ранее советником президента Клинтона. Энтони был автором его знаменитой «Шалом Хавер» речи, произнесённой после убийства Ицхака Рабина. Двое дочерей работали в Белом доме, в администрации президента Оба- мы. «Наши дети пошли по политической линии, сын Энтони теперь работает в администрации Обамы, жена сына — с вице-президентом Джо Байденом. Так что Белый дом, в некотором смысле, тоже наша вотчина ещё с тех пор, как я начал работать в администрации Кеннеди», — рассказывал Пизар.

Картинки по запросу Самуэль Пизар

Как бы давая свой завет, обращаясь к будущим поколениям, Самуэль Пизар писал: «Мы, пережив- шие Холокост, прошедшие через Аушвиц, исчезаем один за другим. Очень скоро нас, прямых свидетелей этой катастрофы, не станет. И история будет говорить в лучшем случае безличным голосом романистов, исследователей и историков. В худшем — голосом демагогов, фальсификаторов, тех, кто за- являет, что Холокоста ни- когда не существовало. Мы обязаны рассказывать молодым об ужасах Холокоста. Мы должны пред- упредить тех, кому предстоит жить после нас о возможных катастрофах, которые вновь могут произойти, опираясь на печальный опыт прошлого. Пока мы здесь».

Самуэль Пизар был, как его называли, «голосом совести поколения переживших ужасы нацистских концлагерей». Два года назад, 27 июля 2015 года его не стало. Самуэль Пизар покинул этот мир на 87-м году жизни. Он скончался от пневмонии — осложнения перенесённого инсульта. Неутомимый оптимист и борец, светлый и мужественный человек, проживший две такие поразительные жизни, ставшие одной, навсегда останется в нашей истории. Светлая ему память. , ,

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 4,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Эстер Гинзбург

Все публикации этого автора