С чего начинается человек. Недельные главы «Тазриа» и «Мецора»

torah«Тазриа»

Описав в конце предыдущего раздела ритуальную нечистоту, исходящую от трупов животных, Тора переходит к законам «нечистоты» применительно к людям. Вначале она знакомит нас с процессом очищения женщины после родов. Затем рассматриваются различные виды поражений наподобие проказы – «цараат», которые появляются на теле человека, его одежде и на стенах дома в наказание за аморальное или антиобщественное поведение. При виде первых изменений на коже человек должен обратиться к священнику-коэну, который определял характер поражения: идет ли речь о «цараат» или кожном заболевании. Коэн изолировал пострадавшего на неделю. Если признаки болезни не менялись, карантин продлевался еще на семь дней, после чего коэн определял статус человека: «чист» или «нечист». В разделе описаны разные формы «цараат». Человек с подтвержденным диагнозом «цараат» должен был отрастить волосы на голове, распороть свои одежды и предостерегающе кричать: «Нечист, нечист!» Он не мог поддерживать нормальные отношения с другими людьми. В разделе рассматривается также явление «цараат» на одежде.

«Мецора»

Продолжая тему ритуальной нечистоты, Тора рассказывает об очищении «прокаженного» («мецора»). Этот процесс занимал неделю. «Мецора» должен был принести серию жертв и окунуться в микву, после чего коэн объявлял его чистым. Если «мецора» был беден, ему разрешалось пожертвовать более дешевых животных. Далее описывается «проказа» еврейских жилищ в Эрец-Исраэль. Как только на стенах дома появлялись первые «язвы», из него выносили вещи, и, если диагноз «цараат» подтверждался, из кладки выламывали пораженные камни и со стен удаляли всю штукатурку внутри и снаружи. При повторном появлении таких «язв» дом полностью сносили. Затем описываются «нечистые» половые выделения у мужчин и женщин. Человек с «истечениями» должен был избегать контактов с другими людьми и с предметами. Сообщается порядок восстановления ритуальной чистоты в подобных случаях.

***

«Если женщина зачнет и родит сына, то нечиста она будет семь дней…» (12:2).

РАШИ комментирует:

«Сказал рав Симлай: «Подобно тому, как Тора описывает формирование человека после каждого домашнего животного, дикого животного и птиц в порядке их сотворения, точно так же «Тора» (человека) объясняется после «Торы» домашнего животного, дикого животного и птицы».

«Тора», о которой говорит РАШИ во второй части приведенной фразы, это свод законов ритуальной чистоты, включающих в себя понятия «тума» (нечистота) и «та’ара» (чистота).

Уместно спросить: ставя законы, относящиеся к человеку, после законов о животных, почему Тора выбрала в качестве примера именно тему ритуальной чистоты? Почему она не взяла одну из других многочисленных тем?

И еще, почему рав Симлай говорит о «формировании» («йецира») человека, а не о его «сотворении» («брия»)?

Ответ таков. Человек состоит из двух начал: физического и духовного. «Йецира», формирование,  относится к его физическому существованию, а «брия», сотворение, к его духовной сути.

Так оно и есть: человек сформировался физически после формирования всех животных. А его духовность предшествовала им.

Вот почему рав Симлай употребил слово «формирование», говоря о физической основе человека, возникшей после животных. И по той же причине Тора выделила законы ритуальной чистоты, которые относятся только к этой «животной» основе.

Злоречие плюс гордыня

 «И повелит коэн взять для очищаемого двух живых чистых птиц, и кедрового дерева, и червленицу, и иссоп» (14:4).

РАШИ поясняет, что чирикающие и поющие птицы напоминают человеку, проходящему «очищение», о его злонамеренной болтовне, на языке Торы «лашон а-ра», за которую он и был наказан.

Однако в другом своем комментарии РАШИ пишет, что человек навлекает на себя кожные поражения, «цараат», своим высокомерным поведением, гордыней, символом которой является кедр.

На самом деле, оба греха, как утверждает рав Овадья бен-Авраам де Бартенура (Бартенура), живший в Италии в 15-16 веках, караются проказой. Он приводит в пример Мирьям, которая была наказана за осуждающие высказывания в адрес своего брата Моше-рабейну, и царя Узиягу, получившего «цараат» за свою гордыню, как сказано в книге Царств.

 На самом деле, эти два греха тесно связаны между собой. Тщеславный человек постоянно ищет недостатки у других людей и публично обсуждает их. Скромные же люди слишком заняты изучением своих собственных изъянов. Им просто недосуг заниматься воспитанием других.

Жадность «мецору» сгубила

«Если же беден он, и нет у него денег…» (14:21).

Антисемиты упрекают  евреев в скупости. Однако факты доказывают обратное: евреи дают больше пожертвований, чем адепты других религий.

Опрос, проведенный на Западе в 2013 году и охвативший около четырех тысяч респондентов, представителей разных конфессий, показал, что среди атеистов сорок процентов дают пожертвования. У мусульман и христиан этот показатель составил тридцать процентов, а у евреев – более сорока. Причем в опросе участвовали только светские евреи. Можно с большой долей уверенности предположить, что религиозные евреи, для которых помогать нуждающимся — важная заповедь, далеко обошли бы всех по этому показателю.

«Цдака» – в наших генах. Это слово переводят с иврита как «пожертвование», но в действительности ничего «жертвенного» в «цдаке» нет. Оно образовано от корня «цедек», справедливо, правильно. Его точный буквальный перевод – «праведность». То, что среди других народов называется благотворительностью, у нас, евреев, не более, чем «правильная» вещь.

В Талмуде (трактат «Йома», 41б) сказано, что во всех случаях богатый человек, обязанный принести жертву, считается выполнившим эту обязанность, даже если даст «жертву бедняка», стоимость которой не дотягивает до его материальных возможностей.

Есть лишь одно исключение из данного правила. Это жертва, описанная в сегодняшнем разделе «Мецора»: в данном случае богач, принесший жертву, равноценную жертве бедного человека, не получит прощения.

В чем причина такого исключения? Почему именно «мецора», человек с кожными поражениями наподобие проказы, имеющий достаточно средств для дорогого приношения, но принесший «дешевую» жертву, не добивается искупления своего греха?

Мудрецы Талмуда учат (трактат «Арахин», 16а), что «мецора» был наказан за свою жадность. Складывается вполне логичная картина. Если богатый человек виновен в грехе скупости и понес за это наказание в виде нарывов, язв и прочее, но, несмотря на свои страдания, пытается откупиться дешевым приношением, которое разрешено только бедняку, ясно, что сверхъестественная кара его ничему не научила. Он не исправился: как был крохобором, так им и остался.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора