«Казахгейты» большие и малые

Последнее время Казахстан в наших СМИ мелькал только в качестве объекта упражнений британского комика Саши Барона Коэна. Но в каждой шутке есть доля правды, и на прошлой неделе двое крестьян из румынской деревни Глод через своих американских адвокатов обратились в манхэттенский федеральный суд с иском на производителей и прокатчиков фильма «Борат: изучение американской культуры во благо славного народа Казахстана».

Крестьяне Николае Тодораче и Спиридон Чиоребеа заявили, что англичанин Саша Барон Коэн, выступающий в образе казахстанского тележурналиста Бората Сагдиева, снял этот фильм в их деревне, выдав ее за Казахстан, а проживающих там цыган за казахов, а при этом сообщил, что снимает документальную картину о трудной жизни румынских крестьян. Ответчиками в иске названы компания 20th Century Fox Film Corp. и другие фирмы, с которых истцы требуют 30 млн. долларов. Судья Лоретта Преска вернула адвокатам этот иск, предложив переделать его на более конкретный и фактический, если они надеются дать этому делу ход.

Через два дня в Верховном суде штата Калифорния в Лос-Анджелесе был повторно рассмотрен иск двух студентов из Южной Каролины, которые также требуют с Саши Барона Коэна и 20 th Century Fox Film Corp. пока неустановленную сумму за свое участие в скандальном фильме. По сценарию фильма Борат Сагдиев по дороге встречает простых американцев и беседует с ними. В ноябре студенты заявили, что их обманом заманили сняться в эпизоде, где они употребляют спиртные напитки, смотрят порнуху и отпускают расистские шуточки о рабстве и положении меньшинств в США. В результате, отмечено в их иске, одному пришлось уйти с поста главы студенческого братства, а другой потерял «очень важную практику».

В добавление к иску студенты требуют, чтобы эпизод с их участием был вырезан из DVD фильма «Борат», который должен выйти в продажу. Судья Джозеф Байдерман не назначил дату, когда он вынесет решение по этому требованию.

Но это, так сказать, малые «казахгейты». Большой «казахгейт» гремит уже три с половиной года. На прошлой неделе федеральный апелляционный суд Второго округа в Манхэттене постановил, что нью-йоркский банкир Джеймс Гиффен может защищать себя, доказывая, что он давал многомиллионные взятки высшим правительственным чиновникам Казахстана, выполняя секретное задание ЦРУ.

64-летнего Гиффена обвиняют в том, что в 1990-х годах он был посредником между правительством Казахстана и компанией Mobil Oil, которая передала через него 84 млн. долларов в виде взяток за то, чтобы получить концессию на разработку нефтеносных участков. Адвокаты Джеймса Гиффена утверждают, что ЦРУ, Госдепартамент и Белый дом поручили Гиффену секретное задание, которое он и выполнял. Суд разрешил защите банкира представить эти аргументы на публичных слушаниях. Дело «Соединенные Штаты против Джеймса Гиффена» слушается в манхэттенском федеральном суде с 31 марта 2003 года, когда его арестовали в нью-йоркском аэропорту Кеннеди и обвинили в нарушении Закона о коррупционной деятельности за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act).

Инвестиционный банкир и юрист, женатый на дочери Гарри Хопкинса, специального советника и помощника президента Франклина Делано Рузвельта, Гиффен использовал свои связи и в годы холодной войны стал активно выступать за торговлю с Советским Союзом. К 70-м годам на его импортно-экспортную компанию приходилась половина торговли США с Россией. Позже он основал нью-йоркский инвестиционный банк Mercator и возглавил торговую группу из 300 компаний, желавших торговать с СССР. Гиффен сотни раз летал в Москву, вращался там на высшем уровне и в годы перестройки чуть ли не консультировал Михаила Горбачева по таким вопросам, как право советских евреев на эмиграцию. На делах с Москвой он бешено разбогател (по данным федеральной прокуратуры Манхэттена, с 1995 по 2000 год его банк Mercator заработал 67 млн. долларов). Газеты писали, что однажды Гиффен купил любовнице драгоценности за 500 тыс. долларов.

Когда СССР распался, Гиффен быстро сообразил, что такое Казахстан, и стал посредником между американским нефтебизнесом и президентом Нурсултаном Назарбаевым. По данным прокуратуры, Гиффен дал казахстанским руководителям взятку в размере 20 млн. долларов, чтобы заключить контракт на 1,05 млрд. долларов и добиться нефтяной концессии для компании Mobil. Несколько миллионов он заплатил за получение прав на нефтедобычу для компании Texaco. В 1995 — 96 годах Джеймс Гиффен перевел 84 млн. долларов в швейцарские банки на счета, принадлежащие Назарбаеву и другим казахстанским аппаратчикам. После ареста Гиффена освободили под залог 250 тыс. долларов наличными и двух домов в пригородах Нью-Йорка, поскольку судья-магистрат Даглас Итон назначил общую сумму залога в 10 млн.

Виновным он себя не признал, и адвокаты Джеймса Гиффена с первого дня его ареста утверждают, что их клиент регулярно и честно докладывал федеральным службам США обо всем, что он делает в Казахстане, и действовал в интересах ЦРУ и Госдепартамента. В январе прошлого года адвокаты представили пространный меморандум. «По мере роста влияния Гиффена и его значимости в Республике Казахстан, — говорится там, — Соединенные Штаты предпринимали попытки развить свои отношения с Гиффеном, установленные еще в период советской власти. С ним регулярно проводились встречи, на которых от Гиффена требовалось предоставление информации о Республике Казахстан. Основываясь на своем опыте предоставления информации о Советском Союзе и позже Республике Казахстан, Гиффен был абсолютно уверен в том, что он занимает положение, предоставляющее ему уникальную возможность послужить Америке и ее интересам.

Гиффен был убежден — и эта его убежденность всячески поощрялась, — что является важным источником информации о пружинах, действующих внутри коридоров власти Республики Казахстан, и геополитических намерениях государства и его президента. Более того, официальные лица давали понять Гиффену, и он это понимал, что для национальных интересов Америки крайне важно, чтобы он поддерживал близкие отношения с президентом Назарбаевым и имел доступ к информации. Короче говоря, к моменту событий, рассматриваемых настоящим судом, Гиффен полагал, что работает как на правительство Республики Казахстан, так и на определенные структуры правительства Соединенных Штатов».

Завершался меморандум утверждением, что Джеймс Гиффен представил своим контактам из ЦРУ и Госдепа «те самые факты, которые легли в основу его обвинения». Суд этот меморандум во внимание не принял, адвокаты подали апелляцию, и, как сказано выше, сейчас Гиффен получит возможность рассказать присяжным, как было дело. У федеральных властей нет ни малейшего желания, чтобы секретные документы рассекречивались, а потому, как обычно бывает в таких случаях, до суда дело Джеймса Гиффена не дойдет и, скорее всего, закончится соглашением сторон. Процесс этот долгий, но спешить Гиффену некуда, а деньги на адвокатов у него есть.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора