Вера и доверие. Недельные главы Торы «Бехар» и «Бехукотай»

sefer«Бехар»

Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль каждый седьмой год («шмита»). Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает «йовель», юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофара в Йом-Кипур. В этот год тоже нельзя обрабатывать землю. Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун «шмиты» и «йовеля», чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя. В юбилейный год все еврейские рабы выходят на свободу, а купленные земли возвращаются прежним владельцам для сохранения изначального раздела Эрец-Исраэль среди колен. Запрещено давать еврейскому рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; его нельзя продавать на невольничьем рынке. Труд раба оценивается по времени, оставшемуся до его освобождения. По такому же принципу, с учетом оставшихся до «йовеля» лет, рассчитывается и стоимость земли. Человек, продавший свой земельный надел, имеет право выкупить его через два года. Срок выкупа домов в городах, обнесенных крепостной стеной, ограничен одним годом. Города левитов, служителей Храма, закреплены за ними навечно. Евреям запрещено брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство.

«Бехукотай»

В этом завершающем разделе книги «Ваикра» Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти наказания, цель которых – побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету – «арахин», когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей «рыночной стоимости», стоимости своего скота, дома или другой собственности.

* * *

«А в седьмой год суббота покоя будет для земли, суббота Б-гу…» (25:4).

Многие верят в Б-га – теперь это модно. Но вот полагаться на Него или, как говорили в старину, уповать способен далеко не каждый.
В разделе «Бехар» Б-г велит евреям раз в семь лет уходить с полей и перестать обрабатывать землю. Он требует довериться Ему, поверить, что все их нужды будут удовлетворены.
Б-г обещает, что в шестой год семилетнего цикла будет получен щедрый урожай, и это позволит людям прожить безбедно следующий год плюс еще восьмой год. Ведь если ничего не будет посажено в седьмом году, то и собирать в восьмой год тоже будет нечего.
Другими словами, однолетнего урожая хватит на три года. Причем Б-г обещает, что эта схема будет неизменно повторяться каждые семь лет.
Читая в Торе такого рода обещания, мы верим им. Но когда дело доходит до нашей личной жизни, тут мы куда менее охотно готовы положиться на Б-га.
В том и состоит разница между еврейскими понятиями «эмуна» и «битахон», между верой и доверием. Да мы можем поверить, что Б-г создал все из ничего, что Он поддерживает все сущее каждую секунду, что Он правит всем, что нас окружает, везде и всегда.
Однако в трудные минуты мы нередко забывает о Б-ге, и не уповаем на Него: «эмуна» остается, а «битахон» исчезает.
Возьмем, к примеру, ситуацию с религиозными учебными заведениями в Израиле. Как может держаться на плаву иешива, не получающая почти ничего из государственной казны?
Многие хедеры, колели и иешивы перманентно находятся на грани финансового краха, но продолжают существовать и даже расширяются. За последние годы значительно выросло число еврейских учебных заведений и количество семей, главы которых целиком занимаются изучением Торы, несмотря на материальные трудности, дороговизну и почти полное отсутствие финансовой помощи от государства.
Как такое удается этим учебным заведениям и семьям, главы которых сидят все дни в бейт-мидрашах?
Посмотрим, как оценивает данную ситуацию «рош-иешива», несущий на своих плечах тяжкое бремя материального обеспечения своего заведения, чьи текущие расходы исчисляется в сотнях тысяч шекелей. Во время своей поездки в Америку он сказал жертвователям, чтобы они шире раскрыли карманы, чтобы наполнить их огромными денежными суммами из Б-жественной казны.
Помощь изучающим Тору – это привилегия, а не финансовое бремя. Во время странствий в пустыне сыны Израиля несли с собой ковчег Завета со скрижалями. При этом, несмотря на тяжесть ковчега, им не требовалась транспортное средство, потому что «Моше не дал повозки сынам Кегата, которым поручалась священная служба. Они несли ковчег на плече».
На самом деле, ковчег вообще не несли. Он сам перемещался и тянул за собой своих «носильщиков».
Тора поддерживает тех, кто материально обеспечивает ее, а не наоборот.

Цепная реакция ассимиляции

«Но если не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти, и если установлениями Моими пренебрегать будете, и если законами Моими возгнушается душа ваша…» (26:14–15).
Такими словами начинается «тохаха», суровое предупреждение. В этом отрывке перечислены те наказания, которым подвергнется еврейский народ, если не будет выполнять свою часть договора с Б-гом, заключенного у горы Синай, откажется выполнять законы Торы и нести миссию избранного народа. В субботу к чтению недельного раздела Торы вызывают обычно семь человек, каждому из которых выделен очередной отрывок.
Однако в эту субботу традиция будет нарушена: к чтению «тохаха» никого не вызовут. Габай, следящий за порядком утренней молитвы, лишь молча кивнет чтецу, и тот продолжит читать, тихо и быстро, почти скороговоркой, как будто стремясь быстрее проскочить этот тяжелый отрывок. Некоторые люди боятся слушать перечень наказаний. Они выходят на это время из синагоги.
Впрочем, Тора никогда не стремится создать настроение безысходности. Порицаниям и угрозам предшествуют слова надежды и утешения. Начинается раздел «Бехукотай» на оптимистической ноте: «Если законам Моим будете следовать и Мои заповеди соблюдать, то…» – и дальше перечисляются блага, которых удостоятся евреи за верность Б-гу и Торе: «То дам Я вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой…, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно в стране вашей…». Короче, нам гарантируется и мир, и безопасность, и материальное процветание.
Завершается «тохаха» тоже обнадеживающими словами: «Но при всем этом (несмотря на страшные бедствия), когда будут они (евреи) в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз Мой с ними».
Вот в чем причина бессмертия еврейского народа, которую не могут разгадать историки и философы. Все другие племена и народы, побежденные и изгнанные со своей земли, неизменно исчезали, растворялись, включая самые могущественные из них: египтяне, вавилоняне, персы, древние греки, римляне, – все наши главные мучители.
Бесследно исчезли даже самые молодые из них, появившиеся на арене истории, когда евреев уже считали древним народом, а их законы «несовременными», «отсталыми». Сменялись эпохи и цивилизации, идеологии и культуры, а евреи продолжали существовать. Они цепко держались за свое многовековое знамя – Тору и ухитрялись играть активную роль во всех областях человеческой деятельности.
Корень этой вечности в обещании, которое Б-г дал праотцу нашему Аврааму: «Установлю Свой союз между Мной и тобой, и твоим потомством, которое будет после тебя, – на все поколения, ВЕЧНЫЙ союз» (Берешит 17:7).
В отрывке «тохаха» Тора детально живописует те страшные испытания, которым подвергнутся евреи, лишенные Б-жественной защиты. Наказания будут приходить в семь этапов, причем их тяжесть будет нарастать. Цель у них одна – побудить евреев к осознанию истинных причин несчастий, искреннему раскаянию и возвращению к Торе: «А если и после этого не послушаете меня и пойдете против меня, то в ярости пойду Я против вас и накажу вас всемеро против грехов ваших…». Эти слова повторяются рефреном после описания очередной серии кар.
Комментаторы говорят, что эта «тохаха» предсказывает тяготы вавилонского изгнания, продолжавшегося 70 лет после разгрома двух еврейских царств Израиля и Иудеи и разрушения Первого Храма. Вторая «тохаха», включенная в раздел «Ки таво» (книга «Дварим»), содержит пророчество о нашем еще не завершившемся изгнании.
Читая предсказания Торы, пытаешься нащупать в них причинно-следственные связи, понять, почему нас так ненавидят, преследуют, короче, откуда берется антисемитизм.
«Тот, кто думает, что Берлин – это Иерусалим…, будет снесен ураганным ветром, который оторвет его от корней». Так писал раввин Меир Симха в первые годы прошлого столетия. Буря действительно разразилась 30 лет спустя и охватила всю Европу. С тех пор, как Б-г заключил Свой необратимый договор с Авраамом, выживание еврейского народа стало историческим императивом, как закон природы, как восход солнца, как морские приливы и отливы, как «Волга впадает в Каспийское море».
Антисемитизм – это тоже «закон природы», единственная цель которого – предотвратить исчезновение евреев, их растворение в плавильном котле наций и, как следствие, расторжение необратимого Б-жественного завета с праотцом нашим Авраамом. В еврейской истории XX век – это эпоха тотальной ассимиляции и одновременно эпоха массовых неслыханных трагедий, исполнения страшных пророчеств: «и будете есть плоть сыновей ваших… и будете поражены врагами вашими» (Ваикра, 26).
Ассимиляция подобна ядерной цепной реакции. Когда накапливается
критическая масса, следует атомный взрыв фанатичного антисемитизма. Не было в Европе более культурной и просвещенной нации, чем немцы. Но всего за несколько лет этот цивилизованный народ превратился в дикого зверя.
Героиня одного из рассказов американского еврейского писателя Бернарда Маламуда предупреждала перед смертью сына: «Главное, не забывай, что ты еврей. Потому что если забудешь, то «гои» напомнят тебе «. Когда еврейский народ забывает о своей исторической миссии святого народа, ему напоминают – иногда страшным, варварским способом. И степень этого варварства прямо пропорциональна стремлению еврев к ассимиляции.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора